double arrow

Между двумя мировыми войнами


Литература и искусство в период

Особенности развития литературы и искусства в 20­30-е гг. 3а четверть века после Первой мировой войны в художественной культуре произошли чрезвычайные события. В развитии художественного и литературного процесса выделяются три крупных периода. В 20-е гг. оп­ределяющее влияние на художественное творчество в за­ падном обществе оказывали первая мировая война и ее не­посредственные последствия. В 30-е гг. мировой экономи­ческий кризис, наступление фашизма, распространение тоталитарных режимов и надвигавшаяся вторая мировая война не могли не сказаться трагическим образом на судь­бе и творчестве литераторов и художников. И наконец, начавшаяся Вторая мировая война (1939-1945) наложи­ла свою особую печать на жизнь интеллигенции всего Мира. Эмиграция писателей и художников из стран, где утвердился фашизм и тоталитаризм, внесла существен­ные изменения в художественную культуру многих стран. Художники, нашедшие убежище в США, способст­вовали превращению Нью-Йорка в международный худо­жественный центр. В творчестве литераторов и художников в 20-30-е гг. особую значимость приобрели социально-политические факторы. Социальные движения вызвали к жизни во мно­гих странах революционные течения в искусстве. Поя­вившиеся тоталитарные режимы создавали свое обслу­живающее эти системы искусство. Обострение борьбы тоталитаризма и демократии определило возрастание идеализации искусства, столкновение полярных тече­ний. К новым явлениям меж военного периода относится и интенсивное развитие интернациональных и националь­ных художественных процессов. Происходит сближение искусства различных стран и народов.

Для общественной и Философской , мысли 20-40-х гг. характерен дальнейший поворот к человеку и его месту в конфликтном мире. Наиболее влиятельным в эти годы ста­новится экзuстенцuалuзм - философия существования (от латинского Экзuстенцuя - «существование»). Его виднейшими представителями в Германии были К. Яс­перс и М. Хайдеггер, во Франции - писатели и философы Ж.П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель, в Испании - Х. Ортега и Гасет. Философия экзистенциализма выросла напочве того глубочайшего кризиса, которым было в эти го­ды охвачено западное общество. Экзистенциализм пытал­ся ответить на трагические умонастроения мыслящихлюдей того времени, помочь человеку найти свое местов мире, обрести свое «я» (свою экзотецию), преодолевотчуждение. Человек делает самого себя, обретает свою сущность, существуя, - это главная заповедь экзистенциализма, идея индивидуальной ответственности чело­века за все, что происходит с ним и другими людьми.

Ситуация личностного выбора - главная тема экзистен­циональной Философии и литературы меж военных лет и периода Второй мировой войны. Большое влияние на общественную мысль и литературу оказала также фило­софская концепция психоанализа 3. Фрейда, философияжизни французского философа А. Бергсона.




Литература. В 20-30-е гг. продолжали свою дея­тельность писатели старшего поколения: во Франции ­ А. Франс и Р. Роллан, в Англии - Б. Шоу, Дж. Голсуорси и Г. Уэллс, в Германии - Г. Манн и Т. Манн, Г. Гаупт­ман, в США - Т. Драйзер, э. Синклер и др. В то же вре­мя появились новые яркие таланты - французы Ф. Мори­ше и Р. Мдю Гар, англичане Р. Олдингтон и с. Моэм, американцы э. Хемингуэй, У. Фолкнер и Ф. Фицджеральд, немцы э. М. Ремарк и л. Фейхтвангер и др.

В 20-е гг. появляется яркая плеяда талантливых моло­дых писателей, создавших так называемую литературу «потерянного поколению). Таким поколением американ­ская писательница Г. Стайн назвала группу американ­ских литераторов, проживавших тогда в Париже (Э. Хе­мингуэй, Д. Дос Пассос и др.). Затем этот термин стало знать направление в литературе 20-х гг., отразившее протест против бесчеловечной бойни Первой мировой вой­ны, настроения пессимизма и разочарования в социаль­ной действительности и образе жизни. В 20-е гг. были опубликованы «Фиеста» и «Прощай, оружие!» э. Хемин­гуэя, «На Западном фронте без перемен» э. М. Ремар­ка, «Смерть героя» Р. Олдингтона и другие произведения в основном участников Первой мировой войны. В это же время были изданы крупные произведения мастеров мо­дернистской литературы. Англо-ирландский писатель Д. Джойс опубликовал роман «Улисс.., австриец Ф. Каф­ка - романы «Америка», «Процесс», «Замок», француз М. Пруст - роман «В поисках утраченного времени», Т. Элиот - поэму «Бесплодная земля».



В Германии в 10-е и 20-е гг. известное влияние приобре­ли писатели и художники-экспрессионисты, в творчестве которых нашло отражение время ломки, крупных общест­венных перемен, кровавых событий. Апокалипсис, Страш­ный суд - ключевые образы поэзии экспрессионизма.

В 20-30-е гг. литература обогатилась в жанровом от­ношении. Обратили на себя внимание социально-психоло­гические романы э. М. Ремарка, Ф. Мориака и др., психо­логические новеллы с. Цвейга, биографические романы А. Моруа. Появляются произведения, составившие рево­люционно-пролетарскую литературу.

Изобразительное искусство. Западноевропейские ху­дожники, представлявшие в начале века новые модерни­стские течения, в 20-е гг. уже стали старыми мастерами. Фовисты, кубисты, футуристы успокоились. Они уже не бунтари, а признанные мэтры, хотя и не создающие ниче­го особо необычного (кроме П. Пикассо). К модернистам постепенно приходит признание, но большинство музее веще не спешит приобретать их произведения. Время звезд ушло. Лишь ряд выдающихся писателей, художников за­воевал международное признание и авторитет.

Мощная творческая личность П. Пикассо воплотила в себе различные течения и направления изобразительно­го искусства, противоречия своего собственного сознания и противоречия жизни и искусства ХХ в. В его произведе­ниях зазвучала тема трагического столкновения света и тьмы. В 1937 г. он написал самую знаменитую свою кар­тину - трагическую композицию «(Герника» (Герника испанский город, уничтоженный фашистскими бомбами). Выставленная в испанском павильоне Всемирной выстав­ки 1937 г., эта картина воспринималась как символ гибе­ли человечества, угрожающей ему со стороны фашизма.

В то же время в первые послевоенные годы отмечается подъем абстрактного искусства. После первой мировой войны инфляция духовных ценностей, постоянная уско­ренная эволюция стилей и направлений, ставшая очень интенсивной во второй половине 10-х ГГ., приводит К по­явлению беспредметного искусства. Эволюция стиля от Сезанна к кубизму и беспредметности осуществляется как логически последовательный процесс.

В авангарде на пути к беспредметности в живописи оказывается русское искусство в лице К. Малевича, соз­дателя супрематизма (от латинского supremis - «выс­ший»), И его последователей. К. Малевич создал свой зна­менитый «Черный квадрат» в 1915 г., но в западноевро­пейском искусстве есть аналогия в творчестве п. Монд­риана. Эта крайняя школа модернистского искусства воз­никла как противоречие кубизму.

Другое русло эволюции стилей, идущее от символизма и стиля модерн, привело к появлению Уникального мето­да абстрактной живописи, основоположником которой был В. Кандинский, практически не имевший прямых по­ следователей. Творчество В. Кандинского равным образом принадлежит как русскому, так и немецкому авангарду.

Если беспредметность, оставив все компромиссы с реаль­ностью на стадии кубизма, идет по пути решительного разрыва с конкретностью, создавая язык универсальных первоэлементов, то абстракционизм Кандинского идет от частного к общему, постепенно освобождаясь (абстраги­руясь) от реальных форм. В отличие от беспредметности в абстракционизме язык не свободен от абстракций с рас­тительными и биоморфными формами и энергиями, хотя они не напоминают 'ничего конкретного. Во второй поло­вине 20-х гг. интерес к абстракционизму снижается. В ря­де стран с авторитарными и тоталитарными режимами это течение подвергается гонениям и запрету. Научно-технический прогресс положил начало форми­рованию новых стилевых направлений в искусстве _ су­прематизма, конструктивизма, рационализма. Станов­ление конструктивизма было продолжением супрематизма К. Малевича. Конструктивизм противостоял отвлеченной философичности супрематизма Малевича, стремясь с по­мощью беспредметной формы найти компромисс искус­ства и техники. В России это направление (В. Татлин, А. Родченко, л. Лисицкий) сыграло важную роль в архитектурном искусстве, дизайне и Строительстве. В Москве с того времени осталось немало зданий, созданных в стиле конструктивизма. Проекты и эскизы русских архитекторов оказали немалое влия­ние на крупнейших западноевропейских зод­чих Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ. Созданная В. Гропиусом в Германии школа «Ваухауз» (1919-1932) провозглашала един­ство всех искусств, отвергала традиционные различия между ремесленником и художни­ком, стремясь создать новые связи между ре­меслами, промышленностью, производством и науками, между художественным творчест­вом и технической творческой мыслью. Его лаборатория дизайна разрабатывала проекты для промышленности. С приходом фашистов к власти в Германии школа прекратила свое существование, но ее деятели продолжали свое творчество в эмиграции. Наряду с этим поворотом к .вещественности., а также к реализму в первые послевоенные годы почти во всех от­раслях искусства и творчества просматривается характер­ная черта - устремленность в будущее, чаяние мирового расцвета и духовного преображения мира посредством ис­кусства.

Кандинский мечтал о создании храма Всемирной уто­пии, Ле Корбюзье строил Город-сад в окрестностях Бордо во Франции.

Однако реальная жизнь не давала оснований для опти­мизма. В это время расцветает и жанр антиутопии (Е. За­мятин, А. Платонов, О. Хаксли, Дж. Оруэлл).

Ужасы Первой мировой войны, ее тяжелые последст­вия и в целом условия послевоенного крутого историче­ского излома породили в Европе движения протеста про­тив действительности и самого искусства. В конце войны и в первые послевоенные годы на смену кубизму, футуризму и экспрессионизму приходят новые течения - да­даизм и затем сюрреализм.

Дадаизм (от бессвязного детского лепета «дада») объ­единил в годы войны небольшую группу швейцарских художников, занимавших агрессивную антиэстетическую позицию. Они отрицали смысл жизни, искусство как творческую деятельность. Отсюда дадаисты увлекались коллажем, фотомонтажом, сооружением механических устройств, маскарадных действий. Они отвергали идею художественного синтеза, намеренно ее пародируя. Да­даисты предлагали творчество без всякой цели, исходя из проявления естества жизни.

Это иррациональное течение вскоре сменилось новым - сюрреализмом, течением, рассматривавшим мир как на­громождение парадоксов, кошмара и социального безу­мия. Сюрреализм также отрицал художественный синтез, создал свою стилевую форму и идейную концепцию аб­сурдности бытия, которое представляется художнику

в виде Пугающих кошмаров и неправдоподобно фантасти­ческих видений. Мировую известность приобрело творче­ство каталонца С. Дали. В 30-е гг. влияние сюрреализма распространилось за пределы Западной Европы, достиг­нув Латинской Америки и Японии. В 20-30-е гг. формируется международное художест­венное пространство, художественные направления при­обретают международный характер, возрастает взаимо­влияние культур и искусств народов мира. Однако в этом процессе наблюдаются региональные, цивилизационные различия. В странах Восточной и Южной Европы, полу­чивших самостоятельность после Первой мировой войны, влияние абстракционизма и иррациональных течений было невелико. Определяющее воздействие на развитие искусства оказывали здесь национально-государственные идеи. В 20-30-е гг. искусство в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки сближается с европейским. Изобра­зительное искусство, особенно в Китае и Японии, откли­кается на опыт творчества, накопленный европейскими школами, на разнообразные течения художественного творчества. Этот опыт создания нового искусства, соеди­няющего национальную художественную культуру с «но­вым традиционализмом» европейской живописи, заметно проявился в Японии, Китае, Индонезии. Примечатель­ным для искусства стран Дальнего Востока в 20-е гг. ста­ло развитие революционного политического искусства.

В нем ведущую роль играли плакат, листовка, газетный рисунок, гравюра. Оно во многом черпало художествен­ные средства не столько из жанровых и традиционных стилей народного творчества, сколько от советской и за­падно европейской революционной графики.

В странах Латинской Америки уже в начале ХХ в. уп­рочилось так называемое «испанское» течение в изобра­зительном искусстве (Мексика, Колумбия, Куба, Чили), а также влияние французских художественных школ и те­чений (в Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Уругвае и др.).

Эти направления не оставили заметного следа в искусстве. Крупные перемены, которые произошли в 20-е гг., были связаны с деятельностью мексиканских художников. Они

провели несколько лет в Европе и впитали новые Идеи. «Великая тройка» (Д. А. Сикейрос, д. Ривера, х. К. Оро­ско) создала образцы новой монументальной живописи. В своих Произведениях они стремились подчас в прямой публицистической форме наглядно объяснить социальные и исторические проблемы. Их творчество совершило пере­ворот в художественной культуре региона.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. В чем состояли особенности развития культуры в 20-30-е ГГ.?

2. Что вы знаете о литературе «потерянного поколения»?

З. Какие новые течения в искусстве Запада возникли в 20-30-е гг.?

4. Чем вызвано резкое столкновение различных взглядов и направлений в искусстве меж военного периода?

5. Что нового внесло искусство в промышленную эстетику и жилищное строительство в межвоенные годы?

6. Какие измене­ния в изобразительном искусстве произошли в 20-30-е гг. в странах Азии и Латинской Америки?

7. В чем особенности официального искусства тота­литарных режимов?

Экономический колледж КазЭУ имени Турара Рыскулова

Дисциплина: «Всемирная история»

Тема № 15: «Вторая мировая война (1939-1945 гг.)»

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: