double arrow

В начале ХХ в


Алматы 2013

Выполнил: Сагынбек Б. А.

§ 26. Наука, общественная мысль, искусство и литература

Фундаментальные науки. На рубеже XIX-XX вв. в раз­витии науки и искусства произошли перемены, которые не без основания сравнивают с качественным и даже рево­люционным скачком. Началась целая полоса научных открытий в фундаментальных науках, названная рево­люцией в естествознании, которая привела к пересмотру прежних представлений о строении материи и в целом о мироздании.

Вслед за первой элементарной частицей - электроном (1897) были открыты протон, позитрон, нейтрон, частицы электромагнитного излучения. За первую треть ХХ в. уче­ные проникли в тайну строения атома и к концу 30-х гг. подошли к практическому освоению атомной энергии. Всемирно известными стали имена физиков-теоретиков М. Планка, Э. Резерфорда, Н. Бора, Дж. Чедвика, П. Ди­рака, П. Кюри, Э. Ферми и многих других. На основе этих открытий получила законченное объяснение периодиче­ская система элементов Д. Менделеева, заложен фунда­мент научно-технической революции второй половины ХХ в.

Теория относительности А. Эйнштейна внесла много нового в понимание пространства, времени и движения.

Физико-математические науки расширили возможно­сти исследований и создали базу для электронно-вычисли­тельной техники.

Были заложены основы науки о передаче наследствен­ных признаков (генетика). Получили развитие новые фун­даментальные науки междисциплинарного характера(физическая химия, биохимия, биофизика, геофизика, геохимия, электрохимия и пр.).

Больших успехов добилась микробиология в создании лекарств нового типа (пенициллин, стрептомицин и дру­гие антибиотики, аспирин, витамины и пр.). Разработаны предохранительные прививки против целого ряда особо опасных болезней.

Развитие фундаментальных наук способствовало уско­рению технического прогресса в первой половине ХХ в., характерной особенностью которого стало создание нового индустриального базиса массового производства.

Научный, технический, общественный прогресс н об­щественная мысль. В конце XIX - начале ХХ в. в стра­нах Европы и Америки происходят серьезные перемены и в интеллектуальном климате, и в духовной жизни. Ре­волюция в естествознании, новая индустриальная эпоха, кризис классических систем мировоззрения побуждали к переосмыслению изменившийся условий жизни и вновь поставили вопрос о ее смысле.

В среде творческой интеллигенции и деятелей науки росли настроения пессимизма и ожидания грядущих со­циальных бедствий. Русский поэт А. Белый писал об этом миро ощущении: (,В 1898-1901 годах мы знали твердо: идет гроза; будет гром; но будут и ослепительные зори: зо­ри в грозе. Это было знанием рубежа..




В это переломное время одна часть философов обрати­лась к классическому философскому наследию Гегеля(неогегельянство), а другая - к Канту (неокантиан­ство). В русле философских исканий того времени была и русская религиозно-философская мысль (д. с. Мереж­ковский, Н. А. Бердяев, с. Н. Булгаков и др.).

В философской полемике того времени сталкивались полярные точки зрения и теории. Распространяются мате­риалистические взгляды, и в то же время усиливается оп­позиция материалистического мировоззрения рациона­лизму и позитивизму XIX в. Американский прагматизм, обвинявший прежнюю философию в отрыве от жизни, в абстрактности, предлагал заняться решением практиче­ских проблем, возникающих в реальной жизни людей. Сторонники «философии жизни», основоположниками которой считаются немецкие философы А. Шопенгауэр и Ф. Ницше, выступали против рационализма, взывая к иррациональному в человеческой психике. Ницше уде­лял главное внимание критике христианства и рациона­лизма, которые «угнетают волю К жизни». Он предлагал преодолеть это угнетающее воздействие путем освобож­дения «жизненных сил» человека, чтобы раскрыть путь к «сверхчеловеку», стоящему « по ту сторону добра и зла». Такие высказывания Ницше справедливо расценивались как оправдание насилия, как подрыв традиционных мо­ральных ценностей. Вместе с тем художественную интел­лигенцию начала ХХ в. привлек ал а в сочинениях Ницше особая образность, своеобразная художественная форма, афористичность, загадочность пророчеств, несвойствен­ных философским сочинениям.



На рубеже веков науки об обществе и человеке обога­тились рядом новых концепций и научных открытий. Большое влияние на многих деятелей науки, культуры и искусства оказало учение французского философа А. Бергсона об интуиции, которую он противопоставлял интеллектуальным методам познания и рассматривал как своего рода инстинкт, позволяющий художнику проник­нуть В суть вещей. Не менее значительным было влияние учения о психоанализе, основы которого были заложены австрийским ученым З. Фрейдом. Главное в психоанали­зе - это открытие бессознательного. Учение о бессозна­тельных импульсах, мотивациях, влечениях позволило Фрейду создать психотерапевтический метод лечения нев­розов, восстановления душевного равновесия пациентов. Со временем психоанализ распространился на филосо­фию, историю, религиоведение, изучение культуры и ис­кусства.

В конце XIX - начале ХХ в. в странах Европы и США получила развитие социология - наука о различных сто­ронах развития общества. Во многих странах довольно популярным было течение социального дарвинизма, со­гласно которому развитие общества определяют биологи­ческие закономерности естественного отбора, выживания наиболее приспособленных. Дальнейшее развитие социо­логии помогло преодолеть ограниченность социал-дарви­низма.

Широкую известность приобрели труды М. Вебера, ко­торый изучал становление капиталистического общества, в частности, он попытался выяснить роль протестантской этики в этом процессе. Вебер считал, что протестантизм с его требованиями личной ответственности и суждением о человеке по его делам оказал решающее влияние на ут­верждение духа предприимчивости, внесение рациональ­ности и эффективности в хозяйственную деятельность. Книга Вебера «Протес» ганская этика и дух капитализма,. многократно переиздавалась во многих странах мира в те­чение всего ХХ в.

Со смутным осознанием переходного характера насту­пившей эпохи, тревожным ожиданием перемен было свя­зано распространение мистики, оккультизма, популярно­сти эзотерических 1 , в том числе восточных, религий.

Основные тенденции в развитии искусства и литера­туры первой половины ХХ в. В первой половине ХХ в. возникают новые жанры, направления и школы в изобра­зительном искусстве, литературе, музыке. В развитии ма­териальной и духовной культуры западного общества ха­рактерны два периода (1900-1914,1920-1930), которые разделены Первой мировой войной.

На рубеже XIX-XX вв. и в годы, предшествующие Первой мировой войне, в искусстве и литературе произо­шел поворот от традиций к новым идеям. Этот перелом в развитии иногда называли декадансом (упадком). За кри­тикой традиционных направлений в искусстве стояли по­иски новых средств художественного выражения действи­тельности.

В 1920-1930-е гг. на искусство и литературу огромное влияние оказывали Первая мировая война, революции, социальные конфликты, кризис культуры, такие явле­ния, как фашизм, тоталитаризм, угроза новой мировой войны. На смену прежним течениям приходят новые, в том числе и антихудожественные, течения.

Особенности развития искусства и литературы в на­чале ХХ в. Умонастроения начала новой эпохи нашли от­ражение в произведениях многих деятелей искусства и литературы, в поиске новых путей в искусстве, в идейных исканиях. Так, на рубеже XIX и ХХ вв. возникло направ­ление - неоромантизм, которое стремилось к синтезу и переосмыслению прошлого европейской (и не только евро­пейской) культуры.

В русле эпохи неоромантизма, провозвестником кото­рого явился композитор Р. Вагнер, развивался литератур­ный символизм. Зародившись во Франции в 60-70-е гг. XIX в. (Ш. Бодлер, П. Верлен, С. Маларме и др.), симво­лизм захватил и другие формы искусства - театр, жи­вопись, музыку. Главным средством художественного познания считался символ. Сочетание реального и таин­ственного, социального и индивидуального, обращение к мифам, поиски мистического откровения и новизны, иносказательность определяли эстетику символизма. Центральным в нем был культ Вечной Женственности как символ и земной прообраз высшего совершенства. В Рос­сии это художественное течение представляли М. Вру­бель, писатели и поэты Вл. С. Соловьев, А. А. Блок, В. Я. Брю­сов, А. Белый, Л. Н. Андреев, композитор А. Н. Скрябин и др.

В изобразительном искусстве символизм воплощался пластическими средствами стиля модерн (от французско­го слова, означающего «новый, современный»). Стиль модерн сочетал различные формы пластических ис­кусств, универсальный декоративный язык и идеи всеоб­щего синтеза - реального и ирреального (идеального), со­единение эстетства и функциональности. Стремление создать совершенные синтетические модели наиболее зримо проявил ось в архитектуре. Архитектор-творец вы­ступал как универсал. Он создавал свое произведение от начала до конца - от составления проекта до архитектур­ной отделки и компоновки предметов интерьера. Так обес­печивалось единство стиля.

В театральном искусстве особое творческое внимание уделялось основным элементам сценического воплоще­ния: живопись декораций, уникальные эскизы костюмов, хореография и сценическое действие становятся органи­ческими, равноправными компонентами, которые созвуч­ны игре актеров. Театр наиболее полно воплотил идеи синтетического искусства. Крупным событием в культур­ной жизни Европы в начале ХХ в. были «Русские сезоны »в Париже, во время которых организовывались выставки, театральные гастроли, встречи деятелей искусства. Моск­ва, Париж, Мюнхен, Венеция в начале ХХ в. стали цен­трами международного обмена в искусстве. В музыкальной культуре неоромантизма ведущее место занимал Р. Вагнер. Позднее поисками синтетического ис­кусства занимался А. Н. Скрябин (опыты светомузыки, создание «музыкальных драм» - мистерий).

В начале ХХ в. большую популярность завоевал новый вид синтетического искусства - кинематограф. Звезды кино начала века -Андре Дид, Макс Линдер, Мэри Пик­форд, Чарли Чаплин - приобрели мировую известность.

«Великий немой» требовал особого искусства жеста, ми­мики, ритма, сочетания декораций и натуры, доходчивых символов и юмора. Кино стало массовым искусством. Новые художественные течения в искусстве: авангар­дизм. Характерный для последней трети XIX в. импрессио­низм (от французского impression - «впечатление.) пере­жил в начале века глубокий кризис. На смену ему пришел целый ряд новых художественных течений, представители которых в основном опирались на стиль модерн.

Французский художник Поль Сезанн первым вышел за рамки импрессионистского видения природы и про­странства, положив начало постимпрессионизму. Он на­

шел новые художественные средства и на своих полотнах как бы раздвинул пространство. На его пейзажах сбегают или обрываются вниз склоны, прогибаются долины, выги­бается зеркало вод, вспухают холмы, громоздятся к не бугорные вершины. Если импрессионисты оживили свет и цвет в изображении, то Сезанн пошел дальше, переосмыс­лив в изобразительном искусстве пространство и время.

Постимпрессионизм открыл дорогу новым художест­венным течениям модернизма, которые отказались от простого воспроизведения видимой поверхности реаль­ных объектов, стремились проникнуть в суть явлений, выразить внутренний мир, характер человека. Они знаме­новали наступление нового, переходного периода в разви­тии живописи, архитектуры, литературы, театрального искусства. Поскольку представители этих течений про­возглашали себя сторонниками нового, авангардного ис­кусства, оно получило название авангардизм.

Большое влияние на развитие авангардной живописи оказал кубизм. Основателями этого направления считают­ся французские художники П. Пикассо и Ж. Брак. Отка­зываясь от свойственной импрессионизму передачи цвета и света, кубисты создавали новые формы многомерной перспективы: разлагая объект на геометрические формы, художники изображали его с самых разных сторон, в том числе и обычно невидимых. На картинах пересекались различные плоскости и геометрические фигуры (полу­окружности, окружности, треугольники, кубы и т. д.). Таким образом кубисты пытались обнаружить некий энергетический центр объекта, его внутреннее содержа­ние. Картина Пикассо «Скрипка» является наиболее характерным примером этого художественного направле­ния, метода и стиля.

Если кубисты изображали мир с помощью рассудочных геометрических форм, то другой французский художник, А. Матисс, опираясь на идеи стиля модерн, обращается к природе, к человеку, используя технику чистых цветов.В искусстве авангарда начала века про слеживаются два основных направления: одно устремлено в будущее, другое обращено к природе и человеку, стремясь уберечь. С картины его от разрушительного напора цивилизации. Об этом говорит картина Матисса «Танец», где выражена идеальная формула декоративной гармонии трех начал - неба, зем­ли и людей, трех цветов - голубого, зеленого и оранжево­го, трех состояний - статики, динамики и их соединения в стремительном танце. Ощущение европейской культурой своей «перезрелости», усталости выражалось в стремлении причаститься и очиститься прикосновением к древним архаическим куль­турам, наследию культуры Востока (Китай, Индия, Япония, Полинезия, Африка, первобытное искусство), а также к первоистокам собственных культур (иконы, готика, лу­бок). Все эти течения, обратившиеся к истокам народного творчества и примитиву , отразились в неоnримитивизме (П. Гоген во Франции. Н. С. Гончарова. М. Ф. Ларионов в России). Поиски идеала духовного спасения и обновления привели П. Гогена в Полинезию, на остров Таити. Его при­влекли нетронутая природа, мудрость древних религий и мифов. Обращаясь к первобытному «варварскому» искус­ству, художественной культуре Востока, П. Гоген стремил­ся создать новый художественный синтез, возвращающий человеку гармоничное слияние с природой.

По пути Гогена пошли и некоторые другие художни­ки. Поездка Матисса в Марокко обогатила его творчест­во новыми красками и сюжетами. Английский художник О. Бердсли многое использовал из японской графики. В свою очередь, его творчество оказало влияние на евро­пейскую книжную и журнальную графику. Влияние ис­кусства Китая, Индии, Египта, персидской миниатюры, негритянской скульптуры, японской графики, мексикан­ских ацтеков, народов Полинезии прослеживается в твор­честве многих выдающихся художников, писателей и по­этов Европы и Америки.

Признанием ценности цивилизации Востока было при­суждение в 1913 г. Нобелевской премии выдающемуся мыслителю и писателю Индии Ра6индранату Тагору.

Среди новых течений в Германии особо выделялся экспрессионизм. В произведениях этого направления под­черкивается стихийное эмоциональное начало, однако в отличие от импрессионизма, стремившегося передать «впечатление», экспрессионизм стремился выразить внут­реннюю, истинную сущность предмета. Это искусство пре­дугадывало время ломки, роковых, кровавых и необрати­мых перемен. Ключевой образ поэзии экспрессионизма ­Апокалипсис, Страшный суд («Сумерки человечества»).

В русле этого течения были и первые произведения авст­рийского писателя Ф. Кафки.

Литература критического реализма. Деятелей искус­ства и литературы начала ХХ столетия волновали не только чисто творческие проблемы, но и социальная не­справедливость, империализм, колониализм, милитаризм и войны - вся сложность и противоречивость жизни. Тревожное состояние кануна социальных потрясений, предчувствие грозы как бы наполняли атмосферу того времени. "у многих литераторов эти чувства порождали настроения пессимизма и тоски. В той или иной форме это находило отражение в их творчестве, где ясно ощущалась тенденция к критике несправедливостей общественного строя, человеческих отношений, судьбы творческой лич­ности в буржуазном обществе.

Французский писатель Р. Роллан создал серию биогра­фических произведений. о выдающихся художниках и му­зыкантах - «Героические жизни». В нее вошли био­графии л. Бетховена, Микеланджело, л. Н. Толстого. Многотомный роман «Жан-Кристоф» раскрывал психоло­гию творческой личности, сложность духовной жизни и судьбы художника.

В ином жанре выступал французский писатель А. Франс. В анти буржуазных романах-памфлетах «Остров пингвинов», «Боги жаждут», .Восстание ангелов» он осу­ждал насилие, войны, в том числе и революционное на­силие, религиозный фанатизм, лицемерие буржуазной морали. В то же время творчество Франса пронизано лю­бовью к человеку, природе и красоте.

На рубеже двух веков произошло обновление драматур­гии. Английский драматург Б. Шоу в эти годы много сде­лал для вывода английской драматургии из идейного и ху­дожественного тупика. Его пьеса «Пигмалион» уже тогда обошла сцены всех ведущих театров мира. Новаторами в области драматургии выступили норвежский драматург Г. Ибсен, который придал драме проблемный характер, и русский драматург А. П. Чехов. Широкую известность в мире приобрели пьесы немецкого драматурга-неороман­тика Г. Гауптмана.

Немецкий писатель Т. М анн создал в начале ХХ в. ряд крупных художественных произведений. Его роман «Вуд­денброки» повествует о вырождении бюргерского рода, упадке его духовных сил и жизнеспособности. На песси­мистических взглядах автора сказалось влияние филосо­фии Шопенгауэра. Своеобразие видения мира Т. Манном отразилось также в его психологических новеллах. В са­мой яркой из них - «Смерть В Венеции» - создано синтетическое, сложное видение проблем, возникающих перед творческим человеком.

Английский писатель Г. Уэл.лс сочинил знаменитые научно-фантастические романы « Человек-невидимка», .Война миров» и др.

Американцы Ф. Норрис, Дж. Лондон, Т. Драuзер, Э. Синклер выступили в начале ХХ в. с рядом крупных произве­дений. «Спрут» Ф. Норриса, «Железная пята» Дж. Лон­дона, «Джунгли» Э. Синклера - наиболее примечатель­ные образцы социальной литературы критического реализма в США.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Назовите основные открытия фундаментальных и отраслевых наук в конце XIX - начале ХХ в. Почему эти научные открытия получили характеристику "революция в естествознании? В чем их практи­ческое значение?

2. Охарактеризуйте общественную мысль западных стран конца XIX - начала ХХ в.

3. Расскажите о новых направлениях в: а) лите­ратуре, б) музыке, в) изобразительном искусстве и архитектуре, г) театре и кино.

4. Назовите видных представителей модернизма, импрессионизма, авангардизма.

5. Перечисленные выше явления в литературе и искусстве на­зывали декадансом. Правильно ли это? Обоснуйте свой ответ.

6. Охаракте­ризуйте вклад России в мировую культуру конца XIX - начала ХХ в.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: