Спиноза

ТЕОРИИ БАЗОВЫХ ЭМОЦИЙ

Атрибут субстанции — свойство субстанции. Любая вещь способна к мышлению, любое проявление субстанции. Мышление — тоже атрибут. Как и протяженность.

Ни душа не м влиять на тело, ни тело на душу, так как мышление и протяженность — два независимых атрибута; как два св-ва мяча — круглый и красный. М ними нет взаимного влияния, есть предустановленная гармония — связь.

Механистический детерминизм: все объясняется движением и взаимодействием тел. Понятие Бога — для того, чтобы объяснить, кто придал первое движение механическим телам. Мир — заведенные часы. Отрицание случайности, причинный детерминизм (в механистической разновидности).

Форма — математические рассуждения; аксиомы, теоремы, леммы.

Учение об аффектах — этическое учение, раздел философии. Делает выводы — как должен жить и поступать человек.

Стремление любой вещи — как можно дольше пребывать в своем состоянии, быть живой. Эмоции нужны для того, чтобы живое существо могло продолжать свое существование. С. отмечает, что собирается выводить знания об аффектах геометрическим путем. Исходит из того, что наша душевная жизнь — тоже часть природы, и там тоже есть жесткие законы. Все эмоции закономерны. Эти законы он изучает.

Аффекты — состояния тела, которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее, а вместе с тем и идеи этих состояний. Т.е. в эмоции и идеи, и состояние тела.

Все, что нарушает существование живой вещи, любое изменение в условиях существования — ведет к аффектам.

Аффекты человека:

- желание — тк каждая вещь стремится быть

- удовольствие — состояние, ч которое душа переходит к большему совершенству

- неудовольствие — -=- к меньшему совершенству

Из этих базовых выводятся все остальные аффекты.

Три принципа образования аффектов из базовых:

1. Изменение представлений о предмете аффекта, познание причины (чел испытал удовольствие — запускается познавательный процесс, почему испытал удовольствие; другой человек сделал приятное — возникает приязнь, любовь и наоборот)

2. Сопереживание. Может родиться к любимому объекту, может родиться и к любому человеку просто потому, что он тоже человек.

3. Ассоциативная связь. Ассоциация по смежности: Если душа подверглась однажды двум аффектам, то в будущем подвергаясь одному, будет появляться и другое. Мб связь эмоция-предмет. Ассоциация по сходству: вещь похожа на то, что обычно причиняет эмоцию, и вызывает ту же эмоцию.

Панэмоционализм — идея, что эмоция присутствует в любом психическом образовании. Любое воспоминание, предмет обязательно сопровождается определенной эмоцией. Существует столько же аффектов, сколько есть объектов в мире.

Разнообразие эмоций. Любовь — удовольствие, сопровождаемое идеей внешней причины. Предмет в будущем/прошлом — тоже предмет эмоциональной оценки.

Надежда — непостоянное удовольствие, возникшее из образа будущей или прошедшей вещи, в исходе которой мы сомневаемся. Страх — непостоянное неудовольствие, также возникшее из сомнительной вещи. Возможны эмоции на те вещи, которые сейчас отсутствуют.

Эмоции могут возникать на эмоции человека.

Зависть — есть сама ненависть, посколько она рассматривается располагающей человека...

Эмоции по отн к себе:

Самомнение — удовольствие, возникшее вследствие того, что человек ставит себя выше, чем следует. Гордость, стыд.

Ревность — ненависть к любимому предмету и зависть третьему.

Амбивалентность эмоций — сосуществование эмоций противоположного знака.

Выводы: С. говорит о завистливой, честолюбивой и одновременно сочувственной природе человека. Мы сострадаем тем, кому плохо; к другому человеку мы чувствуем сопереживание. Но если кому-то хорошо, мы его не любим и завидуем. Это не дефект — таковы законы душевной жизни человека, это заложено природой.

С.: каждый стремится к тому, чтобы все любили то, что он любит, и ненавидели то, что он ненавидит. С. считает, что количество благ ограничено (явно не прописано), все стремятся синхронизироваться.

Аффекты сильны, "человеческое рабство".

3 рода познания:

- чувственное (осязание, зрение, обоняние). Результат — ущербное, неистинное знание — мнение. Чел отражает не объект, а взаимодействие тела объекта и нашего тела.

- рассудочное (опирается на логические выводы, логико-дедуктивное познание — вывод из истинного знания нового истинного знания)

- интуиция (познание бога)

Два последних — истинное познание.

Идея, заключенная в аффекте, может быть истинной, а может быть ложной — это страсти.

Свобода у Спинозы — природная закономерность. Альтернатива — принуждение. Произвольно человек поступить не может — только закономерно. Воля — то же, что разум. Можно освободиться от аффекта и познать его. Человек не может отменить законы природы, но может их познать. Нельзя избавиться от закономерных аффектов, но зная их, можно совладать с ними — и это приобретение свободы.

Принципы совладания с аффектами:

- Ненависть увеличивается вследствие взаимной ненависти, мб уничтожена любовью.

- Ненависть, побеждаемая любовью, переходит в любовь

- Если мы считаем, что вещь обладает свободой воли, наши эмоции к ней будут более сильными, чем к вещи закономерной (споткнуться о ногу/о стул)

- Аффект мб ограничен или уничтожен только противоположным и более сильным аффектом, чем аффект, подлежащий укрощению. Рассудком победить его нельзя.

- К более скорой вещи аффект сильнее, чем к более дальней

- Случайная, не необходимая вещь — к ней аффект слабее, чем к необходимой

Способы совладания с аффектами (чтобы они стали умеренными, не причиняли страданий):

1. Познать идею, лежащую в основе аффекта.

2. Отделить аффект от представления о его причине и соединить его с другими представлениями.

3. Увидеть закономерность появления аффекта. (тогда нет переживания эмоции на эмоцию — ненависть к близкому)

4. Привести в порядок состояния тела (установить "правила жизни"). (Для импульсивных людей: ввести за правила вести себя опр образом в к-л ситуации — никогда не высказываться, пока не сосчитаешь до 10).

5. Созерцательная любовь к богу (поиск причин сущего, познание природы). С. говорит, что когда у чел-а есть выбор, он должен делать то, что он заведомо считает лучшим. Мотив, который хорош в любом плане — это познание.

Пассивные аффекты — страсти, активные — в основе которых лежат правильные идеи. Критерий истинности – самоочевидность (то, что я осознаю ясно и осознанно).

С. ставит вопрос о том, как чел должен поступать по отн к др людям. Говорит, что для чела нет ничего лучше другого человека, поэтому надо стремиться помогать др людям, сохранять их существование, дружить. Добродетельные поступки надо совершать не на основе сострадания, а потому, что так велит разум. Поступать правильно — удовольствие само по себе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: