Инстинкт — потребность, оснащенная генетически предопределенным способом ее удовлетворения (Вилюнас).
И. поведение состоит из отдельных действий, актов. Цели актов задаются генетически, а не создаются самим живым существом. Это поведение надо адаптировать к конкретным условиям среды — для этого нужна психика. Каждое действие в цепочке достаточно обособленно от другого. Задача инстинкта — побудить к конкретным действиям без их отражения (оса-сфекс будет заделывать норку, даже если видела, что оттуда вынули кузнечика, которого та парализовала для питания личинки - см пример у Гиппенрейтер). Наследуется сама программа поведения.
Инстинкты растормаживаются ключевыми стимулами. Они действуют как мотив, и этот мотив врожденный, видотипичный, наследуемый, постоянный.
Наследуются не все признаки ключевого предмета, а отдельные признаки, которые оказывают суммарное действие.
Готовность воспринимать ключевые стимулы можно назвать мотивационной установкой.
Ключевые стимулы:
- пусковые (запускают поведение)
- ориентирующие (поведение строится относительно него)
Мотивационная установка - раздражитель - инстинктивное поведение - снова мотивационная установка. Идет постоянная мотивационная перестройка.
Строение инстинкта:
- цепеобразный — обычная цепочка, когда завершение одного звена запускает следующее
- разветвляющийся инстинкт — существует готовность к разным реакциям на разные стимулы (чайка готова защищать яйца от хищника, охлаждать или согревать яйца в зависимости от их температуры и тд — выбирается та реакция, которая более необходима в данный момент)
Инстинктивные цели задаются генетически вместе с общей программой их достижения.
Стимул — эмоция — реакция: в ходе эволюции аффект остается и в такой форме остается существовать у человека, стимул и реакция размываются. Компоненты инстинктов у человека есть: чихание и тд.
Чем ближе к завершению действия, тем больше в нем инстинктивного; в начале действия — поисковое поведение, много психики (поисковое поведение пищи у человека - мало инстинктивного, а в конце все равно все жуют и глотают).
Инстинкты достраиваются в ходе онтогенеза.
Механизмы развития биологической мотивации:
1) Импринтинг — запечатление объекта в качестве мотивационного. Характеристики:
- быстрота, одноактность;
- существование сензитивного периода, в течение которого такое научение может происходить;
- необратимость (переучиться с Лоренца на утку утенок может, но не с утки на другую утку).
Мотивационная установка в этом случае делится на: готовность действовать каким-либо образом по отношению к стимулу; готовность реагировать на раздражитель его запечатлением.
2) Обусловливание — выработка условного стимула. Вторичное обусловливание. При обусловливании передается эмоциональное отношение на безусловный стимул (боимся зубного врача, он причиняет боль, но мы испытываем страх — то есть передается эмоция, а не сама боль). Это происходит по причинным связям. У человека существует обусловливание, но обладает определенной спецификой, тк он способен к абстрактному мышлению, имеет сознание; обусловливание может устанавливаться по связям, которые были созданы абстрактным мышлением. Но оно может происходить и на непосредственно воспринимаемом уровне (удар током от розетки — будет бояться розетки). Человек может устанавливать:
- причинные связи
- ассоциативные связи
- корреляционнные связи
- сигнальные связи
У человека — семантические, смысловые связи; у животного – только чувственно воспринимаемые.