Теория дифференциальных эмоций Изерда

Лекция 18.04.2013

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Ж.-П. САРТРА

ТЕОРИЯ ЧАРЛЬЗА ДАРВИНА

Заметил, что чем более развито эволюционно существо, тем дифференцированнее у него формы выражения эмоций. То есть эмоции важны для эволюции: помогают животным коммуницировать, понимать чувства др друга, взаимная согласованность животных внутри одного вида. Считал, что выражения эмоций берутся из неких полезных движений, который впоследствии стали выражать эмоций.

Принципы образования мимики и пантомимики:

1. Принцип полезных ассоциированных привычек. Какое-то движение оказывается полезным при определенном душевном состоянии: нахмуривание бровей первоначально возникло как облегчение всматривания вдаль (ассоц. со средоточением, умственным напряжением).

2. Принцип антитезы (перехода в противоположное). Если душевное состояние связано с опр движениями, то когда возникает противоположное состояние, возникает тенденция совершать противоположные движения. (Собака перед врагом — собака перед хозяином).

3. Принцип прямого действия нервной системы. Нервное возбуждение переходит в мышечную дрожь. Повышенная активация НС — дрожь в голосе, покраснение, побледнение, потоотделение и тп.

Сер. 40-х гг 20 века. Рассматривал эмоц сферу с тз экзистенциализма. Опирался на Жанэ, Левина, Фрейда.

Идея Жанэ о том, что эмоция не случайна, закономерна. Эмоции решают определенные цели. Эмоция — способ снятия напряжения (как в экспериментах Дембо с кольцами).

Часть идей Фрейда Сартру нравится, часть не нравится (например, то, что человека оценивают как бы извне, для самого человека душевная жизнь закрыта). Но Сартр поддерживает идею свободных ассоциаций; все есть в сознании. Эмоция тоже явление сознания. Человеку открыто, что означает та или иная эмоция. И символ, и символизируемое заключается в сознание. Просто существует два сознания, или два модуса сознания: рациональное и магическое; эмоция — впадение в это магическое сознание, состояние. Иногда человек сам в него входит — когда не осталось вариантов поведения в рациональном состоянии. "Магическая комедия бессилия".

Изменение данных органов чувств, физиологии придает эмоции реальность. Финальность эмоций, их целесообразный характер — они решают проблему.

Позитивно: аффект — специально организованное новое поведение, которое нужно, чтобы решить проблему.

Минус: только аффекты; то, что не выражено телесно — не эмоция.

(теория базовых эмоций)

В основе всего многообразия эмоц жизни — 10 базовых эмоций. Они выступают как детерминанты поведения, они побуждают, означивают (оценивают) происходящее, участвуют в процессе адаптации. Мотивации и эмоции слиты; побуждение и оценка слиты. У баз эмоций все компоненты (их три: феноменологический — субъективный, переживания; нейрофиз — изменения в ЦНС; нервно-мышечный — эмоц экспрессия, мимика-пантомимика) уникальны для каждой из эмоций.

Стимул действует на кору и лимбическую систему. В них возникает импульс, который передается в гипоталамус. Процессы в нем определяют, какое выражение лица будет у человека (задается экспрессия). Далее моторная кора — поза и тд меняются, выражение лица. Дальше опять идет обратная связь на сенсорную кору (кора+лимб сист). С его тз, субъективное переживание эмоций — результат интеграции в коре обратного афферентного импульса от выражения лица (корковая интеграция — осознание того, что произошло, следовательно, эмоция). Когда человек подавляет выражение лица (подавление импульса от гипоталамуса на моторную кору), все равно появляется эмоция; но не всем удается полностью подавить его (микромоментное выражение лица). Также импульс может проходить сразу на сенсорную кору из гипоталамуса — тк есть устойчивые паттерны импульсов; поэтому переживание остается.

Каждая базовая эмоция выполняет адаптивную функцию. Выражение эмоций во многом универсально.

1. Интерес-волнение: повышенное внимание, любознательность, увлеченность. Мотивирует обучение, разв навыков, творческие стремления, отвечает за мотивацию успеха. Облегчает соц жизнь, способствует развитию эмоц уз, привязанностей. Основа творческой, конструкторской, познават д-тей.

2. Радость. Сопровождается чувством уверенности в себе, переживает собств значимость. Побочный продукт, когда человек чего-то достигает. Устанавливает эмоциональные отношения. Повышает устойчивость к фрустрации, уверенность в себе, приводит к релаксации (ограничивает стремление к успеху).

3. Удивление. Не эмоция в полном смысле слова, скорее, мимолетное состояние. Освобождает НС от следов прежних эмоций, и направляет внимание на новый объект.

4. Горе-страдание / печаль. Горе — человек падает духом, чувствует одиночество, снижение контактов, жалость к себе. Скорбь по успошему вела к сплочению людей. Астенические эмоции. Печаль — функция интеграции прошлого опыта, сплочение. Вызывает сопереживание страдающему человеку. Мотивационная ф-ция — создание более прочных связей с др людьми, обеспечение личностного роста, формирование мех-мов эмпатии.

5. Гнев. (враждебная триада). Адаптивная ф-ция — мобилизация энергии для самозащиты, подавление страха, обострение храбрости, чувства силы, побуждает на борьбу.

6. Отвращение. Мотивирует к избавлению от чего-то.

7. Презрение. Связано с ощущением превосходства над противником. Ведет к его дегуманизации, деперсонализации. Эти три эмоции — средство для борьбы и победы над противником.

8. Страх. Мобилизует человека к бегству.

9. Стыд. Проявление потребности в соц связях. Мотивирует желание человека спрятаться, исчезнуть.

10. Вина. Сходна со стыдом, но когда человек чувствует собственную ответственность в каком-то поступке, когда нарушил правила, моральные нормы. Атрибуция ответственности себе.

Фундаментальные эмоции могут соединяться и образовывать новые эмоции, более сложные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: