Способы приспособления к изменениям условий среды (Северцов):
1) путем изменения строения и функционирования органов;
2) путем изменения поведения:
- медленные изменения наследуемых форм поведения — приспособление к медленно протекающим изменениям внешней среды;
- развитие способности к индивидуальному научению — к быстрым изменениям поведения, к выработке новых способов поведения в ответ на быстрые изменения среды (с помощью психического отражения).
Лоренц считал, что если не проявлять инстинкт, он будет накапливаться. То же касается агрессии: если не дать разрядку, она будет изливаться менее дифференцированно, неизбирательно — это аппетентное поведение.
Гидромеханическая модель инстинкта Лоренца. См. картинку. Есть резервуар, в котором накапливается какая-то энергия. На дне его — отверстие, которое заткнуто пробкой с пружиной. К пружине прикреплена гирька — это внешние сигнальные раздражители. На энергию влияют и внутренние факторы — сама сила энергии, которая давит на пробку сверху. Когда пробку вышибает, проявляется инстинкт. Если были сильны внутренние факторы (и даже если отсутствовали внешние факторы) — это случай аппетентного поведения (то есть энергии накосилось столько, что она вышибла пробку и была направлена на случайный объект). И наоборот, может появиться стимул с такими яркими ключевыми признаками, что даже если организм не вполне готов, инстинктивное поведение все равно проявится.
|
|
Агрессия проявляется по такой же модели. Внешние стимулы агрессии — самец того же вида, появление животного на чужой территории и тд.
Функции внутривидовой агрессии:
- борьба за самку, передача более "сильных" генов потомству
- более сильный самец лучше охраняет детенышей
- равномерное распределение по территории
- ранжирование, выстраивание социальной иерархии животных, которые ведут групповой образ жизни
Есть стимулы, которые запирают агрессию — благодаря им агрессия не обращается на слабых, самок, детенышей. У изумрудной ящерицы – запах и расцветка самки запирают агрессию самца. У собак — запах щенков до 7-8 месяцев; еще собаки показывают живот, чтобы снизить агрессию у доминанта. Есть также "позы покорности", которые прекращают агрессию самца по отношению к другому самцу.
Хищники — высокоагрессивные животные. Они морфологически предрасположены к убийству (когти, зубы и тд). У них есть очень много сигналов, запирающих агрессию.
Животные-каннибалы — те, у которых нет морфологических орудий для убийства (обезьяна). Вот у них запирающих сигналов очень мало. Человек относится к животным-каннибалам. Плюс он создал оружие — это упрощает убийство.
|
|
Лоренц считает, что современному человеку очень сложно разряжать агрессию. В первобытных обществах для этого существовали войны, вражеские соседние племена, охота. У нас же сегодня есть много факторов, которые усиливают агрессию:
- у человека есть определенное физическое пространство, вторжение в которое вызывает агрессию
- большой круг людей, на которых нельзя изливать агрессию: много знакомых, друзей. Лоренц приводит примеры "экспедиционного бешенства": когда группа живет отдельно, типа в экспедиции, все дружат, не на ком вымещать агрессию, она копится, и в итоге неадекватно проявляется. Поэтому, считает он, нужно смотреть фильмы с жестокими сценами, играть в игры, бить чучело начальника и тд.
Люди, которым не дают возможности проявлять агрессию, обращают ее на себя (так, индейцы в резервации, лишенные возможности охотиться, были склонны к суициду, зависимостям). Можно проявлять агрессию в спортивных соревнованиях и тд.
Агрессия такого рода (которая требует разрядки) зависит от ситуативных факторов. Берковиц выделил вознаграждаемую агрессию — это агрессия, которая не осуждается: охота, спортивные состязания, защита слабых и угнетенных. И какие-то вещи, связанные с вознаграждаемой агрессией, типа трофеев и тп, стимулируют проявление агрессии (муж охотнее бьет жену, если на полке стоит трофей со спортивных состязаний).
Машина агрессии Арнольда Басса: коробочка с кнопками от 1 до 10. Человеку-испытуемому дают ученика, говорят, что ученик (подсадная утка) проходит тест на дифференцировочное научение. Если ученик правильно отвечает, человек подает ему световой сигнал. Если неправильно — удар тока, который можно варьировать по силе (от 1 до 10 — в реальности током не бьют, ученик притворяется). При этом оговаривают, что сила научения не зависит от силы удара током. И затем смотрят, какие клавиши нажимает испытуемый. Ученик при этом якобы очень несообразительный. По тому, какие кнопки жмет испытуемый, определяют уровень агрессивности.
Но тут есть момент — по социальным нормам, бить током плохо, и это может сдерживать уровень агрессивности человека. Поэтому ток иногда заменяют неприятным звуковым сигналом. Или смотрят, как долго испытуемый жмет кнопку.
Также для определения уровня агрессивности используют опросники и проективные методики.