Рубинштейн

Психологические теории эмоций Леонтьева и Рубинштейна

По Леонтьеву, эмоции отражают смысл, который имеют для субъекта различные объекты и ситуации, которые воздействуют на живое существо. Эмоции отражают значение событий для конкретного существа. Смысл — отношение между мотивом и чем-либо. Эмоции в основном оценивают. Побуждает же мотив.

Переживание — форма данности эмоции субъекту.

Аффективные следы имеют две тенденции:

1) тенденция к навящевости — распространение аффекта на все объекты, сходные с закрепленным в опыте (Альберт боялся не только кроликов)

2) к торможению — торможение всех произвольных реакций (например, речевых)

Эмоции — субъективная форма существования мотивации. В эмоции дана потребность. Не отрицал и ситуативных эмоций, о которых говорил Леонтьев (они оценивают д-ть), просто дополнял их эмоциями как репрезентацией потребностей. Многие черты потребностей отражаются в хар-ках эмоций. Эмоция, как и потребность — пассивно-активное состояние: в них обнаруживается и зависимость от того, что не хватает, но выражен и волевой компонент, желание добиться чего-то. Эмоции могут побуждать. Эмоции отражают наше отношение к объекту, не сам объект; связку между объектом и потребностью. Эмоции полярны (мб разных знаков). Возможна амбивалентность эмоций.

Панэмоционализм — признание эмоции обязательным компонентом любого психического процесса. Р. разделяет понятие эмоции и эмоциональности (аффективности). Считает, что любой псих процесс включает в себя три компонента: когнитивный (интеллектуальный), волевой и эмоциональность. Эмоциональность — динамическая составляющая д-ти; приспосабливает, адаптирует волевые, когнитивные, моторные функции; отвечает за динамику, определяет темп действия, скорость, тонус, силу. Интеллектуальная — содерж сторона д-ти, волевая — побуждение.

Классификация эмоц сферы человека по уровням ее предметности:

1. Уровень органической эмоц чувствительности: когда эмоц состояние вызвано процессами, происходящими в организме; предмет эмоции не дан, не явлен. Уровень непредметный. Неопредмеченный характер эмоций.

2. Предметные чувства. Напр, ситуативные эмоции: предмет явен для человека, эмоция идет на событие. Высшая ступень уровня — когда эмоции начинают делиться в завис от предметов вообще: моральные, эстетические, интеллектуальные чувства.

3. Мировоззренческие чувства. Напр — предмет предельно абстрактен (чувство трагического, комического, возвышенного). Предмет есть, но он крайне обобщен.

Чем более высокий уровень занимает эмоция, тем выше уровень ее осознания.

Классификация эмоций:

1. Ситуативные эмоции

2. Аффекты

3. Настроения

4. Страсти — глубокое, стойкое, длительное чувство с ярко выраженным волевым моментом стремления, но при этом сочетание с пассивностью; страсть захватывает человека.

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ЭМОЦИЙ

Функции эмоций

1. Функция оценки. Любая теория признает ее.

2. Функция побуждения. Не все признают. Сложные формы поведения разрушаются (дезорганизующая функция), создание нового поведения (организующая функция).

3. Регуляция психической д-ти (прежде всего познавательной). Два аспекта: с одной стороны, эмоции накапливают опыт, который при построении поведения учитывается (аффективный след); с другой стороны, есть функция предвосхищения.

Комментарии к контрольной:

Плюс психоанализа: исследование проблемы мотивации. Именно заслуги в деле мотивации, а не вообще. Ф. изучил проблему неосозн мотивации, доказал сущ псих защит, неосоз мотивов. Минусы: игнорирование культ-ист обусловленности мотивации человека — содержания куль-ист обусловленности мотивации. Отрицание развития мотивации в онтогенезе.

Бих-м. Й-Д: внешняя мотивация. Минусы: игнор соц сущности чел-а, нет иерархии мотивов, опора на гомеостаз. Классификация побуждений по Толмену.

Гуманистич. Минусы: исследования не научны, не повторяемы; эгоцентрическая модель личности, не учит взаимод с другими; рассмотрение С как единственной конечной цели; единственный тип совершенства — отсут культ-историч детерминации; потенциализм; противоречивость теории (как объяснить метапатологии); биологизация природы человека.

Курт Левин. Плюсы: вывел источник детерминации из взаимодействия субъекта со средой; изучил ситуативное развитие мотивации. Минусы: игнор содержания; считал, что вектор — равнодействующая, но иногда чел выбирает не самый сильный, а самый значимый вектор.

Лекция 16.05.2013

Фрустрация

Эффекты фрустрации

- конструктивный

- деструктивный

Толерантность к фрустрации — пороговая величина уровня напряжения, превышение которой ведет к деструктивному воздействию на поведение.

Деструктивные эффекты фрустрации:

1) астенические

- депрессия

- регрессия

2) стенические

- уход в отвлекающую д-ть (убирать перед экзаменом вместо подготовки)

- фиксация (человек "застревает" на какой-то форме поведения, которая уже в прошлом не привела к успеху — человек перезагружает компьютер раз за разом, хотя ясно, что он так не починится; или переживание какой-то ситуации снова и снова, но не анализ ее)

- агрессия

Порог фрустрации определяют разными методиками. Самый известный — тест фрустрационной толерантности Розенцвига (?). Более 20 картинок с разными ситуациями, в пустой квадратик надо вписать ответ — как бы он повел себя в такой ситуации. И потом определяют, какой тип реакции у человека, на кого направлена фрустрация и тд. Есть еще такой же тест деловых ситуаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: