Теории происхождения государства

Прежде всего возникает вопрос о том, когда и в силу ка­ких причин возникло государство. Государство является ис­торическим феноменом, возникшим на определенном этапе исторического развития человечества. Причины возникно­вения государства, вопросы, связанные с его сущностью, предназначением, целями и функциями, являются предме­том острых споров и дискуссий с древнейших времен до на­ших дней. Было бы преждевременно говорить, что по этим вопросам современная политическая наука имеет однознач­ные, приемлемые для всех участников споров и дискуссий ответы.

Существует множество теорий происхождения государства — от теологической, или теократической, до органической и до­говорной. Нет надобности сколько-нибудь подробно аначи-зировать все эти теории, однако все же представляется це­лесообразным очень кратко остановиться на содержании не­которых из них.

Одной из первых возникла так называемая теологическая теория. Ее создатели обосновывали положение, согласно


которому власть дана самим Провидением, государство су­ществует вечно в силу божественной воли и должно руко­водствоваться божественными установлениями. Поэтому все люди обязаны неукоснительно подчиняться существу­ющей власти. Так, еще в законах вавилонского царя Хамму-рапи (1754 г. до н.э.) говорилось о божественном происхож­дении власти царя. В древнем Китае императора называли сыном Неба, от которого он получает мандат на управление своими подданными. Из античных и средневековых авто­ров, разработавших теорию божественного происхождения государства и царской власти, можно назвать таких богосло­вов, как Тертуллиан (ок. 160 — после 220), Аврелий Августин (354—430), Фома Аквинский (1225—1274) и др., которые рассматривали государство как божье творение, призванное установить на земле «Град Божий», передав при этом ски­петр правления королям, царям, императорам.

Важную роль в истории политической мысли сыграла патриархальная теория. Ее отцами-основателями считаются такие мыслители древности, как Платон, Аристотель, Кон­фуций, а также средневековый мыслитель Р. Фильмер. Они смотрели на государство как на большую семью, где монарх является отцом своих подданных, к которым он относился как к членам своей семьи. Аристотель, например, утверж­дал, что государственная власть есть продолжение и разви­тие отцовской власти. По мнению же Фильмера, английская абсолютная монархия берет начало от самого Адама, и Бог, создавший это государство вместе с первым человеком, на­делил монарха всей полнотой власти.

Интерес представляет возникшая во второй половине XIX — начале XX в. теория происхождения государства в ре­зультате насилия. Ее основоположниками были Л. Гумшго-вич, К. Каутский. Е. Дюринг и др. Используя известные из истории факты, свидетельствующие о том, что вся история человечества была полна войнами, завоеваниями и порабо­щением одних народов другими, более сильными народами, они пришли к выводу, что государство является продуктом насилия, с помощью которого более сильный создал госу­дарство, превратив его в орудие управления побежденными. Следует признать, что в аргументах этой группы исследова­телей есть определенное рациональное зерно, поскольку на­силие стало одним из средств образования множества госу­дарств. Именно сильные народы, способные силой оружия подчинить своей воле более слабые народы, создавали вели­кие империи и мировые государства.


Необходимо упомянуть также так называемую органичес­кую теорию, разработанную в XVIII — начале XIX в, предста­вителями европейского консерватизма Э. Берком, Ж. де Мэст-ром, Л. де Бонатьдом и др. Они трактовали государство как живой организм, все части которого неразрывно связаны друг с другом. Каждый из его элементов, составляя единое целое вро­де живого организма, выполняет конкретную функцию, обес­печивая тем самым нормальное функционирование общества и государства.

Очевидно, что государство представляет собой целостную систему в которой отдельные элементы связаны теснейшими отношениями взаимозависимости, взаимодействия и допол­няют друг друга. Однако главная ошибка сторонников этой теории состоит в том, что они по сути дела пытаются перено­сить на государство биологические, природные законы. Тем самым они фактически игнорируют сложные социально-ис­торические, социокультурные, политико-культурные факто­ры, определяющие основные векторы развития общества и государства.

Наибольшую популярность в Новое и Новейшее время получила договорная теория происхождения государства. Она возникла еще в древности. Так, представители древне­греческой школы софистов считали, что государство воз­никло на основе договора между свободными гражданами общества для обеспечения порядка и справедливости в об­ществе, а также гарантий гражданам их естественных прав. Но все же в современном понимании эта теория была разра­ботана мыслителями Нового времени — Г. Грецией, Б. Спи­нозой, Т. Гоббсом, Дж. Локком, Ж.-Ж. Руссо и др.

Суть этой теории состоит в том, что люди, ранее жившие в естественном состоянии войны всех против всех, решив преодолеть такое положение, пришли к согласию создать го­сударство, призванное надежно обеспечить их естественные права, свободы и собственность. Причем в качестве догова­ривающихся сторон выступали либо правитель и поддан­ные, как утверждал Гоббс, либо сами граждане, которые за­ключали договор между собой, как считали Локк и Руссо.

На основе этого договора разбросанные мириады людей превращается в единый народ, который создает гражданское общество и его политическую форму — государство. Гражда­не передают часть своих прав и свобод законно избранной государственной власти, оговорив свои обязательства под­чиняться ей, а государству вменяется обязанность охранять


такие неотчуждаемые права человека, как право на жизнь, свободу собственность.

Значительное место в общественно-политической мысли занимает марксистская теория государства. Создатели этой теории К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин исходили из тези­са о разделении общества на антагонистические классы и о классовой борьбе как определяющего фактора формирова­ния государства. Другой главный тезис марксизма гласил, что общество делится на экономический базис и надстройку. Главное внимание уделялось обоснованию мысли о том, что экономический базис определяет структуру и характер поли­тической и идеологической надстройки. Именно противоре­чие между производительными силами и производственными отношениями служит движущим фактором общественно-ис­торических изменений и соответственно возникновения го­сударства.

Исходя из такой установки, Маркс выделял азиатский, рабовладельческий, феодальный и капитшшстический спо­собы производства, названные им социально-экономичес­кими формациями. По схеме Маркса, в каждой из следовав­ших друг за другом формаций производительные силы контролировались незначительным меньшинством власть имущих, которые использовали свою экономическую волю для эксплуатации подавляющего большинства народа, при­сваивая себе производимый им прибавочный продукт. По­этому, утверждшш Маркс и Энгельс, в каждой формации су­ществовали класс эксплуататоров и класс эксплуатируемых. При рабовладельческой формации это были рабовладельцы и рабы, при феодальной — феодалы и крестьяне, при капи­талистической — буржуазия и рабочий класс. Эта конфликт­ная ситуация порождает классовую борьбу, которая развора­чивается вокруг вопроса о собственности и контроле над средствами производства.

Однако анализ реального положения вещей показывает, что современное национальное государство — при всех воз­можных здесь оговорках — выражает интересы и волю всего общества. Действительно, крупные экономические интере­сы оказывают значительно большее влияние на политику государства, тем не менее современное демократическое го­сударство не может претендовать на жизнеспособность и долговечность без признания его законности большинством населения.


6.2. Что есть государство?

Понятие «государство» используется в двух значениях. Так, когда говорят, например, о вмешательстве государства в экономическую и социальную сферы общественной жизни или когда за тот или иной политический курс оно под­вергается критике, речь идет об институтах и должностных лицах, составляющих в совокупности систему управления. А когда говорят, что Франция, Великобритания, Россия явля­ются государствами, то имеется в виду, что они составляют человеческие сообщества особого типа, особенным образом организованные нации, обладающие суверенитетом. Оче­видно, что эти два значения тесно связаны между собой: го­сударство в первом смысле управляет государством во вто­ром смысле.

Государство является главным и единственным носите­лем политической власти и в этом качестве играет определя­ющую роль в реализации отношений власти. Оно представ­ляет собой базисную структуру обеспечения правления и порядка в обществе. Оно включает систему или, вернее, ме­ханизм управления — правительство, состоящее из конкрет­ных органов и лиц, занимающих официальные должности и осуществляющих власть от имени государства.

Высшие органы государственной власти в лице главы го­сударства и его аппарата, правительства, парламента и су­дебных органов в совокупности играют роль управляющей системы, составные компоненты которой связаны между со­бой сложными организационными, структурными и функ­циональными отношениями. Они принимают решения об­щенационального значения, обязательные для исполнения как всеми без исключения звеньями государственного аппа­рата, так и гражданами.

Обладая специальным профессиональным аппаратом, государство выполняет основные функции по управлению Делами общества и распоряжается его природными^ мате­риальными и людскими ресурсами. Среди этих функций важное место занимают управление социальными и эконо­мическими процессами, сферами духовной жизни, регули­рование социальных, национальных, международных отно­шений,

Важнейшими функциями государства являются также обеспечение сохранности и жизнеспособности общества, до­стижение экономической, социальной и политической ста-





бильности, разрешение возникающих в обществе противо­речий и конфликтов, предотвращение разного рода трудно­стей и бедствий, способных расшатать устои существующей системы.

Во внешнеполитической сфере государство является га­рантом территориальной целостности и невмешательства каких бы то ни было внешних сил, в том числе и иностран­ных государств, во внутренние дела данного государства. Речь идет прежде всего о защите национальных интересов и национальной безопасности. Для реализации этих функций государство использует все имеющиеся у него средства: по­литические, экономические, дипломатические и т.д., а когда это необходимо — и военные. Главным средством обеспече­ния этой последней функции являются вооруженные силы страны.

Ключевая роль государства в мире политического поми­мо всего прочего проявляется в том, что именно вокруг него как выразителя интересов всего общества группируются все остальные политические институты, такие как политичес­кие партии, избирательная система, механизмы выборов и представительства и т.д. Иначе говоря, оно призвано под­держивать целостность и единство множества институтов, выполняющих разнообразные функции управления обще­ственной жизнью.

Если партии и другие институты представляют интересы и позиции тех или иных категорий и групп граждан в поли­тической системе, то государство выражает всеобщий инте­рес. Оно представляет все общество в совокупности, им и от его имени принимаются все без исключения властные реше­ния, касающиеся всех членов общества и обязательные для выполнения всеми ими. Борьба между различными социаль­но-политическими силами разворачивается прежде всего за завоевание государственной власти и рычагов государствен­ного управления.

Если гражданское общество представляет собой арену столкновения и взаимодействия множества частных проти­воречащих друг другу и конфликтующих интересов, то госу­дарство заключает в себе объединяющее всех членов обще­ства начало. Оно преследует цель воспрепятствовать тому, чтобы конфликты различных интересов не достигли взрыво­опасной точки, обеспечивать условия для достижения кон- ' сенсуса по основополагающим вопросам общественно-по­литического устройства.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: