Прежде всего возникает вопрос о том, когда и в силу каких причин возникло государство. Государство является историческим феноменом, возникшим на определенном этапе исторического развития человечества. Причины возникновения государства, вопросы, связанные с его сущностью, предназначением, целями и функциями, являются предметом острых споров и дискуссий с древнейших времен до наших дней. Было бы преждевременно говорить, что по этим вопросам современная политическая наука имеет однозначные, приемлемые для всех участников споров и дискуссий ответы.
Существует множество теорий происхождения государства — от теологической, или теократической, до органической и договорной. Нет надобности сколько-нибудь подробно аначи-зировать все эти теории, однако все же представляется целесообразным очень кратко остановиться на содержании некоторых из них.
Одной из первых возникла так называемая теологическая теория. Ее создатели обосновывали положение, согласно
которому власть дана самим Провидением, государство существует вечно в силу божественной воли и должно руководствоваться божественными установлениями. Поэтому все люди обязаны неукоснительно подчиняться существующей власти. Так, еще в законах вавилонского царя Хамму-рапи (1754 г. до н.э.) говорилось о божественном происхождении власти царя. В древнем Китае императора называли сыном Неба, от которого он получает мандат на управление своими подданными. Из античных и средневековых авторов, разработавших теорию божественного происхождения государства и царской власти, можно назвать таких богословов, как Тертуллиан (ок. 160 — после 220), Аврелий Августин (354—430), Фома Аквинский (1225—1274) и др., которые рассматривали государство как божье творение, призванное установить на земле «Град Божий», передав при этом скипетр правления королям, царям, императорам.
|
|
Важную роль в истории политической мысли сыграла патриархальная теория. Ее отцами-основателями считаются такие мыслители древности, как Платон, Аристотель, Конфуций, а также средневековый мыслитель Р. Фильмер. Они смотрели на государство как на большую семью, где монарх является отцом своих подданных, к которым он относился как к членам своей семьи. Аристотель, например, утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. По мнению же Фильмера, английская абсолютная монархия берет начало от самого Адама, и Бог, создавший это государство вместе с первым человеком, наделил монарха всей полнотой власти.
Интерес представляет возникшая во второй половине XIX — начале XX в. теория происхождения государства в результате насилия. Ее основоположниками были Л. Гумшго-вич, К. Каутский. Е. Дюринг и др. Используя известные из истории факты, свидетельствующие о том, что вся история человечества была полна войнами, завоеваниями и порабощением одних народов другими, более сильными народами, они пришли к выводу, что государство является продуктом насилия, с помощью которого более сильный создал государство, превратив его в орудие управления побежденными. Следует признать, что в аргументах этой группы исследователей есть определенное рациональное зерно, поскольку насилие стало одним из средств образования множества государств. Именно сильные народы, способные силой оружия подчинить своей воле более слабые народы, создавали великие империи и мировые государства.
|
|
Необходимо упомянуть также так называемую органическую теорию, разработанную в XVIII — начале XIX в, представителями европейского консерватизма Э. Берком, Ж. де Мэст-ром, Л. де Бонатьдом и др. Они трактовали государство как живой организм, все части которого неразрывно связаны друг с другом. Каждый из его элементов, составляя единое целое вроде живого организма, выполняет конкретную функцию, обеспечивая тем самым нормальное функционирование общества и государства.
Очевидно, что государство представляет собой целостную систему в которой отдельные элементы связаны теснейшими отношениями взаимозависимости, взаимодействия и дополняют друг друга. Однако главная ошибка сторонников этой теории состоит в том, что они по сути дела пытаются переносить на государство биологические, природные законы. Тем самым они фактически игнорируют сложные социально-исторические, социокультурные, политико-культурные факторы, определяющие основные векторы развития общества и государства.
Наибольшую популярность в Новое и Новейшее время получила договорная теория происхождения государства. Она возникла еще в древности. Так, представители древнегреческой школы софистов считали, что государство возникло на основе договора между свободными гражданами общества для обеспечения порядка и справедливости в обществе, а также гарантий гражданам их естественных прав. Но все же в современном понимании эта теория была разработана мыслителями Нового времени — Г. Грецией, Б. Спинозой, Т. Гоббсом, Дж. Локком, Ж.-Ж. Руссо и др.
Суть этой теории состоит в том, что люди, ранее жившие в естественном состоянии войны всех против всех, решив преодолеть такое положение, пришли к согласию создать государство, призванное надежно обеспечить их естественные права, свободы и собственность. Причем в качестве договаривающихся сторон выступали либо правитель и подданные, как утверждал Гоббс, либо сами граждане, которые заключали договор между собой, как считали Локк и Руссо.
На основе этого договора разбросанные мириады людей превращается в единый народ, который создает гражданское общество и его политическую форму — государство. Граждане передают часть своих прав и свобод законно избранной государственной власти, оговорив свои обязательства подчиняться ей, а государству вменяется обязанность охранять
такие неотчуждаемые права человека, как право на жизнь, свободу собственность.
Значительное место в общественно-политической мысли занимает марксистская теория государства. Создатели этой теории К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин исходили из тезиса о разделении общества на антагонистические классы и о классовой борьбе как определяющего фактора формирования государства. Другой главный тезис марксизма гласил, что общество делится на экономический базис и надстройку. Главное внимание уделялось обоснованию мысли о том, что экономический базис определяет структуру и характер политической и идеологической надстройки. Именно противоречие между производительными силами и производственными отношениями служит движущим фактором общественно-исторических изменений и соответственно возникновения государства.
|
|
Исходя из такой установки, Маркс выделял азиатский, рабовладельческий, феодальный и капитшшстический способы производства, названные им социально-экономическими формациями. По схеме Маркса, в каждой из следовавших друг за другом формаций производительные силы контролировались незначительным меньшинством власть имущих, которые использовали свою экономическую волю для эксплуатации подавляющего большинства народа, присваивая себе производимый им прибавочный продукт. Поэтому, утверждшш Маркс и Энгельс, в каждой формации существовали класс эксплуататоров и класс эксплуатируемых. При рабовладельческой формации это были рабовладельцы и рабы, при феодальной — феодалы и крестьяне, при капиталистической — буржуазия и рабочий класс. Эта конфликтная ситуация порождает классовую борьбу, которая разворачивается вокруг вопроса о собственности и контроле над средствами производства.
Однако анализ реального положения вещей показывает, что современное национальное государство — при всех возможных здесь оговорках — выражает интересы и волю всего общества. Действительно, крупные экономические интересы оказывают значительно большее влияние на политику государства, тем не менее современное демократическое государство не может претендовать на жизнеспособность и долговечность без признания его законности большинством населения.
6.2. Что есть государство?
Понятие «государство» используется в двух значениях. Так, когда говорят, например, о вмешательстве государства в экономическую и социальную сферы общественной жизни или когда за тот или иной политический курс оно подвергается критике, речь идет об институтах и должностных лицах, составляющих в совокупности систему управления. А когда говорят, что Франция, Великобритания, Россия являются государствами, то имеется в виду, что они составляют человеческие сообщества особого типа, особенным образом организованные нации, обладающие суверенитетом. Очевидно, что эти два значения тесно связаны между собой: государство в первом смысле управляет государством во втором смысле.
|
|
Государство является главным и единственным носителем политической власти и в этом качестве играет определяющую роль в реализации отношений власти. Оно представляет собой базисную структуру обеспечения правления и порядка в обществе. Оно включает систему или, вернее, механизм управления — правительство, состоящее из конкретных органов и лиц, занимающих официальные должности и осуществляющих власть от имени государства.
Высшие органы государственной власти в лице главы государства и его аппарата, правительства, парламента и судебных органов в совокупности играют роль управляющей системы, составные компоненты которой связаны между собой сложными организационными, структурными и функциональными отношениями. Они принимают решения общенационального значения, обязательные для исполнения как всеми без исключения звеньями государственного аппарата, так и гражданами.
Обладая специальным профессиональным аппаратом, государство выполняет основные функции по управлению Делами общества и распоряжается его природными^ материальными и людскими ресурсами. Среди этих функций важное место занимают управление социальными и экономическими процессами, сферами духовной жизни, регулирование социальных, национальных, международных отношений,
Важнейшими функциями государства являются также обеспечение сохранности и жизнеспособности общества, достижение экономической, социальной и политической ста-
бильности, разрешение возникающих в обществе противоречий и конфликтов, предотвращение разного рода трудностей и бедствий, способных расшатать устои существующей системы.
Во внешнеполитической сфере государство является гарантом территориальной целостности и невмешательства каких бы то ни было внешних сил, в том числе и иностранных государств, во внутренние дела данного государства. Речь идет прежде всего о защите национальных интересов и национальной безопасности. Для реализации этих функций государство использует все имеющиеся у него средства: политические, экономические, дипломатические и т.д., а когда это необходимо — и военные. Главным средством обеспечения этой последней функции являются вооруженные силы страны.
Ключевая роль государства в мире политического помимо всего прочего проявляется в том, что именно вокруг него как выразителя интересов всего общества группируются все остальные политические институты, такие как политические партии, избирательная система, механизмы выборов и представительства и т.д. Иначе говоря, оно призвано поддерживать целостность и единство множества институтов, выполняющих разнообразные функции управления общественной жизнью.
Если партии и другие институты представляют интересы и позиции тех или иных категорий и групп граждан в политической системе, то государство выражает всеобщий интерес. Оно представляет все общество в совокупности, им и от его имени принимаются все без исключения властные решения, касающиеся всех членов общества и обязательные для выполнения всеми ими. Борьба между различными социально-политическими силами разворачивается прежде всего за завоевание государственной власти и рычагов государственного управления.
Если гражданское общество представляет собой арену столкновения и взаимодействия множества частных противоречащих друг другу и конфликтующих интересов, то государство заключает в себе объединяющее всех членов общества начало. Оно преследует цель воспрепятствовать тому, чтобы конфликты различных интересов не достигли взрывоопасной точки, обеспечивать условия для достижения кон- ' сенсуса по основополагающим вопросам общественно-политического устройства.