Сущность государственного суверенитета

Современное государство немыслимо без суверенитета. Теория национального или государственного суверенитета формировалась вместе с идеей национального государства. ), Заслуга разработки самой идеи национально-государствен- \ ного суверенитета принадлежит французскому политичес- -\ кому мыслителю и правоведу Ж. Бодену (1530—1596). Как полагал Воден, государство образуется тогда, когда слабо связанные политически феодальные владения объединяют­ся под эгидой высшей власти, единого суверена. На отдель­ной территории нет и не может быть власти выше, чем суве-


ренная власть государства. По мнению русского правоведа и политолога П.И. Новгородцева, верховная власть государ­ства едина и неделима в том смысле, что она ни при каких обстоятельствах не может допускать другой власти, стоящей над нею и рядом с нею.

Суверенитет носит универсальный характер, который со­стоит в том, что государству всецело и исключительно принад­лежит верховная власть над всеми другими конкретными фор­мами и проявлениями власти на всей территории, на которую распространяется юрисдикция данного государства. Здесь имеется в виду, что все другие коллективы — общины, семьи, ассоциации, провинции, товарищества и т.д. — занимают под­чиненное в отношении к данному государству положение.

Различается суверенитет внутренний и внешний. Внут­ренний суверенитет — это право и полномочия повелевать всеми людьми, живущими на национальной территории, — как гражданами данного государства, так и негражданами. Внешний суверенитет призван обеспечить единство и неде­лимость территории, неприкосновенность границ и невме­шательство во внутренние дела государства^ Если какое-либо иностранное государство или внешняя сила нарушает границы другого государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то можно говорить о нарушении его суверените­та. А это явный признак слабости данного государства, его неспособности обеспечить собственный суверенитет и на­ционально-государственные интересы.

Другими словами, государство является субъектом поли­тики не только как носитель власти и властных отношений в рамках отдельно взятой страны, но и как главный субъект политических отношений на международной арене. Будучи носителем суверенитета и единой воли составляющих его людей, государство вправе использовать свои полномочия не только внутри страны, но и распространять свои дей­ствия вовне, вступая во взаимоотношения с другими госу­дарствами. Именно государство имеет реальные властные полномочия осуществлять внешнюю политику, выступать в качестве субъекта отношений с другими государствами, за­ключать межгосударственные договоры и соглашения, объяв­лять войну и заключать мир и т.д.

Это обстоятельство приобретает особую актуальность в наши дни, когда усиливаются интеграционные тенденции bo всех сферах жизни мирового сообщества — в экономике,





политике, культуре, когда все страны и народы, регионы и континенты соединяются единой сетью информационных и транспортных коммуникаций, когда система международ­ных отношений приобрела действительно всеохватыва­ющий характер, а международные процессы — поистине глобальные масштабы.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что суверени­тет — основополагающий критерий государства. Если нет суверенитета, то нет и государства. Суверенитет определяет само бытие государства. Он призван обеспечить унифика­цию, единение, самоопределение и функционирование вла­стной системы и служит критерием различения государства от других форм самоорганизации человеческих сообществ.

Сама теория народного суверенитета предполагает, что по­скольку всякая власть исходит от народа, то за ней нельзя при­знать большей божественности, чем за самим народом, пред­ставителем которого эта власть является. Этот тезис стал азбучной истиной почти во всех современных либерально-де­мократических теориях политики и политических системах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: