Современное государство немыслимо без суверенитета. Теория национального или государственного суверенитета формировалась вместе с идеей национального государства. ), Заслуга разработки самой идеи национально-государствен- \ ного суверенитета принадлежит французскому политичес- -\ кому мыслителю и правоведу Ж. Бодену (1530—1596). Как полагал Воден, государство образуется тогда, когда слабо связанные политически феодальные владения объединяются под эгидой высшей власти, единого суверена. На отдельной территории нет и не может быть власти выше, чем суве-
ренная власть государства. По мнению русского правоведа и политолога П.И. Новгородцева, верховная власть государства едина и неделима в том смысле, что она ни при каких обстоятельствах не может допускать другой власти, стоящей над нею и рядом с нею.
Суверенитет носит универсальный характер, который состоит в том, что государству всецело и исключительно принадлежит верховная власть над всеми другими конкретными формами и проявлениями власти на всей территории, на которую распространяется юрисдикция данного государства. Здесь имеется в виду, что все другие коллективы — общины, семьи, ассоциации, провинции, товарищества и т.д. — занимают подчиненное в отношении к данному государству положение.
|
|
Различается суверенитет внутренний и внешний. Внутренний суверенитет — это право и полномочия повелевать всеми людьми, живущими на национальной территории, — как гражданами данного государства, так и негражданами. Внешний суверенитет призван обеспечить единство и неделимость территории, неприкосновенность границ и невмешательство во внутренние дела государства^ Если какое-либо иностранное государство или внешняя сила нарушает границы другого государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то можно говорить о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства, его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы.
Другими словами, государство является субъектом политики не только как носитель власти и властных отношений в рамках отдельно взятой страны, но и как главный субъект политических отношений на международной арене. Будучи носителем суверенитета и единой воли составляющих его людей, государство вправе использовать свои полномочия не только внутри страны, но и распространять свои действия вовне, вступая во взаимоотношения с другими государствами. Именно государство имеет реальные властные полномочия осуществлять внешнюю политику, выступать в качестве субъекта отношений с другими государствами, заключать межгосударственные договоры и соглашения, объявлять войну и заключать мир и т.д.
|
|
Это обстоятельство приобретает особую актуальность в наши дни, когда усиливаются интеграционные тенденции bo всех сферах жизни мирового сообщества — в экономике,
политике, культуре, когда все страны и народы, регионы и континенты соединяются единой сетью информационных и транспортных коммуникаций, когда система международных отношений приобрела действительно всеохватывающий характер, а международные процессы — поистине глобальные масштабы.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что суверенитет — основополагающий критерий государства. Если нет суверенитета, то нет и государства. Суверенитет определяет само бытие государства. Он призван обеспечить унификацию, единение, самоопределение и функционирование властной системы и служит критерием различения государства от других форм самоорганизации человеческих сообществ.
Сама теория народного суверенитета предполагает, что поскольку всякая власть исходит от народа, то за ней нельзя признать большей божественности, чем за самим народом, представителем которого эта власть является. Этот тезис стал азбучной истиной почти во всех современных либерально-демократических теориях политики и политических системах.