Политическую систему характеризуют прежде всего фундаментальные принципы организации и важнейшие ценности, лежащие в ее основе. Как отмечаюсь выше, конфликт и консенсус (согласие) составляют два основополагающих компонента мира политического. Согласие способствует сохранению существующей общественно-политической системы, а конфликт — изменению как определенного политического курса, отдельных государственно-политических институтов, так и самой системы в целом. В сущности политика, как говорилось выше, существует там, где на основе расхождения интересов возникают конфликты, которые она призвана разрешать. Это верно в отношении как национальной, так и международной политических систем.
Проблема того, как разрешаются социальные и иные конфликты в обществе, не может иметь правильного ответа, пока мы не знаем, кто их разрешает, в чьих интересах действуют лица, стоящие у власти. Причем для разрешения конфликтов разные политические силы могут использовать разные пути и средства. Это, в свою очередь, обусловливает существование различных форм правления и режимов, типов правительств; политических партий, организаций, иными словами, политических систем, основанных на тех или иных комплексах идей, принципов, ценностей, установок, институтов и т.д. В соответствии с этими последними проводится типологизация или классификация политических систем.
|
|
Со времен древнегреческих мыслителей Платона и Аристотеля известно множество типологизаций политичес-
ких систем. В античной Греции типологизацию строили на одной и той же модели политической организации — полисе. В наши дни в большинстве случаев используется однолинейная схема типологизаций: либо по вертикали — разграничение и сравнение «низших» и «высших» форм правления (рабовладельческие — феодальные — капиталистические; патриархальные — традиционалистские — рационалистические), либо по горизонтали (коллективистские — индивидуалистические; диктаторские — либеральные; тоталитарные — демократические и т.д.). Поэтому зачастую вне поля зрения остается проблема соотношения разных уровней типологизаций, например соотношение между собой демократии — унитаризма, тоталитаризма — федерализма, демократии — федерализма и т.д.
Учитывая достоинства и недостатки существующих вариантов типологизаций политических систем, мы предлагаем типологизацию, в основу которой положены следующие характеристики: во-первых, природа политической системы — демократия и диктатура и, во-вторых, соотношение различных ветвей и институтов власти — конституционная монархия, президентская республика, парламентская республика и смешанная парламентско-президентская республика — в политической системе демократии и фашизм, нацизм, большевизм и др. — в политической системе диктаторского типа. В первом случае речь идет о типах политической системы, а во втором — о типах политического режима.
|
|
Конечно, любая типологизация является условной и зависит от целей и задач конкретного научного исследования. В реальной жизни указанные типы не всегда могут существовать в чистом виде — политическая практика демонстрирует нам множество переходных форм и национачьных моделей.
Как соотносятся друг с другом указанные уровни типологизаций? Поставим вопрос конкретнее: скажем, как соотносятся демократия, авторитаризм и тоталитаризм с унитаризмом, федерализмом и конфедерализмом? Так, США и ФРГ, где господствует либерально-демократическая политическая система, приняли федеративный принцип государственного устройства. Но федерацией была и Бразилия при авторитарном режиме. В то же время унитарное устройство существовало в нацистской Германии и фашистской Италии, унитарными является большинство современных либерально-демократических государств.
Контуры политической системы в самом общем виде мы уже очертили. Конкретные типы политических систем и государств, сущность демократии, диктатуры в форме авторитаризма и тоталитаризма и их смешанных типов более или менее подробно будут рассмотрены в разделах, посвященных политическим системам демократического и диктаторского типа.
Ранее мы уже отмечали, что при анализе того или иного политического режима возникает правомерный вопрос о том, как это понятие соотносится с понятием «политическая система». Не случайно нередко между ними вообще не делается каких бы то ни было различий, и они используются в качестве синонимов. Например, как уже говорилось, в нашей политологической литературе нередко с одинаковым значением используются понятия «президентский режим» и «президентская система», «парламентская система» и «парламентский режим», «демократический режим» и «демократическая система», «тоталитарный режим» и «тоталитарная система» и т.д.
Существуют ли различия между этими парами понятий и если существуют, то в чем они состоят? Главное отличие политического режима, как будет показано в соответствующих разделах, состоит в том, что политические режимы выделяются в рамках самих политических систем по принципам организации ветвей и конкретных институтов власти, формам и методам осуществления политической власти, а также по той роли, которую играют глава государства и глава правительства, парламент, судебные инстанции. Поэтому они будут рассмотрены в рамках анализа демократической и диктаторской политических систем.