Основные характеристики правового государства

Тема 15. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИКИ

Демократия обладает собственными механизмами и ин­ститутами, призванными обеспечить ее стабильность и эф­фективное функционирование. Одним из таких ключевых механизмов является правовое начало демократического го­сударства. Его значимость столь велика, что о современном демократическом государстве говорят как о государстве пра­вовом.

Представление о правовом государстве основано на двух основополагающих принципах: на принципе порядка в го­сударстве и принципе защищенности гражданина. В право­вом государстве каждый человек вправе рассчитывать на предсказуемость, последовательность и надежность прини­маемых решений, знает свои права и обязанности, четко оп­ределенные законом. Главная цель правового государства — гарантировать права и свободы граждан. Однако для этого необходимо, чтобы и граждане в свою очередь проявляли уважение к законам и институтам существующей системы. Правовое государство стремится установить такой единый и обязательный для всех граждан правовой порядок, который обеспечивал бы им возможно меньшую зависимость от при­хотей политиков.

Исторически требование суверенного и единого государ­ства возникло в ответ на неравенство прав, характерное для средневекового феодального общества. Из курса истории известно, что в тот период правовое положение индивида, его защищенность от произвола властей зависели прежде всего от его сословной и религиозной принадлежности. В средневековой Европе и в России во времена самодержавия не могло быть и речи о равной ответственности перед зако-


ном знати и простонародья. Что касается миллионов крепо­стных крестьян, то они были полностью лишены политичес­ких прав и свобод.

Правовое государство, которое предусматривает единый, обязательный для всех правовой порядок, уничтожение не­равенства и разнообразия прав, зависящих от наследственно­го социального статуса, как раз и было призвано утвердить равносущность всех граждан и принцип равного обеспечения их прав. Основные институты и принципы правового го­сударства сводятся к следующему: политические представи­тельство, выборность власти, парламентаризм, конституци­онализм и разделение властей, отделение церкви от государ­ства и т.д.

Правовое государство в отличие от деспотического или полицейского ограничивает себя определенным комплек­сом постоянных норм и правил. Центральное место среди них занимает принцип разделения властей на три главные ветви — законодательную, исполнительную и судебную. Каждая ветвь власти осуществляет свой четко очерченный круг функций. И вместе они сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая тем самым гарантии против наруше­ния демократических норм и злоупотребления властью. Граждане государства через выборы, проводимые на основе всеобщего и равного избирательного права, имеют возмож­ность контролировать власти и корректировать их действия.

Подзаконность государственной власти неотделима от признания за индивидом неотъемлемых, неприкосновенных прав и свобод, которыми гражданин наделен не по воле го­сударства, а в силу естественного права. Законная власть для своего утверждения и укрепления облекается в форму права, ибо сила сама по себе не создает власти. Государство связано правом, правовыми нормами, и потому оно есть не что иное, как сила, призванная служить праву. Это, в свою очередь, предполагает, что государство не может создавать законы, противоречащие естественному праву. Если закон принят, власти должны действовать в соответствии с ним, пока он не будет отменен.

В правовом государстве право выступает как гарант сво­боды индивида. Под защитой права человек может по соб­ственному усмотрению выбрать место жительства, сферу и род деятельности, образ жизни и т.д. Закон, как уже отмеча­лось, обеспечивает неприкосновенность собственности, жй~ лища, частной жизни, политические и социально-экономи-


ческие права и свободы граждан. Функции государства со-^ стоят в регулировании отношений между гражданами на ос­нове закона. Самоочевидными признаками демократичес­кого правового государства являются смена правительства, Ьостава законодательного собрания в соответствии с резуль­татами всеобщих выборов, участие оппозиции в политичес­ком процессе, отказ партий от неконституционных методов борьбы за власть, другие нормы и принципы парламента­ризма и плюралистической демократии.

Право ставит пределы не только власти государства, но и воле большинства. Большинство, да и народ в целом, при определенных условиях может быть таким же тираном, как и единоличный деспот (добавим: и как правящее меньшин­ство, т.е. элита). Не случайно многие мыслители прошлого, отнюдь не враждебно настроенные в отношении демокра­тии, настойчиво предупреждали относительно опасности тирании большинства. Поэтому очевидно, что идея власти большинства сама по себе не может раскрыть смысла демо­кратии.

Правовое государство, основанное на примате права, обязывает власти руководствоваться критериями объектив­ности и непредвзятости. Право призвано гарантировать за­щищенность личности от возможных злоупотреблений со стороны государственной власти. Оно обеспечивает пред­сказуемость действий людей и самого государства. Его зада­ча — заменить диктат силы диктатом права, исключить практику силового решения спорных проблем, неотвратимо ввергающую общество в состояние войны всех против всех.

В правовом государстве все граждане, будь то президент или рядовой служащий, генерал или солдат, директор завода или работник, занятый неквалифицированным трудом, рав­ны перед законом и несут равную ответственность за его на­рушение. Даже величайшие заслуги перед страной не осво­бождают человека от наказания, если он преступает закон. Глава государства, руководитель крупной корпорации, спортсмен — кумир миллионов болельщиков могут быть привлечены к ответственности по закону.

В этой связи чаще всего вспоминают историю отставки президента США Р. Никсона. Общепризнанны заслуги этого государственного деятеля как перед американским народом, так и перед мировым сообществом. Именно в его президент­ство был положен конец многолетней войне США во Вьет­наме. При Никсоне был заключен советско-американский





договор о противоракетной обороне. Он пользовался боль­шим авторитетом и поддержкой американского народа. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что Никсон два срока подряд (1968, 1972) с большим отрывом от соперников изби­рался на высший государственный пост.

Однако вскоре после победы на выборах 1972 г. обнаружи­лось, что в разгар борьбы за голоса избирателей помощники Никсона пытались установить подслушивающие устройства в штаб-квартире соперников-демократов в отеле «Уотергейт». Президент знал об этом, но скрыл информацию от следствен­ных органов. Когда сведения о неблаговидных действиях чрез­мерно энергичной команды кандидата и о попытках замять скандал просочились в средства массовой информации и ими заинтересовались высшие правоохранительные органы США, над Никсоном нависла угроза импичмента, отстранения от власти по суду. Чтобы избежать судебного разбирательства, Р. Никсон был вынужден подать в отставку и покинуть кресло президента. Таким образом, закон восторжествовал.

В процессе формирования и утверждения правового го­сударства разрабатывалось и закреплялось не только законо­дательное обеспечение индивидуальных прав и свобод, но и утверждалась власть государства в качестве главного гаранта нормального существования и функционирования граждан­ского общества, его основных институтов, принципов и ценностей. Правовое государство имеет ряд общих и объе­диняющих всех членов гражданского общества правовых ос­нов, которые по своей сути носят надклассовый характер.

В гражданском обществе концентрируются частные, не­редко противостоящие друг другу интересы. Правовое госу­дарство, выражающее всеобщую волю граждан, призвано примирить и совместить эти интересы в реальном жизнен­ном процессе. Конечно, имущие классы стремятся превра­тить институты власти в орудие своего господства. История знает немало примеров, когда экономическое господство собственников уживается с разными формами государства и политических систем — как с диктатурой, так и со своего рода олигархической республикой. Но демократические принципы, заложенные в основу государственного устрой­ства, обеспечивают значительную степень независимости государства, деятельности его институтов от тех или иных экономических и социально-классовых интересов. Гаранти­ей этой независимости служит существование гражданского общества и правового государства.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: