Тема 15. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИКИ
Демократия обладает собственными механизмами и институтами, призванными обеспечить ее стабильность и эффективное функционирование. Одним из таких ключевых механизмов является правовое начало демократического государства. Его значимость столь велика, что о современном демократическом государстве говорят как о государстве правовом.
Представление о правовом государстве основано на двух основополагающих принципах: на принципе порядка в государстве и принципе защищенности гражданина. В правовом государстве каждый человек вправе рассчитывать на предсказуемость, последовательность и надежность принимаемых решений, знает свои права и обязанности, четко определенные законом. Главная цель правового государства — гарантировать права и свободы граждан. Однако для этого необходимо, чтобы и граждане в свою очередь проявляли уважение к законам и институтам существующей системы. Правовое государство стремится установить такой единый и обязательный для всех граждан правовой порядок, который обеспечивал бы им возможно меньшую зависимость от прихотей политиков.
Исторически требование суверенного и единого государства возникло в ответ на неравенство прав, характерное для средневекового феодального общества. Из курса истории известно, что в тот период правовое положение индивида, его защищенность от произвола властей зависели прежде всего от его сословной и религиозной принадлежности. В средневековой Европе и в России во времена самодержавия не могло быть и речи о равной ответственности перед зако-
ном знати и простонародья. Что касается миллионов крепостных крестьян, то они были полностью лишены политических прав и свобод.
Правовое государство, которое предусматривает единый, обязательный для всех правовой порядок, уничтожение неравенства и разнообразия прав, зависящих от наследственного социального статуса, как раз и было призвано утвердить равносущность всех граждан и принцип равного обеспечения их прав. Основные институты и принципы правового государства сводятся к следующему: политические представительство, выборность власти, парламентаризм, конституционализм и разделение властей, отделение церкви от государства и т.д.
Правовое государство в отличие от деспотического или полицейского ограничивает себя определенным комплексом постоянных норм и правил. Центральное место среди них занимает принцип разделения властей на три главные ветви — законодательную, исполнительную и судебную. Каждая ветвь власти осуществляет свой четко очерченный круг функций. И вместе они сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая тем самым гарантии против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. Граждане государства через выборы, проводимые на основе всеобщего и равного избирательного права, имеют возможность контролировать власти и корректировать их действия.
Подзаконность государственной власти неотделима от признания за индивидом неотъемлемых, неприкосновенных прав и свобод, которыми гражданин наделен не по воле государства, а в силу естественного права. Законная власть для своего утверждения и укрепления облекается в форму права, ибо сила сама по себе не создает власти. Государство связано правом, правовыми нормами, и потому оно есть не что иное, как сила, призванная служить праву. Это, в свою очередь, предполагает, что государство не может создавать законы, противоречащие естественному праву. Если закон принят, власти должны действовать в соответствии с ним, пока он не будет отменен.
В правовом государстве право выступает как гарант свободы индивида. Под защитой права человек может по собственному усмотрению выбрать место жительства, сферу и род деятельности, образ жизни и т.д. Закон, как уже отмечалось, обеспечивает неприкосновенность собственности, жй~ лища, частной жизни, политические и социально-экономи-
ческие права и свободы граждан. Функции государства со-^ стоят в регулировании отношений между гражданами на основе закона. Самоочевидными признаками демократического правового государства являются смена правительства, Ьостава законодательного собрания в соответствии с результатами всеобщих выборов, участие оппозиции в политическом процессе, отказ партий от неконституционных методов борьбы за власть, другие нормы и принципы парламентаризма и плюралистической демократии.
Право ставит пределы не только власти государства, но и воле большинства. Большинство, да и народ в целом, при определенных условиях может быть таким же тираном, как и единоличный деспот (добавим: и как правящее меньшинство, т.е. элита). Не случайно многие мыслители прошлого, отнюдь не враждебно настроенные в отношении демократии, настойчиво предупреждали относительно опасности тирании большинства. Поэтому очевидно, что идея власти большинства сама по себе не может раскрыть смысла демократии.
Правовое государство, основанное на примате права, обязывает власти руководствоваться критериями объективности и непредвзятости. Право призвано гарантировать защищенность личности от возможных злоупотреблений со стороны государственной власти. Оно обеспечивает предсказуемость действий людей и самого государства. Его задача — заменить диктат силы диктатом права, исключить практику силового решения спорных проблем, неотвратимо ввергающую общество в состояние войны всех против всех.
В правовом государстве все граждане, будь то президент или рядовой служащий, генерал или солдат, директор завода или работник, занятый неквалифицированным трудом, равны перед законом и несут равную ответственность за его нарушение. Даже величайшие заслуги перед страной не освобождают человека от наказания, если он преступает закон. Глава государства, руководитель крупной корпорации, спортсмен — кумир миллионов болельщиков могут быть привлечены к ответственности по закону.
В этой связи чаще всего вспоминают историю отставки президента США Р. Никсона. Общепризнанны заслуги этого государственного деятеля как перед американским народом, так и перед мировым сообществом. Именно в его президентство был положен конец многолетней войне США во Вьетнаме. При Никсоне был заключен советско-американский
договор о противоракетной обороне. Он пользовался большим авторитетом и поддержкой американского народа. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что Никсон два срока подряд (1968, 1972) с большим отрывом от соперников избирался на высший государственный пост.
Однако вскоре после победы на выборах 1972 г. обнаружилось, что в разгар борьбы за голоса избирателей помощники Никсона пытались установить подслушивающие устройства в штаб-квартире соперников-демократов в отеле «Уотергейт». Президент знал об этом, но скрыл информацию от следственных органов. Когда сведения о неблаговидных действиях чрезмерно энергичной команды кандидата и о попытках замять скандал просочились в средства массовой информации и ими заинтересовались высшие правоохранительные органы США, над Никсоном нависла угроза импичмента, отстранения от власти по суду. Чтобы избежать судебного разбирательства, Р. Никсон был вынужден подать в отставку и покинуть кресло президента. Таким образом, закон восторжествовал.
В процессе формирования и утверждения правового государства разрабатывалось и закреплялось не только законодательное обеспечение индивидуальных прав и свобод, но и утверждалась власть государства в качестве главного гаранта нормального существования и функционирования гражданского общества, его основных институтов, принципов и ценностей. Правовое государство имеет ряд общих и объединяющих всех членов гражданского общества правовых основ, которые по своей сути носят надклассовый характер.
В гражданском обществе концентрируются частные, нередко противостоящие друг другу интересы. Правовое государство, выражающее всеобщую волю граждан, призвано примирить и совместить эти интересы в реальном жизненном процессе. Конечно, имущие классы стремятся превратить институты власти в орудие своего господства. История знает немало примеров, когда экономическое господство собственников уживается с разными формами государства и политических систем — как с диктатурой, так и со своего рода олигархической республикой. Но демократические принципы, заложенные в основу государственного устройства, обеспечивают значительную степень независимости государства, деятельности его институтов от тех или иных экономических и социально-классовых интересов. Гарантией этой независимости служит существование гражданского общества и правового государства.