Место и роль и избирательной системы

Институт всеобщих выборов является одним из важных элементов современной политической системы. Именно роль института выборов как инструмента легитимизации и стабилизации существующей системы и обусловила в насто­ящее время действие всеобщего избирательного права в по­давляющем большинстве стран. Но для его утверждения по­надобилась длительная борьба демократических сил на протяжении более чем двух веков.





Центральная проблема, которой занимаются партии, — это избирательный процесс. Лишь выигрывая на выборах и завоевывая выборные должности, партия и ее руководство в состоянии утвердить свои позиции и добиться власти для достижения своих целей. Успех на выборах является непре­менным условием выживания партии и мерой ее эффектив­ности и жизнеспособности. Поэтому естественно, что кон­курентную политическую партию отличает от всех других форм политической организации то, что в центре ее внима­ния всегда стоит вопрос о выборах. Она не всегда может при­нимать решения тактического характера, а в самой тактике нередко возможны и ошибки, но в долговременной перспек­тиве, если партия стремится остаться дееспособным конку­рентом, завоевание выборных постов должно быть ключевым фактором в партийных решениях. В глазах избирателей мери­лом положительной или отрицательной оценки деятельности партий опять же является успех последних на выборах.

В современных условиях для большинства населения ос­новной, а зачастую и единственной формой участия в поли­тике является участие в избирательном процессе. Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом, в отдельной области, штате, земле, на муни­ципальном уровне, в избирательном округе, определить сте­пень доверия избирателей к той или иной партии, конкрет­ным ее лидерам, кандидатам, программным установкам и т.д. Они позволяют избирателям делать продуманный, осоз­нанный выбор в пользу той партии и программы, которые, на их взгляд, в наибольшей степени соответствуют их пози­циям и интересам. В свою очередь, партия, претендующая на успех, во время предвыборной кампании должна убедить как можно более широкий круг избирателей в том, что именно она лучше всех других партий способна решить стоящие пе­ред обществом проблемы, защитить интересы большинства населения.

Успех на выборах обеспечивает приток финансовых средств в партийную кассу и в фонд избирательной кампании. Это, в свою очередь, является необходимым условием эффективного функционирования и выживания партий.

Перечень разного рода должностей и постов, замеща­емых с помощью выборов, довольно велик. Выборы как ме­ханизм замещения широкого круга должностей охватывают все уровни государственности от центрального до местного, от президента страны или главы правительства до руково­дителей местного управления. В Российской Федерации,


например, раз в четыре года проводятся общенациональные выборы, на которых избираются Президент РФ, члены Госу­дарственной Думы, а также депутаты законодательных со­браний субъектов Федерации. Избираются также главы мест­ных администраций и члены муниципалитетов.

В большинстве стран процесс и порядок проведения избирательных кампаний регламентируется установленны­ми законодательными нормами. Например, отличающееся большой строгостью избирательное право Японии запреща­ет делать подарки избирателям, привлекать их обещанием продвижения по службе, обходить дома избирателей с целью предвыборной агитации и т.д. В ФРГ запрещено публико­вать результаты опросов общественного мнения за две неде­ли до выборов, а в Англии — в день выборов.

Регламентируется также использование средств массовой информации, особенно телевидения и радио. Например, за­конодательно устанавливается общий период времени, от­водимого в СМИ для ведения избирательных кампаний, принципы его распределения между партиями и кандидата­ми, составляется расписание, в соответствии с которым об­щее время разбивается по дням избирательной кампании.

В основе регламентации избирательных кампаний лежат три важнейших принципа. Это, во-первых, обеспечение равен­ства возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов. Суть этого принципа состоит в том, что всем участ­никам выборов предоставляется равный максимальный лимит расходов на их проведение. С одной стороны, ограничиваются суммы пожертвований частных лиц и организаций в фонды из­бирательных кампаний, с другой стороны, во многих странах государство берет на себя финансирование предвыборной кам­пании. В то же время всем партиям и кандидатам предоставля­ется равное время на радио и на телевидении и т.д.

Во-вторых, это так называемый принцип лояльности, в соответствии с которым кандидаты обязаны вести себя ло­яльно по отношению к своим противникам, не допускать каких бы то ни было фальсификаций, оскорблений против­ника и т.д. В-третьих, это нейтралитет государственного ап­парата, его невмешательство в ход предвыборной борьбы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: