Ход урока.
Логопед просит учеников назвать имя своего соседа сзади, спереди, слева, справа.
1. Развитие зрительного гнозиса.
– Какие печатные буквы “спрятались” в этой фигуре? (Т, П, Г)
– Какая буква лишняя? Почему? (Г. Потому что П, Т – глухие согласные, а Г – звонкая.)
– Какие заглавные буквы “спрятались” в этой букве? (Т, П, Г)
Вывод: написание букв п – т похоже, поэтому их можно перепутать.
2. Логопед читает сказку “Торопыжкина беда”.
Первого сентября вместе с другими малышами Торопыжка пошел в школу. Там он быстро научился читать и писать. Но при этом приключилась с ним вот какая беда.
Из-за вечной своей торопливости не хватало у него терпения букве т третью ножку дописывать, и получалось у его буквы т только две ножки. Пишет Торопыжка: “Я хочу конфету”, а получается у него: “Я хочу конфепу”.пишет он другу: “Пойдем гулять”, а друг читает: “Пойдем гуляпь”.
Стали над Торопыжкой все смеяться. Пошел он к Знайке и рассказал ему о своей беде. А Знайка у него спрашивает: “какую букву ты напишешь в начале слова “три”? “Т” – отвечает Торопыжка. “Так вот, запомни, – говорит Знайка, – что у буквы т три ножки. Слово “три” поможет тебе не ошибаться и не путать букву т с буквой п, у которой только две ножки. Помни об этом и престань торопиться!”
|
|
3. Дифференциация букв п – т
Логопед: У буквы п две (пара) ножек. В слове “пара” первый звук [п]
У буквы т три ножки. В слове “три” первый звук [т].
Сколько палочек в букве п?
Дети: Две. Пара.
Логопед: Какую букву можно написать с их помощью?
Дети: п.
4. Дифференциация звуков [п] – [т].
Уточнение артикуляции звука [п]: сомкнутые губы
Уточнение артикуляции звука [т]: кончик языка упирается в верхние передние зубы Сопоставление звуков [п] – [т] по артикуляции.
Общее: согласные, глухие, взрывные.
Разное: место преграды: [п] – губы, [т] – зубы.
Вывод: запоминаем наши “опоры”:
Звук [п] – “взрываются ” губы; буква п – пара элементов (ножек).
Звук [т] – язык упирается в зубы; буква т – три элемента (ножки).
5. Работа с картинками
ботинки, утка, полка, лампа, тетрадь, платье.
– Расставьте на наборном полотне картинки в два ряда – по наличию в слове звука [п] или [т].
– Почему картинку “платье” поставил в третий ряд? (Потому что там есть и звук [п], и звук [т])
– Вспомните картинки, в названии которых был звук [п]. (Полка, лампа)
– Вспомните картинки, в названии которых был звук [т]. (Утка, ботинки; тетрадь – здесь два звука [т])
– Какое слово мы не назвали? (Платье)