Питер Брейгель Старший 1525-1530-1569
Урок
Получил прозвище мужицкий из-за своего пристрастия к изображению простого люда и крестьян. Учился у художника романиста Питера Коха Ван Алста.Начинал как гравёр. Трагические, наполненные иносказаниями произведения. Ввел в искусство новых героев- нищих, крестьян, калек. Отражал социальные противоречия. Его картины обусловили развитие крестьянского бытового жанра.
«Пословица, или синий плащ» 1559
Все пространство картны насыщено забавными сценами и нелепицами, которые иллюстрируют народные пословицы: герои произведения бьются головой о стену, пытаются сделать заведомо невозможное, грызут столбы- лицемерят, сидят в зоне между двумя стульями- проявляют нерешительность, жарят селедку, чтобы поесть икры- сорят деньгами, привязывают черта к подушке- не боятся ни Бога ни дьявола. Кроют крышу блинами- с жиру бесятся, целуются под метлой- сожительствуют без венчания. В центре композиции молодая женщина в красном платье надевает на мужа синий плащ- наставляет ему рога.
«Охотники на снегу» 1565
Принадлежит циклу 12 месяцев из картин каждая из которых объединяют приметы 2 месяцев года. Цикл начинается с Пасхи (апрель-май) но эта картина утрачена
Июнь-июль- сенокос
Август-сентябрь- жатва
Октябрь –ноябрь- возвращение стада
Декабрь-январь- охотники на снегу
Февраль-март- хмурый день
Разворачивается панорама, увиденная сверху зимнего пейзажа, где важна любая деталь. Картина построена на контрастах.
«Притча о слепых» 1568
Процессия слепцов, проходящих мимо по безлюдной деревне- это аллегория духовности слепого человека. Это иллюстрация поговорки, когда слепой ведет слепого- оба они покатятся в яму. В унылом пейзаже не чувствуется присутствие Бога, но изображение церкви на заднем плане- символ надежды.
Живописец, гравер, теоретик искусства.
Все образы Дюрера охвачены сомнениями и размышлениями, несут в себе огромную силу и энергию, в гравюре многосложность и запутанность композиции, бурная орнаментальность линий, динамизм ритмов.
«Автопортрет» 1500
На черном поле художник вывел две симметричные надписи золотом: слева дату и подпись монограмму. Справа- я, Альбрехт Дюрер, Нюрнбержец, написал так себя вечными красками.
Создал арию ксилографий на тему апокалипсис, состоящую из 15 листов, которая представляет тревожный дух, представляющий времени и гармонии.
«Четыре всадника»
Всадники: смерть, суд, война, мор
Яростно проносится над землей не щадя ни королей, ни простолюдинов, клубящиеся облака- горизонтальные штрихи фона увеличивают скорость бешенного галопа, но есть момент остановки движения: стрела лучника, который упирается в правый край гравюры и словно останавливает действие.