Сезонность перевозок речным транспортом кроме природных факторов осложняется наличием грузов которые производятся более или менее равномерно, а потребляются сезонно. Возможно это явление и наоборот.
Следствием сезонности является:
- Необходимость создания производственных запасов, что увеличивает потребность предприятия в оборотных средствах и снижает его платежеспособность.
- Под созданные запасы необходимо проектирование и строительство складских помещений, что потребует дополнительных капиталовложений и эксплутационных затрат.
- Создание запасов неизбежно приводит к потере груза при хранении.
- Все перечисленные выше факторы ухудшают экономические показатели, снижают прибыль, рентабельность, фондоотдачу, возрастает себестоимость и удельная фондоемкость.
Исследование характера потребления выполняем на основе данных об остатках на начало следующего квартала и остатках на конец квартала. Данные берем из отчетных форм: 1-СН, 2-СН, 3-СН, 4-СН.
Для проведения анализа строим куммуляту, аппроксимируем ломаную линию лекальными кривыми.
|
|
I | II | III | IV |
20% | 30% | 40% | 10% |
|
I II III IV
Строим на основе куммуляты таблицу:
Месяц | уi | D yi | Ki |
уi – месячные данные потребления, снимаем с кумуляты
D yi = уi - уi-1 – потребление за соответствующий месяц
- коэффициент сезонности, показывает отклонение от средней величины
Результаты анализа могут быть использованы при решении следующих задач:
1. Восстановив перпендикуляр из любой точки оси х можно определить расход на эту дату и остаток.
2. Зная даты начала и конца навигации можно определить долю навигационного потребления и межнавигационного запаса
S Q мн = S Q - S Q нп
S Q = S Q мн + S Q нп
S Q нп = d нп × Q где: d нп – доля навигационного потребления
S Q мн = (100 - d нп)× Q
3. Исходя из этого решаем следующие задачи:
3.1. Под межнавигационный запас проектируем складские площади под хранение груза и устанавливаем сумму капиталовложений и эксплутационных расходов
К = S × Куд - капиталовложения
S – площадь базы хранения
Куд – стоимость строительства 1м2
где:
r – т/м2 – сколько тонн груза приходится на 1 м2 складской площади
g - коэффициент складских помещений
3.2 Рациональное обоснование схем завоза на малые реки малотоннажным и среднетоннажным или крупнотоннажным флотом
|
|
3.3 Осуществление распределения перевозок между различными видами транспорта
- Используем коэффициент неравномерности Куд, определяем расход груза на любой месяц
- Использовать в расчетах данные по созданию запасов, которые рационально завозить по железной дороге, если такая возможность существует
- Использовать данные анализа при расчете омертвления грузовой массы в период хранения
- При самостоятельном расчете коэффициента неравномерности и обоснования его для совместимых грузов
08.11.00 10:02