double arrow

Анализ контингента, производительности труда и заработной платы


Анализ прибыли

Прибыль бывает

- плановая,

- сверхплановая

Информацию о наличии прибыли получаем из квартального или годового отчета (форма Б-9). В бухгалтерском балансе есть приложение о прибылях. Прибыли и убытки в аналитическом учете отражаются на активно-пассивном счете (счет № 80). В квартальных и годовых отчетах дается нарастающим итогом. Общая сумма прибыли распределена на прибыль от перевозок, ПРР, вспомогательного производства, прочих видов основной эксплутационной деятельности. Аналогично отражаются убытки. Прибыль от перевозок фиксируется по видам перевозок. В конце отчета отражаются прибыли и убытки возникающие на предприятии в виде пени, штрафов, неустоек полученных и уплаченных.

Отдельно фиксируются убытки от аварий как результат ликвидации ОПФ. Все эти данные отражаем по отчету и плану. Для проведения анализа используем метод сравнения, где по абсолютным и относительным отклонениям сравниваем план и отчет. Далее рассчитываем структуру, за тем проводим исследования направлений использования прибыли с разбивкой на плановую и внеплановую (сверхплановую).




Прибыль обычно распределяется в следующем порядке:

  1. Фиксированные платежи госбюджету (налоги),
  2. Образование фонда материального поощрения,
  3. Пополнение оборотных средств,
  4. Капитальное строительство,
  5. Дотации на содержание детских садов и объектов соцкультбыта,
  6. Возмещение убытков по ликвидации флота,
  7. Прочие направления.

Сверх плановую прибыль распределяют в следующем порядке: 30% на жилсоцкультбыт, остальную часть распределяют по позициям в долях в соответствии с планом.

Если прибыль получена ниже плановой в первую очередь производится расчет с бюджетом, а остальную часть распределяют по долям. Пр = Д – Р

Используя метод «модифицированный способ цепных подстановок» определяем влияние отдельных факторов на итог.

Пр = Sdi × Qi – SSуд × Qi × (1 + Kр) где:

Кр – коэффициент распределенных расходов

Основным источником информации являются: отчет по труду и заработной плате (1-Т), данные об объемах работ, отчеты о работе флота (5, 6, 7, 8 – Реч), данные о движении кадров получаемые в отделе кадров.

В форме 1 – Т отражается план и отчет, дана численность контингента, сумма оплаты труда, сумма премиальных из фонда материального поощрения и из фонда заработной платы.

По строкам в данной форме даны категории работников всего по предприятию, в том числе производственного персонала, из них выделен плавсостав по видам флота. Работники находящиеся на зимнем отстое, береговой состав с выделением на грузчиков и механизаторов, непроизводственный персонал. В отчетной форме также отражены по категориям работников распределение заработной платы по должностным окладам и тарифам, доплаты за работу в ночное время, за совмещение, выплаты по районному коэффициенту, северные, выплаты за неиспользованные отгулы и т.д.



По данным отдела кадров о движении кадров на предприятии можно рассчитать следующие коэффициенты:

Коэффициент поступления:

Коэффициент выбытия:

Коэффициент текучести:

Выбывшие по закону: призванные в армию, отправленные на учебу и на пенсию.

Из отчета о работе флота необходима информация о грузообороте флота по видам, тоннажесилосуткам в эксплуатации, данные о валовой произв-ти работы флота.

На основе данных отчета из 1 – Т составляем таблицу, в которой определяем структуру контингента, относительные и абсолютные отклонения.

Отклонение контингента от плана может быть абсолютным:

±Dnабс = Sn1(отчет) – Sn0(план),

а также относительным с учетом степени выполнения плана

±Dnотн = Sn0(план) × iQl – Sn1(отчет)

Таблица 1

Категория работников Контингент, чел Отклонение от плана Структура %
  план отчет абсол относ план отчет
1. Плавсостав всего 51,9 46,0 % 46,1 %
в том числе пассажирских -14 55,9 19,3 % 18,0 %
самоходно-сухогрузные - 129,1 42,8 % 47,3 %
несамоходно-сухогрузные -37 52,5 7,2 % 5,7 %
буксирные -10 55,2 20,8 % 19,5 %
рейдово-маневровые -9 24,4 7,1 % 6,5 %
служебно-вспомагательные - 97,0 2,7% 5,6 %
2. Превышение контингента арендованного флота над флотом сданным в аренду - 287,3 5,0 % 9,0 %
3. Плавсостав на зимнем отстое -66 110,2 9,4 % 8,0 %
4. Плавсостав в навигационном отстое - 24,2 0,4 % 0,7 %
5. Береговые работники -18 144,4 26,8 % 25,3 %
6. Работники в суммированном отгуле -70 128,2 12,4 % 10,8 %
Всего 123,3 100,0% 100,0 %
  8920,6 9521,7 1,067      

Q0(план) = 8920,6 Q1(отчет) = 9521,7



Вывод:

Контингент на перевозках по отчету превышает плановый на 348 человек или на 4,9%. С учетом выполнения плана потребовалось бы 7035 × 1,067 = 7506 чел. Т.е. произошло высвобождение 123,3 чел. Наибольшее превышение составило по «арендованному флоту, самоходно-сухогрузному флоту и в навигационном отстое». Высвобождение контингента наблюдается по отгулам, на зимнем отстое, по несамоходно-сухогрузному флоту, береговых работников и т.д.

Структурные сдвиги наблюдаются по аренде флота с 5 до 9 %, по самоходно-сухогрузному флоту, по зимнему отстою, по работникам в отгулах.

На численность контингента относимого на себестоимость перевозок принимаемого в расчете производительности труда влияют различные факторы, которые можно свести в 5 групп.

  1. Валовая производительность флота . В свою очередь на валовую производительность влияют: расстояние перевозок, направление грузопотока (вверх или вниз), наличие обратной загрузки, скорость хода, класс речных судов и путей, качество судоходной обстановки, техническая оснащенность причалов и технология перегрузочных работ, продолжительность эксплутационного периода, глубина судового хода, род груза и т.д.
  2. Структура флота определяемая структурой грузооборота.
  3. Штатный измеритель или обратный показатель технической оснащенности труда плавсостава, который показывает сколько силосуток, тоннажесуток приходится на плавсостав.
  4. Объем грузооборота отражающийся на производительности труда через условно постоянный контингент к которому относят береговой состав и работников в навигационном и зимнем отстое.
  5. Система организации труда плавсостава и степень предоставления отгулов в период навигации.

Анализ влияния отдельных групп на численность контингента выполняем методом сравнения с привлечением общих и частных индексов грузооборота, тоннажесилосуток эксплуатации и коэффициентов отгулов.

Формулы выстроены таким образом, что знак минус Dn означает высвобождение контингента, а плюс его привлечение.

14.11.00 10:04

  1. Влияние Рвал на контингент

1. где:

плановая численность контингента плавсостава по j-му виду флота

индексы грузооборота освоенные j-ым видом флота

коэффициент отгулов

частные индексы тоннаже (сило) суток по j-му виду флота


Анализ удобнее производить в табличной форме

Таблица 2

Вид флота G × l, млн. ткм Qр×tэ, тыс. тоннажесуток
план (0) отчет (1) план (0) отчет (1)
Самоходный сухогрузный 6598,0 7250,3 71440,4 89403,0
Буксирный в т.ч. 2020,6 1944,6 42667,2 38933,3
несамоходный сухогрузный 1202,4 1162,5 7370,9 7324,4
Грузопассажирский 302,0 326,8 3257,8 3190,0
Всего 8920,6 9521,7    

Таблица 3

Вид флота
Самоходный сухогрузный 1,099 1,251 1,180 -248,772
Буксирный 0,962 0,912 1,243 41,889
Несамоходный сухогрузный 0,967 0,994 1,250 -7,830
Грузопассажирский 1,082 0,979 1,171 75,504
Всего 1,067   1,247 -139,209

Вывод: из-за изменения Рвал штаты превышены на 139,209 чел. в основном по самоходно-сухогрузным судам (248,8), по пассажирскому и буксирному флоту произошло высвобождение.

  1. Структура флота зависит от грузооборота

Таблица 4

Вид флота
Самоходный сухогрузный 1,067 1,099 1,180 -52,373
Буксирный 1,067 0,962 1,243 87,967
Несамоходный сухогрузный 1,067 0,967 1,250 29,000
Грузопассажирский 1,067 1,082 1,171 -10,996
Всего 1,067 1,067 1,247 53,598

Вывод: из-за структурных изменений произошло высвобождение штатов в основном по буксирному флоту (87,967), по самоходно-сухогрузным и грузопассажирским судам штаты превышены.

Таблица 5

Вид флота
Самоходный сухогрузный 1,251 1,180 148,842
Буксирный 0,912 1,243 -61,295
Несамоходный сухогрузный 0,994 1,250 44,510
Грузопассажирский 0,979 1,171 1,000
Всего   1,247 133,057

Вывод: из-за изменения технической оснащенности труда плавсостава произошло высвобождение штатов (133), в основном по самоходно-сухогрузному флоту (149), а по буксирному флоту штаты превышены (- 61).

  1. где:

i - вид условно-постоянного контингента: береговой состав, судовые команды в навигационном отстое

Dnрм(св) – изменение контингента в сравнении с планом по рейдово-маневровому и служебно-вспомогательному флоту

± при Dn необходимо соотносить с условием оговоренным выше (+ высвобождение – дополнительное привлечение)

Таблица 6

Вид УПК
Береговой состав 1,067 Х  
Зимний отстой 1,067 Х  
Навигационный отстой 1,067 Х  
Всего 1,067    

Вывод:

  1. Система организации труда плавсостава (7 или 8-ми часовая вахта, бригадная форма обслуживания пассажирского флота) и степень реального предоставления отгулов в период навигации определяют численность контингента в суммированном отгуле.

Вывод:

На следующем этапе составляем сводную таблицу влияния на контингент указанных 5 групп факторов.

Следует отметить, что сумма всех Dn как правило не дает разницы общего изменения контингента. Это обусловлено нарушением в этом методе очередности замен при использовании цепных подстановок. Кроме того т.н. нераспределенный остаток обусловлен совместным влиянием сразу нескольких факторов. Так например 1, 2 и 3-я группы находятся в теснейшей взаимосвязи и установить приоритеты практически невозможно. По этому в таблицы вводим 6-ю группу – «Прочие факторы» Dn по которой определяется как разность между общим изменением контингента (относительных) и суммой рассмотренных выше 5-ти факторов.

15.11.00 10:00

Фактор (y) ± Dny
Рв - 139,2
Структура перевозок (флота) 153,6
Техническая оснащенность
Грузооборот через УПК 229,4
Отгулы 51,8
Прочие 123,4 – S5факторов = - 202,2
Всего - 123,4

Следующим этапом является оценка влияния изменений контингента из-за указанных выше 6-ти факторов на производительность труда плавсостава.


Используем метод цепных подстановок, но в несколько детализированном виде:

- производительность труда

!

! Но знаки при Dn полученные в сводной таблице надо поменять на противоположные.

Следующим этапом анализа производительности труда на перевозках является оценка влияния на нее доходов как в целом так и по составляющим т.е. грузооборота, его структуры, частных доходных ставок, а на них – расстояние перевозок и факторов тарифной политики.







Сейчас читают про: