Образ человека

Ранние следы рефлексии в индийской культуре

X книга Ригведа посвящена изложению космогонических мифов, которые отличаются необыкновенной вариативностью и особым стилем изложения (как бы «пересыпаны» вопросами). Таким образом текст демонстрирует напряженный процесс осмысления накопленного знания. Здесь речь идет и о деятельности творца Брахманаспати и о рождении мира из «золотого яйца» или «первого зародыша», из частей великана Пуруша и из «космического жара» (тапас) (обратись к источнику), (обратись к источнику).

В ведической традиции (особенно – в Упанишадах) развивается философское мировоззрение, ключевыми понятиями которого становятся сансара, карма. Первое обозначает перевоплощения индивидуального атмана (см. выше) в разных телах, круговорот перерождений. Второе – выражает основной закон, по которому эти перевоплощения происходят – причинно-следственную закономерность. Важными для ведического мировоззрения и для более поздних учений индийской культуры оказываются понятия пуруши (духовное начало мира), пракрити (материальное начало мира) и праны (тонкая жизненная энергия мира).

Человек и мир: атман

Ведическое мировоззрение отражено и в других, текстах – брахманах и араньяках. В одном из последних мы обнаруживаем интереснейшую оценку человека и его места в мире. Ключевым понятием здесь оказывается «атман» в значении определенной сущности конкретного явления мира. В Айтарея-араньяке говорится: «Сок течет в растениях, а в животных – разум (читта). В человеке атман проявлен наилучшим образом, потому что человек наделен разумностью (праджняна). Он видит и говорит о том, что познает, ведает то, что будет завтра, отличает реальный мир от нереального, стремится достичь бессмертия, хотя и смертей» (читай об этом).

В текстах Упанишад, продолжающих ведическую традицию в VIII – II вв. до н.э. подчеркивается тождество атмана (частного проявления космоса) и брахмана (космической целостности). Соответственно автор Чхандогья-упанишады Уддалаки рассуждает о необходимости признать единство «я» с космосом, ощутить свою причастность к бытию мира. Весь мир связан отношениями корня-ростка, то есть причинно-следственным принципом. Каждое явление – корень другого явления и иначе ничто и никто в мире существовать не может (обратись к источнику).

Человек и общество: варны

Варновая система предопределяла социальное сознание и жизнь человека. Личность человека формируется в значительной степени его варной. Высшая из них – брахманы – жреческая, кшатрии – варна воинов, а затем – светских правителей, вайшья – земледельцы-общинники и шудра – ремесленники-поденщики, не закрепленные за общиной, а значит – не защищенные ею – сама низшая из варн (см. рис.). Варна определяла мышление, мировосприятие человека, профессиональные занятия, брачные отношения, повседневную жизнь. Этика брахманизма ориентировала человека на стремление к лучшему следующему рождению, то есть, рождению в более высокой варне и только рожденный брахманом мог постигнуть законы сансары и вырваться из бесконечного цикла перерождений (нирвана), достигнув своего рода бессмертия, слившись с брахманом (мировым целым).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: