Образ мира

Мировоззрение человека в культурах древнего Бл. Востока и Египта

Признаки рационализации сознания

Основной тенденцией развития культур древнего Бл. Востока и Египта является постепенно возрастающее значение рационального мировосприятия. В картине мира усиливается мотив расчлененности (на сакральное и профанное, земное и небесное, животное и человеческое и т.д.). Ярким подтверждением этого процесса стали появляющиеся со II тыс. до н.э. тексты словарного типа, в которых понятия сгруппированы в соответствии с различными сферами бытия: небо, земля, растения, животные, люди и т.д. Из древнейших текстов такого рода нам известны шумеро-аккадский «Харра-Хабулу» и древнеегипетский «Словник Аменемопе». Подобные тексты демонстрирую тягу к каталогизированию мира, начавшийся процесс абстрактизации мышления. По всей видимости, наибольшей абстрактностью обладает шумерское понятие ме, означающее «предназначение» или «сущность» любого явления или действия.

Различные явления мира человек воспринимает уже не обязательно отталкиваясь от собственного конкретно-чувственного опыта, он способен создавать абстрактные образы и понятия. Так усложняются образы богов, которые из преимущественно зооморфных превращаются в сложные по своим внешним и внутренним характеристикам, не имеющие аналогов в чувственном земном мире символические схемы (читай об этом). В том же направлении меняется и письменность, развиваясь от конкретно-чувственного реализма иератического письма к абстрактному символизму иероглифики (см. рис.).

Древнейшим источником информации о картине мира, присущей мировоззрению человека культур древнего Бл. Востока и Египта является мифология. Различные мифологические своды содержат космогонию – рассказ о сотворении мира, в котором и отражаются представления общества о его (мира) устройстве. В целом, выделяемые на основе различных космогоний древности модели мира, весьма схожи. Как правило, выделяются три сферы мироздания, земля (одна из них) мыслится как диск, плавающий в водах Мирового Океана, небо – как полусфера, обрамляющая сверху диск земли. Наиболее наглядный тому пример – древнеегипетские изображения богини Нут (небо), изогнувшейся над Гебом (земля) (см. рис.). В древнейшей из египетских гелиопольской версии космогонии Атум-Ра (солнце) проглотив собственную сперму, извергает Шу (воздух) и Тефнут (влага), те порождают Геб (земля) и Нут (небо), которые, в свою очередь, порождают Осириса и Исиду, Сета и Нефтиду (божества земного мира, в том числе – загробного, божества созидания (плодородия) и их антагонисты). В шумерском варианте космогонии праматерь Намму порождает гору с обитающими на ней Ан (небо) и Ки (земля), которые порождают Энлиля (динамика, энергия, стихийное начало мира, лиль – воздух, дуновение) и Энки (стабильное начало мира, господин земного мира, «писарь книги Вселенной»). Два последних во многих мифах оказываются соперниками, верша судьбы людей (читай об этом).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: