Цель занятия:
1.Образовательная:
Знать:
- историю создания РС ЧС;
- основные задачи РС ЧС в области защиты
населения и территорий от ЧС;
Уметь:
- формировать у слушателей способность
организовать профилактическую работу с целью
уменьшения негативных последствий ЧС;
- обеспечить усвоение данного материала;
2. Развивающая:
- развить творческое мышление;
- развить познавательные потребности и способности;
3. Воспитательная:
- воспитать чувство ответственности,
самостоятельности и дисциплинированности в быту, в колледже и последующей деятельности;
- воспитать высокие гражданские качества личности;
-
План занятия:
1. Цель создания Единой государственной системы преду-
преждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РС ЧС).
2. Основные задачи РС ЧС в области защиты населения и
территорий от ЧС.
3. Структура РС ЧС.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Г.С.Ястребов «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф» уч.пособие; Ростов-на-Дону: 2002г.Изд. «Феникс»
З начительный рост в последние десятилетия количества возникающих чрезвычайных ситуаций природного и техноген-
|
|
ного характера остро поставил вопрос об усилении внимания к защите населения и территорий страны в мирное время.
На основании Федерального закона РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техноген- ного характера» Правительство РФ приняло Постановление от 5 ноября 1995 г. № 1113 «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Этим Постановлением Российская система предупреждения и действий в ЧС, созданная в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 1992 года № 261, была преобразована в «Единую
Государственную систему предупреждения и ликвидации чрез - вычайных ситуаций» (далее РС ЧС) и утверждено Положение о РС ЧС. Основными нормативными и правовыми актами по вопросам защиты населения и территорий от ЧС являются:
1). ст.71,72 «Конституции Российской Федерации» (1993г.);
2). Федеральные законы РФ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21.12. 1994г. № 86-ФЗ;
3). «О гражданской обороне» от 12.02.1998г.№ 28-ФЗ;
4). «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 12.07.1997г.;
5). «О безопасности» (1992г).
Единая государственная система предупреждения и ликвида- ции ЧС (РС ЧС) предназначена для предупреждения ЧС в мирное время, а в случае их возникновения- для объединения и
координации усилий по ликвидации их последствий, обеспече- ния безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба объектам экономики.
РС ЧС объединяет органы управления, силы и средства феде- ральных органов исполнительной власти, органов исполнитель- ной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС.
|
|
2 Вопрос:
В соответствии с Федеральным законом РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техноген-
ного характера» основными задачами РС ЧС являются:
1).разработка и реализация правовых и экономических норм,свя-
занных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;
2).осуществление целевых и научно- технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий и объектов производственного и социального назначения в ЧС;
3).обеспечение готовности к действиям органов управления,сил и средств предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
4).подготовка населения к действиям при ЧС;
5).ликвидация чрезвычайных ситуаций;
6).прогнозирование и оценка социально- экономических послед-
ствий в результате ЧС;
7).создание резервов финансовых и материальных ресурсов при ликвидации ЧС;
8).осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
9).реализации прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
10).международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС;
11).осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполни- тельной власти устанавливается один из следующих режимов функционирования РС ЧС:
- режим повседневной деятельности- при нормальной произ-
водственно- промышленной, радиационной, химической, биоло-
гической или гидрометеорологической обстановки, при отсутст-
вии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий.
-режим повышенной готовности – при ухудшении производ-
ственно- промышленной, радиационной, химической, биологи-
ческой и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС;
- режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций;
3 Вопрос:
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций(РС ЧС) состоит из 2 подсистем и имеет 5 уровней.
П О Д С И С Т Е М Ы:
Территориальная подсистема РС ЧС - создаётся в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их террито-
рии и состоят из звеньев, соответствующих административному делению этих территорий.
Функциональная подсистема РС ЧС - создаётся федеральны- ми органами исполнительной власти для организации работ по
защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и
порученных им отраслей экономики.
У Р О В Н И:
- федеральный;
- региональный;
- территориальный;
- местный;
- объектовый;
Каждый уровень РС ЧС имеет 1).координирующие органы,
2). органы управления по делам гражданской обороны и чрезвы-
чайным ситуациям, 3). силы и средства РС ЧС, 4).системы связи, оповещения и информационного обеспечения, 5). резервы финансовых и материальных ресурсов.
1. Координирующими органами РСЧС являются:
на федеральном уровне- Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС, а также ведомственные ко-
миссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;
на региональном уровне ( охватывает территорию нескольких
субъектов Российской Федерации )- Региональные комиссии по чрезвычайным ситуациям (РКЧС);
на территориальном уровне (охватывает территорию субъекта
|
|
Российской Федерации)- Комиссии по ЧС (КЧС) органов исполнительной власти субъектов РФ;
на местном уровне, охватывающим территорию района, города-
Комиссии по ЧС органов местного управления (КЧС);
на объектовом уровне, охватывающим территорию организа- ции или объекта экономики – объектовые КЧС;
2. Органами управления РС ЧС являются:
на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
на региональном уровне – Региональные центры по делам ГО и ЧС;
на территориальном уровне- органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации (министерства по делам ГО и ЧС);
на местном уровне – органы управления по делам ГО и ЧС при органах местного самоуправления (комитеты по делам ГО и ЧС);
на объектовом уровне - отделы (секторы) по делам ГО и ЧС;
3.В состав сил и средств РС ЧС входят:
силы и средства федеральных органов власти, органов исполни - тельной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС.
Все силы и средства РС ЧС можно разделить на 2 группы:
- силы и средства осуществляющие контроль и наблюдение;
- силы и средства непосредственно ликвидирующие ЧС и её последствия;
К числу первых можно отнести Государственный комитет сани- тарно-эпидемиологического надзора РФ, геофизические службы РАН, службы контроля за качеством пищевого сырья и т.д.
Непосредственно ликвидируют ЧС: штатные формирования, а именно аварийно- спасательные отряды,способные работать в автономном режиме в течение не менее 3 суток, войска Граждан- ской обороны, служба медицины катастроф, отряды МЧС, под- разделения ГПС(государственной пожарной службы ). Кроме того могут привлекаться: специально подготовленные силы и средства Вооружённых Сил РФ, других войск и воинских форми- рований в порядке определяемом Президентом РФ. Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них на основе
|
|
нормативно- правовых актов Российской Федерации. На добро- вольной основе, но с согласия органа исполнительной власти (КЧС)могут действовать внештатные службы и добровольцы
3. Информационное обеспечение функционирования РС ЧС осуществляется информационно- управляющей системой, в состав которой входят:
- Центр управления в кризисных ситуациях Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликви-
дации последствий стихийных бедствий;
- информационные центры федеральных органов исполнительной власти;
- региональные информационно- управляющие центры;
Если говорить в общем, то ликвидацию ЧС осуществляют специально уполномоченные по этому вопросу Комиссии по ЧС, они действуют на всей территории РФ. Комиссии имеют право в
случае нехватки собственных сил и средств обращаться за по - мощью в вышестоящие Комиссии по ЧС и координировать дея- тельность других структур исполнительной власти. В случае больших масштабов ЧС и недостатке сил и средств ЧС может образовываться Правительственная комиссия под председатель- ством премьер- министра РФ.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Федеральные законы РФ: «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» № 68- ФЗ от 21.12.1994г. «О гражданской обороне» № 28- ФЗ, 1998 г.