Г. Омск

Цель занятия:

1.Образовательная:

Знать:

- историю создания РС ЧС;

- основные задачи РС ЧС в области защиты

населения и территорий от ЧС;

Уметь:

- формировать у слушателей способность

организовать профилактическую работу с целью

уменьшения негативных последствий ЧС;

- обеспечить усвоение данного материала;

2. Развивающая:

- развить творческое мышление;

- развить познавательные потребности и способности;

3. Воспитательная:

- воспитать чувство ответственности,

самостоятельности и дисциплинированности в быту, в колледже и последующей деятельности;

- воспитать высокие гражданские качества личности;

-

План занятия:

1. Цель создания Единой государственной системы преду-

преждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РС ЧС).

2. Основные задачи РС ЧС в области защиты населения и

территорий от ЧС.

3. Структура РС ЧС.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Г.С.Ястребов «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф» уч.пособие; Ростов-на-Дону: 2002г.Изд. «Феникс»

З начительный рост в последние десятилетия количества возникающих чрезвычайных ситуаций природного и техноген-

ного характера остро поставил вопрос об усилении внимания к защите населения и территорий страны в мирное время.

На основании Федерального закона РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техноген- ного характера» Правительство РФ приняло Постановление от 5 ноября 1995 г. № 1113 «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Этим Постановлением Российская система предупреждения и действий в ЧС, созданная в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 1992 года № 261, была преобразована в «Единую

Государственную систему предупреждения и ликвидации чрез - вычайных ситуаций» (далее РС ЧС) и утверждено Положение о РС ЧС. Основными нормативными и правовыми актами по вопросам защиты населения и территорий от ЧС являются:

1). ст.71,72 «Конституции Российской Федерации» (1993г.);

2). Федеральные законы РФ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21.12. 1994г. № 86-ФЗ;

3). «О гражданской обороне» от 12.02.1998г.№ 28-ФЗ;

4). «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 12.07.1997г.;

5). «О безопасности» (1992г).

Единая государственная система предупреждения и ликвида- ции ЧС (РС ЧС) предназначена для предупреждения ЧС в мирное время, а в случае их возникновения- для объединения и

координации усилий по ликвидации их последствий, обеспече- ния безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба объектам экономики.

РС ЧС объединяет органы управления, силы и средства феде- ральных органов исполнительной власти, органов исполнитель- ной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС.

2 Вопрос:

В соответствии с Федеральным законом РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техноген-

ного характера» основными задачами РС ЧС являются:

1).разработка и реализация правовых и экономических норм,свя-

занных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;

2).осуществление целевых и научно- технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий и объектов производственного и социального назначения в ЧС;

3).обеспечение готовности к действиям органов управления,сил и средств предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

4).подготовка населения к действиям при ЧС;

5).ликвидация чрезвычайных ситуаций;

6).прогнозирование и оценка социально- экономических послед-

ствий в результате ЧС;

7).создание резервов финансовых и материальных ресурсов при ликвидации ЧС;

8).осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

9).реализации прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

10).международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС;

11).осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполни- тельной власти устанавливается один из следующих режимов функционирования РС ЧС:

- режим повседневной деятельности- при нормальной произ-

водственно- промышленной, радиационной, химической, биоло-

гической или гидрометеорологической обстановки, при отсутст-

вии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий.

-режим повышенной готовности – при ухудшении производ-

ственно- промышленной, радиационной, химической, биологи-

ческой и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС;

- режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций;

3 Вопрос:

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций(РС ЧС) состоит из 2 подсистем и имеет 5 уровней.

П О Д С И С Т Е М Ы:

Территориальная подсистема РС ЧС - создаётся в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их террито-

рии и состоят из звеньев, соответствующих административному делению этих территорий.

Функциональная подсистема РС ЧС - создаётся федеральны- ми органами исполнительной власти для организации работ по

защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и

порученных им отраслей экономики.

У Р О В Н И:

- федеральный;

- региональный;

- территориальный;

- местный;

- объектовый;

Каждый уровень РС ЧС имеет 1).координирующие органы,

2). органы управления по делам гражданской обороны и чрезвы-

чайным ситуациям, 3). силы и средства РС ЧС, 4).системы связи, оповещения и информационного обеспечения, 5). резервы финансовых и материальных ресурсов.

1. Координирующими органами РСЧС являются:

на федеральном уровне- Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС, а также ведомственные ко-

миссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;

на региональном уровне ( охватывает территорию нескольких

субъектов Российской Федерации )- Региональные комиссии по чрезвычайным ситуациям (РКЧС);

на территориальном уровне (охватывает территорию субъекта

Российской Федерации)- Комиссии по ЧС (КЧС) органов исполнительной власти субъектов РФ;

на местном уровне, охватывающим территорию района, города-

Комиссии по ЧС органов местного управления (КЧС);

на объектовом уровне, охватывающим территорию организа- ции или объекта экономики – объектовые КЧС;

2. Органами управления РС ЧС являются:

на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

на региональном уровне – Региональные центры по делам ГО и ЧС;

на территориальном уровне- органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации (министерства по делам ГО и ЧС);

на местном уровне – органы управления по делам ГО и ЧС при органах местного самоуправления (комитеты по делам ГО и ЧС);

на объектовом уровне - отделы (секторы) по делам ГО и ЧС;

3.В состав сил и средств РС ЧС входят:

силы и средства федеральных органов власти, органов исполни - тельной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС.

Все силы и средства РС ЧС можно разделить на 2 группы:

- силы и средства осуществляющие контроль и наблюдение;

- силы и средства непосредственно ликвидирующие ЧС и её последствия;

К числу первых можно отнести Государственный комитет сани- тарно-эпидемиологического надзора РФ, геофизические службы РАН, службы контроля за качеством пищевого сырья и т.д.

Непосредственно ликвидируют ЧС: штатные формирования, а именно аварийно- спасательные отряды,способные работать в автономном режиме в течение не менее 3 суток, войска Граждан- ской обороны, служба медицины катастроф, отряды МЧС, под- разделения ГПС(государственной пожарной службы ). Кроме того могут привлекаться: специально подготовленные силы и средства Вооружённых Сил РФ, других войск и воинских форми- рований в порядке определяемом Президентом РФ. Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них на основе

нормативно- правовых актов Российской Федерации. На добро- вольной основе, но с согласия органа исполнительной власти (КЧС)могут действовать внештатные службы и добровольцы

3. Информационное обеспечение функционирования РС ЧС осуществляется информационно- управляющей системой, в состав которой входят:

- Центр управления в кризисных ситуациях Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликви-

дации последствий стихийных бедствий;

- информационные центры федеральных органов исполнительной власти;

- региональные информационно- управляющие центры;

Если говорить в общем, то ликвидацию ЧС осуществляют специально уполномоченные по этому вопросу Комиссии по ЧС, они действуют на всей территории РФ. Комиссии имеют право в

случае нехватки собственных сил и средств обращаться за по - мощью в вышестоящие Комиссии по ЧС и координировать дея- тельность других структур исполнительной власти. В случае больших масштабов ЧС и недостатке сил и средств ЧС может образовываться Правительственная комиссия под председатель- ством премьер- министра РФ.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Федеральные законы РФ: «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» № 68- ФЗ от 21.12.1994г. «О гражданской обороне» № 28- ФЗ, 1998 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: