Гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Y. Первичное закрепление материала.
- В целях систематизации полученных знаний и осмысления
видеосюжетов студентам предлагается ответить на ряд вопросов по изученной теме. ВРЕМЯ: 10 – 15 мин
1 Вопрос: Дайте определение Гражданской обороне?
Студент _____________________________________________
2 Вопрос: Назовите принципы ведения Гражданской обороны?
Студент ______________________________________________
3 Вопрос: Назовите основные задачи Гражданской обороны?
Студент _______________________________________________
YI. Подведение итогов занятия и выдача заданий на самосто-
ятельную подготовку (домашнее задание). ВРЕМЯ: 10 мин.
- На этом занятии мы с Вами изучили (называю тему занятия и его краткое содержание), считаю, что цели поставленные на это занятия мы достигли, однако для качественного усвоения Вам необходимо выполнить самостоятельную работу (домашнюю работу).
|
|
- Разобраться самостоятельно с такими понятиями как:
«структура Гражданской обороны», «цели и задачи Гражданс-
кой обороны», «силы и средства Гражданской обороны».
-Для выполнения домашнего задания рекомендую изучить следующую дополнительную литературу:____________________
________________________________________________________
- На этом занятии получили следующие оценки: Студенты-
- Занятие окончено.
Преподаватель:_________________________
Распределение времени на основные этапы занятия:
Организ-ная Проверка Изучение нового Закрепление Подведен
часть знаний материала материала итогов
3-5 мин. 10- 15 35- 40 мин. 10- 15 мин. 10 мин.
Задача защиты гражданского населения от возможных опасностей военного времени приобрела особую актуальность в наше время. Так в войнах XX века жертвы мирного населения составили: в Первой мировой войне - 5 % от всех погибших, во Второй мировой войне - 50%, в Корейской войне (1953-1956г.)- 84 %, а при агрессии США против Вьетнама в 70-е г. ХХ в - 90%.
В России проблемы защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, впервые на государственный уровень
были подняты сразу после Гражданской войны (1918-1922г.г.), что было обусловлено появлением, а затем бурным развитием авиации и ростом её возможностей по нанесению ударов по тыловым объектам страны. Опираясь на опыт Гражданской войны и растущее военное значение авиации правительство СССР, начиная с 1925 г. уделило пристальное внимание организации противовоздушной обороны страны. 4 октября 1932 г. Совет Народных Комиссаров утвердил положение о создании Местной противовоздушной обороны (МПВО). К началу Великой Отечественной войны (1941-1945г.г.) была проделана большая работа по подготовке населения и городов к противовоздушной обороне и противохимической защите. Достаточно сказать, что все население приграничной зоны имело представление о способах защиты от средств нападения с воздуха, а для жителей городов было накоплено большое количество противогазов. В годы Великой Отечественной войны МПВО стремительно набирала силу, её численность превысила 6 млн. человек, были ликвидированы последствия более 30 тыс. налётов фашистской авиации, обезврежено свыше 430 тыс. авиабомб и почти 2,5 млн. снарядов и мин, ликвидировано 90 тыс. пожаров и загораний.
|
|
Появление ядерного оружия, создание ракетных средств его доставки потребовали коренных изменений в проблеме защиты населения и территорий от оружия массового поражения. В связи с этим в 1961 году Местная противовоздушная оборона (МПВО) была преобразована в Гражданскую оборону.
Отличие МПВО от Гражданской обороны состояло в следующем:
- во-первых, система защитных мер ГО должна была обеспечить защиту населения и территорий от поражающих факторов качественно нового оружия - ядерного оружия и других видов оружия массового поражения.
- во- вторых, значительно расширился круг задач, решаемых Гражданской обороной, включая создание условий, необходимых для работы промышленности в военное время.
- в-третьих, в совершенно новом качестве встала задача по ликвидации последствий нападения противника в виде огромных массовых разрушений и оказание помощи одновременно большой массе пострадавшим.
- в- четвертых, мероприятиям Гражданской обороны был придан общегосударственный и общенародный характер, они планировались и проводились на всей территории страны и касались каждого гражданина страны.
В 1992 году дополнительно к системе Гражданской обороны и частично на базе её органов управления и войск ГО была создана качественно новая организация - Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РС ЧС). Которая призвана повысить готовность государства к выполнению мероприятий по предупреждению и ликвидации аварий, катастроф и стихийных бедствий в мирное время, в то время как Гражданская оборона – это система мероприятий по защите от опасностей военного времени.
Ясно, что несмотря на некоторые отличия в решении задач мирного и военного времени, иметь две раздельные системы нецелесообразно, поскольку все эти задачи решаются, в основном, одними теми же методами и средствами. Единая система должна наследовать возможности и практические наработки Гражданской обороны и государственные полномочия и международный опыт Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РС ЧС) и видимо получить название «Государственная защита».
Гражданская оборона как составная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны должна быть в готовности к выполнению возложенных на неё задач в любых условиях.
В мирное время - Гражданская оборона выполняет задачи по созданию органов управления, подготовке сил, обучению мирного населения, поддержанию в готовности средств защиты и планомерному накоплению необходимых материальных ресурсов.
В случае чрезвычайных ситуаций, а также при террористических актах - силы и ресурсы Гражданской обороны могут привлекаться для выполнения мероприятий по предотвращению и ликвидации их последствий.
В период нарастания военной угрозы (до объявления мобилизации) - главной задачей Гражданской обороны является выполнение комплекса запланированных мероприятий, направленных на повышение готовности органов управления, сил гражданской обороны и организаций к переводу на организацию и состав военного времени.
|
|
В военное время – Гражданская оборона проводит комплекс мероприятий, обеспечивающих максимальное сохранение жизни и здоровья населения, материальных и культурных ценностей, повышение устойчивости экономики в условиях применения противником средств вооружённой борьбы.
2 Вопрос:
Федеральный закон РФ «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998г. ФЗ -№ 28 сформулировал основные задачи, стоящие перед Гражданской обороной:
1. Обучение населения способам защиты от опасностей, возни-
кающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
2. Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
4. Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
5. Проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки;
6. Проведение аварийно - спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;
7. Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
8. Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны;
3 Вопрос:
Федеральный закон РФ «О гражданской обороне» (12.02.1998г.)
провозглашает основные принципы организации и ведения Гражданской обороны:
Первый принцип - организация и ведение ГО является одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности государства.
Второй принцип – ведение гражданской обороны строится по территориально - производственному признаку.
Это означает организацию ГО на территории республик, краёв, областей, районов, городов, сельских территорий, а производственный предусматривает организацию ГО в министерствах, ведомствах, в организациях и на объектах.
|
|
Третий принцип – подготовка государства к ведению ГО осуществляется заблаговременно в мирное время.
Четвёртый принцип – ведение ГО на территории РФ или отдельных её местностях начинается с момента:
- объявления состояния войны;
- фактического начала боевых действий;
- с введения Президентом РФ военного положения;
Экономически ГО опирается на экономику страны. Она встроена и интегрирована в экономику страны через Ежегодный Государственный оборонный заказ и через Общегосударственный мобилизационный план экономики.
Организационно ГО опирается на общегосударственную систему управления посредством территориально - производственного принципа своего построения.
На Федеральном уровне руководство Гражданской обороной осуществляет Председатель Правительства РФ, через своего первого заместителя – Министра по делам ГО и ЧС. В федеральных органах исполнительной власти и организациях управление гражданской обороной возложено на их руководителей, являющихся по должности Начальниками Гражданской обороны указанных органов и организаций. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
Повседневное управление ГО осуществляют органы, уполномоченные на решение задач в области ГО. Возглавляет систему органов, осуществляющих управление Гражданской обороны - МЧС России, которое создаёт Региональные центры по делам ГО и ЧС.
В состав сил Гражданской обороны входят:
- воинские формирования,специально предназначенные для решения задач гражданской обороны, организационно объединённые в войска Гражданской обороны;
- аварийно- спасательные формирования и спасательные службы;
В соответствии с законодательством РФ аварийно- спасательные формирования могут создаваться:
- на постоянной основе - профессиональные АСФ;
- на нештатной основе - нештатные АСФ (НАСФ);
- на общественных началах - общественные или добровольные АСФ;
Воинские формирования - в каждой области РФ имеется отдельный батальон ГО (в Омской области – в пос. Степное)
Невоенизированные формирования ГО (НАСФ- нештатные аварийно - спасательные формирования, создаются на предприятиях) - группа гражданских лиц, численность которых определена руководящими документами, оснащённая техникой и необходимым имуществом. В состав НФ входят мужчины 16-60 лет и женщины 16 - 55 лет, не имеющие каких - либо отклонений по состоянию здоровья.
Невоенизированные формирования классифицируются:
По назначению:
- общего назначения (создаются на объектах н/х и подчиняются руководителю предприятия). Они выполняют основной объём спасательных и аварийно - восстановительных работ и используются для ликвидаций последствий стихийных бедствий и производственных аварий.
- формирования служб ГО (подчиняются руководителю предприятия и вышестоящему руководителю министерства или ведомства). Они предназначены для выполнения специальных работ, а также для усиления формирований общего назначения и обеспечения их действий. (охрана общественного порядка, противопожарные, медицинские, связи, разведки, инженерные)
По подчинённости:
- объектовые (создаются на объекте и подчиняются начальнику объекта - начальнику ГО, но по решению старшего начальника могут привлекаться для выполнения работ и на других объектах).
- территориальные (создаются на объекте, непосредственно подчинены начальнику объекта и вышестоящему руководителю ГО, используются для выполнения работ на наиболее важных объектах).
В настоящее время Гражданская оборона РФ является составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых в мирное время в целях защиты населения и экономики страны от современных средств поражения противника.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь (под общей редакцией Ю.Л. Воробьёва),М.: «Флайст»- 2001г.
Технологическая карта занятия № 7
по теме: «Гражданская оборона РФ, её структура и задачи по защите
населения от опасностей возникающих при ведении военных действий
или вследствие этих действий.»
Этап | Цель этапа | Содержание этапа | Деятельность | Средство обучения | Результат | |
преподава- тель | студент | |||||
1.Организа-ционный момент (2-3 мин.); | подготовить студентов к работе на занятии; психологически настроить студентов на занятие; | проверка внешнего состояния кабинета; взаимное приветствие преподавателя и студентов; проверка наличия студентов на занятии и их готовность; организация внимания; | приветствует студентов; отмечает в журнале отсутствую- щих; организует внимание; | приветствуют преподавателя; готовятся к занятию и восприятию темы занятия; | опорный конспект, тетради, ручки; | студенты готовы к за- нятию; организация внимания всех обучающихся |
2. Мотивация обучения (5-7 мин.) | раскрыть цель занятия; ознакомить с планом работы на занятии; | сообщение темы занятия; Тема №7: «Гражданская оборона РФ, её структура и задачи по защите населения от опасностей возникающих при ведении военных действий." сообщение цели занятия; сообщение учебных вопросов; | сообщает тему занятия; объясняет значимость темы; | записывают тему занятия; осмысливают цели и учебные вопросы | доска, мел | принятие студентами темы и цели занятия; |
3. Актуализа- ция знаний (15 мин.) | проверить ранее усвоенные знания; подготовить к усвоению нового материала; | проверка усвоения материала; комментирование ответов студентов; выставление оценок в журнал; | задает вопросы; комментирует ответы; ставит оценки; | отвечают на вопросы; | вопросы для проверки на индивиду альных карточках- заданиях; | разобраны типичные ошибки; выполнены корректирующие действия; |
4. Сообщение нового материала (30-35 мин.) | дать конкретное представление об изучаемом вопросе; добиться от студентов осознания, осмысления и ситематизации новых знаний; организация внимания; | сообщение нового материала по плану: а). Понятие Гражданской обороны, её роль и место в общей системе национальной безопасности. б). Основные задачи в области гражданской обороны. в). Принципы организации и ведения ГО РФ. Просмотр видеофильма «Гражданская оборона.» | сообщает новый материал; дает законспектировать учебную таблицу №7 просмотр учебного видеофильма; | слушают преподавателя; конспектируют лекцию; слушают сооб- щение студента; просмотр и осмысление видеосюжета; | опорный конспект, видео-фильм «Граждан-ская оборона». Учебная таблица №7; | усвоение учебного материала; осознание, осмысление и стематиза- ция новых знаний; |
5. Закрепле- ние и ситема- тизация (ЗУН-ов) (15-20 мин.) | установить степень усвоения нового материала; устранить пробелы; проверить качество и уровень овладения новыми знаниями; | проверка преподавате- лем глубины понимания учебного материала; уточнение новых знаний; | объясняет задание на самостоятель- ную работу; объявляет критерии оценки; отвечает на возникающие вопросы; объявляет ответы на тесты; выставляет оценки; | выполняют тестовые задания; проводят взаимопровер ку; выставляют оценки, исходя из предложенных критериев; | раздаточ-ный дидактичес кий материал (тесты) и эталоны ответов; | получение достоверной информации о получен- ных новых знаниях студентами; рецензирование ответов студентов; |
6. Домашнее задание (5-7мин.) | сообщить о домашнем задании; разъяснить методику его выполнения; | информация о домашнем задании: а) разобраться с структурой Гражданской обороны РФ. б). Цели и задачи ГО РФ. в). Силы и средства ГО РФ. | объясняет содержание домашней работы; разъясняет последовательность ее выполнения; | записывают домашнее задание; записывают методическую и учебную литературу для выполнения домашнего задания; | доска, мел, учебная литература | на следую щем занятии выяснить, правильно ли выполне- но домашнее задание; |
7. Подведение итогов (5-7 мин.) | подвести итоги занятия; | анализ достижения целей занятия и раскрытия темы занятия; сообщение оценок; | подводит итоги заня- тия; оценивает работу группы и обучающихся; объявляет оценки; | слушают и анализируют результаты работы; отмечают недостатки; | Классный журнал | Сформирова-ны знания о Гражданской обороне России, её структуре, целях и основных задачах. |
Преподаватель ___________________________________________
Цель занятия:
1.Образовательная:
Знать:
- основные принципы и направления защиты
населения от ЧС;
- ответственность и права должностных лиц и
граждан РФ и иностранных государств;
Уметь:
- формировать у слушателей способность
организовать профилактическую работу с целью
уменьшения негативных последствий ЧС;
- обеспечить усвоение данного материала;
2. Развивающая:
- развить творческое мышление;
- развить познавательные потребности и способности;
3. Воспитательная:
- воспитать чувство ответственности,
самостоятельности и дисциплинированности в быту, в колледже и последующей деятельности;
- воспитать высокие гражданские качества личности;
-
План занятия:
1. Основные принципы и нормативно-правовая база защиты
населения от ЧС природного и техногенного характера.
2. Ответственность и права должностных лиц и граждан РФ
в области защиты от ЧС.
Литература:
1.Федеральный закон РФ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994г.
2. Федеральный закон РФ «О безопасности» (1992г.)
В сентября 1990 года в Германии в городе Кёльне проходил I Всемирный Конгресс по безопасности жизнедеятельности как научной дисциплине. Конгресс проходил под девизом «Жизнь в безопасности». Специалисты из разных стран впервые собрались вместе, чтобы выработать единые понятия, требования и нормативно - правовую базу в вопросах защиты населения от воздействия различных ЧС. Многие решения этого Конгресса потом практически были воплощены в жизнь в нашей стране.
Вопросы защиты населения и территорий от ЧС, прежде всего, нашли отражение в Конституции Российской Федерации (1993г.) в ст.71,72. Далее, в Федеральном Законе РФ «О безопасности» (1992г.) дано определение безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних угроз.
Наиболее полно и конкретно вопросы организационно- правовых норм в области защиты граждан РФ от ЧС и основные принципы политики государства в области безопасности изложены в Федеральном Законе РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» принятом 21 декабря 1994г. (№68 - ФЗ)