Карьерные вагоны имеют открытый кузов (для экскаваторной погрузки и механической разгрузки); они должны выдерживать большие ударные нагрузки, обеспечивать быструю разгрузку, иметь повышенную устойчивость. Широко применяются саморазгружающиеся вагоны думпкары, преимущественно с откидывающимися бортами, грузоподъемностью до 180 тонн.
Для перевозки ПИ из карьера на расстояние более 20-25 км используют вагоны (гондолы) грузоподъемностью 63,94 и 123 т.
Основными параметрами карьерных вагонов являются:
Грузоподъемность вагона (q)- максимальное количество груза (в тоннах) допускаемое конструктивной прочностью вагона.
Вместимость вагона (VВ) соответствует геометрическому объему кузова.
Суммарная грузоподъемность вагонов одного поезда составляет его полезную массу.
Коэффициент тары (КТ) вагона – это отношение его собственной массы (qт) (массы тары) к грузоподъемности (q).
Нагрузка на ось – часть общего веса, приходящегося на одну вагонную ось.
Нагрузка на 1 метр пути (отношение веса груженного вагона к его длине) определяет возможность пропуска вагона по мостам и другим искусственным сооружениям.
|
|
Радиус вписывания в кривые зависит от основного линейного размера вагона – длины его жесткой базы и составляет 80 м.
Локомотивы. Применяемые на карьерах в качестве локомотивов электровозы и тепловозы характеризуются мощностью, силой тяги, расчетной и сцепной массой, расположением и назначением осей, давлением на ось и проходимостью по кривым.
Сцепная масса локомотива (Qсц) – часть массы, приходящаяся на движущие оси.
Сцепная сила тяги – внешняя сила, затрачиваемая в основном на преодоление сопротивления движению.
На карьерах с грузооборотом 10 – 20 млн. т/год и более распространение получили электровозы постоянного тока массой 100 – 150 т.
Их достоинства: возможность преодоления подъемов до 40‰; закругления до 80м.; независимость от климатических условий; надежность эксплуатации, простота обслуживания.
Недостатки электрической тяги: необходимость сооружения на карьерах тяговых подстанций; значительные первоначальные капитальные затраты; сложность эксплуатации передвижной контактной сети.
На карьерах с грузооборотом 30 – 50млн. т/год целесообразно применять электровозы постоянного тока напряжением 10кВ, что позволяет увеличить скорость движения поездов, сократить потери энергии и расход цветных металлов на контактную сеть.
В глубоких карьерах резкое увеличение преодолеваемых подъемов (55‰) или полезной массы поезда (в 2 – 2,5 раза) по сравнению с соответствующими показателями при работе электровозов, уменьшение расхода электроэнергии на 15 – 20% достигаются при использовании тяговых агрегатов. Они состоят из электровоза управления, секции автономного питания и одно-двухмотрных думпкаров.
|
|
Тепловозы имеют высокий КПД (28%), автономность питания, небольшой расход условного топлива и не требуют строительства контактной сети. Основные их недостатки заключаются в следующем: недопустимость перегрузки двигателей внутреннего сгорания; малая величина преодолеваемых уклонов (до 80‰); относительно быстрый износ дизелей; сложность ремонтов.
Целесообразно использовать на карьерах с грузооборотом до 25 млн. т/год и глубиной до 100 метров.
Главным параметром железнодорожного пути является ширина колеи. На средних и крупных карьерах принята стандартная колея шириной 1520 мм (допуск ±6-4 мм).
На карьерах с небольшим грузооборотом применяют узкую колею: 700 мм, иногда 900, 1000 мм.).
На зарубежных карьерах ширина стандартной колеи обычно составляет 1435 мм.
Линия, положение которой в пространстве определяет план и профиль оси земельного полотна, называется трассой пути.
Горизонтальная проекция трассы является планом пути, вертикальная – его продольным профилем.
Путь в плане состоит из прямых и закруглений, сопряженных переходными кривыми.
Максимальный радиус закругления (R) зависит от типа подвижного состава и ширины колеи. Нормальным для всех карьерных путей считаются радиусы не менее 200 метров для стандартной колеи и 100 метров для колеи 750 мм. Минимальное расстояние между осями прямых участков путей на карьерах р =4,5 м., а на станциях р =4,5 – 7,5 м.
Продольный профиль пути состоит из наклонных и горизонтальных участков. Величина подъема (наклона) пути (i) выражается в ‰. Так как величина (i) весьма мала, длину заложения (В) считают равной длине пути (L) на участке подъема (h):
Минимальный затяжной подъем (уклон) пути в грузовом направлении называется руководящим подъемом.
Допустимые уклоны погрузочных путей не должны превышать 5‰.