Хронологическая последовательность развития судов

Таблица 1.1.

Время Тип судна и район плавания Силовая установка Грузоподъёмность
Примерно 40 000 лет до н.э. Плот, лодка-однодеревка- повсеместно Мускульная сила -
Примерно 5 000 лет до н.э. Барка, джонка – Древ- ний Египет, Китай Парус, мускульная сила -
Примерно 2 000 лет до н.э. Килевое торговое судно, галера – Средиземное море Мускульная сила, парус, 30 – 100 т
Примерно 1 000 лет до н.э. Лодка с балансиром, катамаран – Южные моря Мускульная сила, парус, -
Примерно 700 лет до н.э. Судно викингов – Северная Европа Мускульная сила, парус 5 – 30 т
Арабское судно - дхау Парус 20 – 40 т
Примерно Х в. Неф, галенс – Среди- земное море Парус 60 – 300 т
Примерно XII- XVI вв. Когг – Северное море Парус 100 – 400 т
XVI-XVII вв. Каравелла, Северная Европа Парус 100 – 400 т
XVIII Флейт, фрегат, пинесс Куттер - Европа Парус 200 – 1 000 т
XIX в. Клипер, шхуна, бриг, барк – повсеместно Парус До 3 000 т
Колесный пароход – повсеместно Паровая машина и парус (Грейт Истерн» - 27 000 б.р.т
XX в. - начало XXI в. Пассажирское судно Паровая турбина, дизель До 60 000 б. р. т*
Судно для генерального груза Паровая турбина, дизель Дедвейт** до 20 000 т
Балкер (навалочник) Дизель Дедвейт до 250 000 т
Нефтетанкер Дизель Дедвейт до 550 000 т
Газовоз (танкер для перевозки сжиженного газа) Специализированные Дизель Свыше 100 000 м3
и экспериментальные суда, военные корабли – повсеместно Дизель, прровая или газовая турбины, атомный реактор -
Контейнеровоз Газовая турбина, дизель -
Ролкер Дизель -
Лихтеровоз Дизель Дедвейт 5 000 – 50 000 т
Промыслово-перера-батывающие суда Дизель Суточная мощ- ность по перера- ботке морепро- дуктов – не менее 130 т

Разъяснение непонятных пока понятий: б.р.т (брутто-регистровая тонна) или дед-

вейт - будут приведены ниже (Раздел 6 «Конструкция судна и судовые устройства).

Однако вернемся к истории морского судоходства. Эту историю писали и продол-

жают писать люди. Сведения о морских походах передавалась из поколения в поколение

чаще всего при помощи древних писем, написанных на глиняных табличках, как, напри-

мер, в Египте, или передавались в виде выжженных на стенах пещер рисунков, или на кусках бересты, как в России, и другими способами.

Лично я не сомневаюсь в том, что жители нынешней Юго-Восточной Азии (Индо-

незия, Филиппины и др.) внесли не меньший вклад в развитие морского судоходства чем, например, египтяне или китайцы, или другие народы. Не напрасно в наши дни числен-

ность филиппинцев на судах мирового флота – около 25% экипажа.

Однако, к сожалению, информация о морских походах жителей этого региона весь-

ма скудная, и её можно найти разве что в специальной литературе (дискриминация!).

Отсутствие полноты информации, а также ограниченный объём конспекта заста-

вили автора представить историю морского судоходства в виде коротких новелл с расска-

зами о наиболее важных и интересных этапах его развития.




double arrow
Сейчас читают про: