ГЛАВА I. МОРСКИЕ ПОХОДЫ. ПЕРВЫЕ ШАГИ К ОКЕАНУ
Раздел 10. Обеспечение электрической и пожарной безопасности при эксплу-атации СЭО
Раздел 3. История электротехники – от глубокой старины до наших дней__
Содержание Стр.
Введение _________________________________________________________
Раздел 1. История морского судоходства ______________________________
Глава I. Морские походы. Первые шаги к океану _______________________
§1.1. Немного из истории мореплавания_______________________________
§1.2. Древний Египет_______________________________________________
§1.3. Финикия_____________________________________________________
§1.4. Древняя Греция_______________________________________________
§1.5. Древний Рим_________________________________________________
§1.6. Арабы_______________________________________________________
§1.7. Древний Китай_______________________________________________
§1.8. Полинезия___________________________________________________
Глава II. Мореплавание нашей эры до великих географических открытий ___
§1.9. Норманны____________________________________________________
§1.10. Поморы______________________________________________________
§1.11. Морские походы славян________________________________________
§1.12. Мореплавание в Европе в XII-XIV веках__________________________
|
|
§1.13. Генрих- мореплаватель_________________________________________
Глава III. Эпоха великих географических открытий ________________________
§1.14. Великие географические открытия_________________________________
§1.15. Морские карты средневековья_____________________________________
§1.16. Английский мореплаватель Френсис Дрейк_________________________
§1.17. Географические открытия Джеймса Кука___________________________
§1.18. Русские мореплаватели – первооткрыватели XVIII-XIX веков__________
§1.19. Три знаменитых исторических парусника___________________________
§1.20. Эпоха «винджаммеров»__________________________________________
Глава IV. На смену парусу приходят механические двигатели____ ____________
§1.21. Первые паровые суда______________________________________________
§1.22. Голубая лента Атлантики___________________________________________
Глава V. Освоение Арктики и Антарктики __________________________________
§1.23. Морские походы в моря Северного Ледовитого океана__________________
§1.24. Освоение Антарктиды______________________________________________
Глава VI. Выдающиеся моряки XIX и XX столетий __________________________
§1.25. Первое кругосветное путешествие, совершённое в одиночку____________
§1.26. Моряки-учёные Тур Хейердал и Жак Ив Кусто________________________
Глава VII. Завоевание и освоение Причерноморья ___________________________
§1.27. Ещё немного истории_____________________________________________
§1.28. Завоевание и освоение Причерноморья_______________________________
Раздел 2. Херсонское морское учебное заведение ____________
§2.1. Основание Херсона_______________________________________________
§2.2. Открытие в Херсоне училища торгового мореплавания________________
§2.3. Начальный этап истории ХМУ (1834-1917 гг.) ______________________
§2.4. Новая история ХМУ (1917-1944 гг.) _______________________________
§2.5. Новейшая история ХМУ (1944-2010 гг.) ____________________________
|
|
§2.6. Краткий очерк развития электромеханической специальности ХМУ ______
Приложение I. Имена выпускников ХМУ на бортах судов____________________
Приложение II. Херсонскому морскому учебному заведению – 175 лет_________
Основные сведения____________________________________________________
§3.1. Изучение атмосферного электричества_______________________________
§3.2. Основной закон электростатики_____________________________________
§3.3. «Животное электричество»_________________________________________
§3.4. Первые источники постоянного тока_________________________________
§3.5. Электрический ток способен создать магнитное поле___________________
§3.6. Ампер – создатель электродинамики__________________________________
§3.7. Магнитное поле способно создать электрический ток____________________
§3.8. Великий Ом_______________________________________________________
§3.9. Кирхгоф и его законы_______________________________________________
§3.10. Учёный, замахнувшийся на теорию единого поля_______________________
§3.11. Просто Герц______________________________________________________
§3.12. Охотник за электронами____________________________________________
§3.13. Атом – Солнечная система в миниатюре?______________________________
§3.14. Человек со многими лицами_________________________________________
§3.15. Всепроникающие лучи______________________________________________
§3.16. План ГОЭЛРО ___________________________________________________
§3.17. Краткий исторический очерк развития судового электрооборудования. Комплексы СУ СТС. Классы автоматизации судов А1, А2, А3 _________________
Раздел 4. Профессиональное образование моряков в Украине_____________
§4.1. Состояние морского и речного флота Украины________________________
§4.2. Организация службы на судах ______________________________________
§4.3. Обязанности судового электромеханика_____________________________
§4.4. Профессиональная подготовка моряков______________________________
§4.5. Международные морские организации_______________________________
§4.6. Международные морские нормативные документы_____________________
§4.7. Организация плавательной практики кадета-электромеханика____________
Раздел 5. Конструкция судна и судовые устройства______________________
ГлаваI. Архитектура судна и его основные параметры _ _________________
§5.1. Конструкция корпуса судна________________________________________
§5.2. Главные плоскости, сечения и размерения судна______________________
§5.3. Запас плавучести судна. Грузовая марка_____________________________
§5.4. Основные эксплуатационные параметры судна_______________________
Глава II. Судовые устройства _ _________________________________________
§5.5. Якорное устройство______________________________________________
§5.6. Рулевое устройство______________________________________________
§5.7. Средства активного управления рулём______________________________
§5.8. Грузовые устройства_____________________________________________
§5.9. Мачтовое устройство_____________________________________________
Глава III.Современные суда _________________________________________
§5.10. Типы морских судов_____________________________________________
§5.11. Классификация судов по назначению______________________________
§5.12. Краткая характеристика разных типов судов________________________
§5.13. Классификация судов по типу движителя___________________________
§5.14. Классификация судов по типу СЭУ________________________________
§5.15. Классификация судов по характеру движения судна на воде___________
§5.16. Классификация судов по району плавання__________________________
§5.17. Основной символ класса судна и дополнения к нему__________________
Раздел 6. Технические средства судовождения и спасения людей на море___
Глава I. Технические средства судовождения ___________________________
§6.1. Основные сведения_______________________________________________
§6.2. Классификация автономных ТСС____________________________________
§6.3. Гирокомпасы_____________________________________________________
§6.4. Эхолоты_________________________________________________________
§6.5. Лаги_____________________________________________________________
§6.6. Радары___________________________________________________________
§6.7. Классификация неавтономных ТСС___________________________________
§6.8. Система электронных карт, совмещенная с радиолокатором системы
САРП________________________________________________________________
§6.9. Глобальная дифференциальная спутниковая навигационная система
|
|
DGPS ________________________________________________________________
§6.10. Автоматическая идентификационная система AIS______________________
§6.11. Система автоматического определения параметров судна LRIT___________
Глава II. Технические средства спасения людей на море __________________
§6.12. Глобальная морская система связи при бедствии GMDSS________________
§6.13. Комплексная навигационная система управления с мостика_____________
§6.14. Спутниковые аварийные радиобуи__________________________________
§6.15. Переносные УКВ-радиостанции____________________________________
§6.16. Системы командной внутрисудовой связи____________________________
§6.17. Классификация спасательных средств________________________________
§6.18. Индивидуальные спасательные средства______________________________
§6.19. Надувные спасательные плоты______________________________________
§6.20. Спасательные шлюпки_____________________________________________
§6.21. Правила поведения людей на коллективных спасательных средствах______
§6.22. Профилактика переохлаждения человека в воде________________________
Раздел 7. Судовые энергетические установки и общесудовые системы______
Глава I. Судовые энергетические установки
§7.1. Классификация СЭУ_____________________________________________
§7.2. Дизельные СЭУ_________________________________________________
§7.3. Турбинные СЭУ_________________________________________________
§7.4. Электродвигательные СЭУ________________________________________
Глава II. Общесудовые системы
§7.5. Основные сведения_______________________________________________
§7.6. Конструктивные элементы судовых систем___________________________
§7.7. Судовые насосы__________________________________________________
§7.8. Осушительная система____________________________________________
§7.9. Балластная система_______________________________________________
§7.10. Измерительные и воздушные трубки_______________________________
§7.11. Системы пожаротушения и пожарной сигнализации__________________
§7.12. Системы водяного пожаротушения_________________________________
§7.13. Системы пенного и углекислотного пожаротушения__________________
§7.14. Требования Правил Регистра к системам пожаротушения______________
§7.15. Системы бытового водоснабжения_________________________________
§7.16. Системы вентиляции и кондиционирования_________________________
§7.17. Специальные системы танкеров___________________________________
|
|
Раздел 8. Электрифицированные судовые технические средства___________
§8.1. Классификация электрооборудования судов___________________________
§8.2. Электроэнергетические системы_____________________________________
§8.3. Судовые электрические приводы_____________________________________
§8.4. Расположение электрооборудования на судне_________________________
§8.5. Расположение электрифицированных механизмов в машинном
отделении___________________________________________________________
§8.6. Центральный посту правления СЭУ и вспомогательными механизмами___
§8.7. Классы автоматизации судов_______________________________________
Раздел 9. Организация технической эксплуатации СЭО___________________
Глава I. Особенности работы судового электрооборудования______________
§9.1. Условия работы СЭО____________________________________________
§9.2. Требования Правил Регистра к судовому электрооборудованию________
Глава II. Требования морских нормативных документов к конструкции СЭО___
§9.3. Классификация судового оборудования в зависимости от климатических условий района плавания___________________________________________________
§9.4. Классификация электрооборудования в зависимости от места расположения
на судне__________________________________________________________________
§9.5. Классификация электрооборудования в зависимости от степени защищено-
сти обслуживающего персонала от соприкосновения с его токоведущими или вращающи-
мися частями и степени защищённости корпуса электрооборудования от попадания внутрь воды_______________________________________________________________
§9.6. Классификация судового электрооборудования в зависимости от степени защищенности корпуса от повреждений при взрыве внутри корпуса_________________
§9.7. Классификация судового электрооборудования в зависимости от режимов
работы______________________________________________________________________
§9.8. Классы изоляции__________________________________________________
§9.9. Системы буквенно-цифровых обозначений электрооборудования_________
Глава III. Техническая эксплуатация СЭО_________________________________
§9.10. Основные сведения_____________________________________________
§9.11. Техническое использование электрооборудования_________________
§9.12. Техническое обслуживание электрооборудования____________________
§9.13. Ремонт электрооборудования______________________________________
§9.14. Испытание электрических машин__________________________________
§9.15. Нормативные документы по организации технической эксплуатации
СЭО______________________________________________________________
§9.16. Судовая отчетная электротехническая документация____________
§9.17. Освидетельствования судового электрооборудования_________________
§9.18. Современное состояние и проблемы технической эксплуатации судовых технических средств_________________________________________________________
Глава I. Основные положения электрической безопасности________________
§10.1. Факторы, влияющие на электрическую безопасность___________________
§10.2. Нормативные документы по электрической безопасности______________
§10.3. Организационно-технические мероприятия по защите от поражения электри-
ческим током ________________________________________________________________
§10.4. Конструктивные мероприятия по защите от поражения электрическим
током _____________________________________________________________________
§10.5. Правила техники безопасности при работе под напряжением и с частич-
но снятым напряжением_______________________________________________________
§10.6. Правила техники безопасности при обслуживании аккумуляторов_______
§10.7. Правила техники безопасности при работе на высоте__________________
§ 10.8. Защитные средства от поражения электрическим током________________
§ 10.9. Нормы и сроки электрических испытаний защитных средств____________
§10.10. Освидетельствование электроустановок_____________________________
Глава II. Обеспечение пожарной безопасность при эксплуатации судового электрооборудования________________________________________________________
§10.11. Причины возникновения пожаров, связанных с эксплуатацией электрообо-
рудования__________________________________________________________________
§10.12. Нормативные документы по пожарной безопасности_______________
§10.13. Организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности_______________________________________________________________
§10.14. Дополнительные меры пожарной безопасности на нефтеналивных судах
§10.15. Предупредительные знаки об опасности____________________________
§10.16. Защитное снаряжение____________________________________________
Глава III. Оказание первой помощи при поражении электрическим током__
§10.17. Основные сведения______________________________________________
§10.18. Способы искусственного дыхания__________________________________
§10.19. Непрямой массаж сердца_________________________________________
РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ МОРСКОГО СУДОХОДСТВА
С давних времён реки, озера, моря и океаны служили не только естественными пре
градами, но и объединяли людей в единое человечество. Действительно, по рекам, по вод-
ной глади путешествовать зачастую намного удобнее, чем по непролазной чаще и буера-
кам суши.
Человек начал совершать плавания около 40 000 лет до новой эры.
Люди, жившие на побережьи морей и океанов, в качестве первых плавательных средств стали использовать стволы деревьев (рис. 1.1, а). Однако стволы проворачива-
лись в воде, а вот два связанных вместе ствола уже не вращались. Так, возможно, и был изобретён первый плот.
Чтобы перейти от двух к нескольким скрепленным между собой бревнам, много ума уже не требовалось.
Жители Полинезии, для придания устойчивости брёвнам, стали использовать ката-
мараны – два связанных параллельно расположенных ствола, один из которых служил про
тивовесом.
У этих плавсредств были и другие недостатки: нижняя часть туловища человека
постоянно находилась в солёной и нередко холодной воде. Кроме того, на них практиче-
ски нельзя было перевозить какие-либо грузы.
Рис. 1.1. Первые плавсредства: ствол дерева (а); лодка-однодеревки
Несколько позднее стали использоваться выдолбленные или выжженные из цельно
го куска дерева лодки-однодеревки (рис. 1.1, б), которые не имели перечисленных недо-
статков.
Жители, жившие на материках, использовали реки с неторопливым и потому безо-
пасным для плавания течением воды. Часто эти реки имели пологие берега, заросшие ка-
мышом или тростником, и закрытые от непогоды бухты.
В этих бухтах строились первые плавательные средства - плоты.
Плоты связывались из дерева, камыша, тростника, коры, шкур и даже тыкв. Для передвижения плотов вначале использовались шесты, позже - весла, а еще позднее – пару-
са из камыша и шкур животных.
Практически одновременно с плотами стали использоваться выдолбленные или выжженные из цельного куска дерева лодки-однодеревки.
Археологические находки на территории Украины подтверждают, что еще три тысячи лет назад предки славян строили простые лодки-однодеревки. Так, лодка, выжже-
ная из ствола 360-летнего дуба в X веке до нашей эры, найдена в устье реки Южный Буг, возле села Субботиновка Николаевской области (в настоящее время лодка находится в экспозиции Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге).
Вначале плоты и лодки передвигались за счет мускульной силы человека. Парус как движущая судно сила стал использоваться человеком примерно 5 000 лет до новой эры.
Гораздо позднее – в начале XIX века появились пароходы. На первых из них ис-
пользовались как паровые машины, так и паруса – так было привычнее и надежнее.
В конце XIX на смену паровым машинами пришли более экономичные двигатели внутреннего сгорания – дизели.
На современных судах его движение (ход) обеспечивают самые разные энергети-
ческие установки - дизели, паровые и газовые турбины, электродвигатели.
Особенности каждой из этих установок будут рассмотрены ниже, а пока обратим-
ся к интересной таблице, из которой становятся понятными основные этапы развития морского судоходства..