Немного из истории мореплавания

ГЛАВА I. МОРСКИЕ ПОХОДЫ. ПЕРВЫЕ ШАГИ К ОКЕАНУ

Раздел 10. Обеспечение электрической и пожарной безопасности при эксплу-атации СЭО

Раздел 3. История электротехники – от глубокой старины до наших дней__

Содержание Стр.

Введение _________________________________________________________

Раздел 1. История морского судоходства ______________________________

Глава I. Морские походы. Первые шаги к океану _______________________

§1.1. Немного из истории мореплавания_______________________________

§1.2. Древний Египет_______________________________________________

§1.3. Финикия_____________________________________________________

§1.4. Древняя Греция_______________________________________________

§1.5. Древний Рим_________________________________________________

§1.6. Арабы_______________________________________________________

§1.7. Древний Китай_______________________________________________

§1.8. Полинезия___________________________________________________

Глава II. Мореплавание нашей эры до великих географических открытий ___

§1.9. Норманны____________________________________________________

§1.10. Поморы______________________________________________________

§1.11. Морские походы славян________________________________________

§1.12. Мореплавание в Европе в XII-XIV веках__________________________

§1.13. Генрих- мореплаватель_________________________________________

Глава III. Эпоха великих географических открытий ________________________

§1.14. Великие географические открытия_________________________________

§1.15. Морские карты средневековья_____________________________________

§1.16. Английский мореплаватель Френсис Дрейк_________________________

§1.17. Географические открытия Джеймса Кука___________________________

§1.18. Русские мореплаватели – первооткрыватели XVIII-XIX веков__________

§1.19. Три знаменитых исторических парусника___________________________

§1.20. Эпоха «винджаммеров»__________________________________________

Глава IV. На смену парусу приходят механические двигатели____ ____________

§1.21. Первые паровые суда______________________________________________

§1.22. Голубая лента Атлантики___________________________________________

Глава V. Освоение Арктики и Антарктики __________________________________

§1.23. Морские походы в моря Северного Ледовитого океана__________________

§1.24. Освоение Антарктиды______________________________________________

Глава VI. Выдающиеся моряки XIX и XX столетий __________________________

§1.25. Первое кругосветное путешествие, совершённое в одиночку____________

§1.26. Моряки-учёные Тур Хейердал и Жак Ив Кусто________________________

Глава VII. Завоевание и освоение Причерноморья ___________________________

§1.27. Ещё немного истории_____________________________________________

§1.28. Завоевание и освоение Причерноморья_______________________________

Раздел 2. Херсонское морское учебное заведение ____________

§2.1. Основание Херсона_______________________________________________

§2.2. Открытие в Херсоне училища торгового мореплавания________________

§2.3. Начальный этап истории ХМУ (1834-1917 гг.) ______________________

§2.4. Новая история ХМУ (1917-1944 гг.) _______________________________

§2.5. Новейшая история ХМУ (1944-2010 гг.) ____________________________

§2.6. Краткий очерк развития электромеханической специальности ХМУ ______

Приложение I. Имена выпускников ХМУ на бортах судов____________________

Приложение II. Херсонскому морскому учебному заведению – 175 лет_________

Основные сведения____________________________________________________

§3.1. Изучение атмосферного электричества_______________________________

§3.2. Основной закон электростатики_____________________________________

§3.3. «Животное электричество»_________________________________________

§3.4. Первые источники постоянного тока_________________________________

§3.5. Электрический ток способен создать магнитное поле___________________

§3.6. Ампер – создатель электродинамики__________________________________

§3.7. Магнитное поле способно создать электрический ток____________________

§3.8. Великий Ом_______________________________________________________

§3.9. Кирхгоф и его законы_______________________________________________

§3.10. Учёный, замахнувшийся на теорию единого поля_______________________

§3.11. Просто Герц______________________________________________________

§3.12. Охотник за электронами____________________________________________

§3.13. Атом – Солнечная система в миниатюре?______________________________

§3.14. Человек со многими лицами_________________________________________

§3.15. Всепроникающие лучи______________________________________________

§3.16. План ГОЭЛРО ___________________________________________________

§3.17. Краткий исторический очерк развития судового электрооборудования. Комплексы СУ СТС. Классы автоматизации судов А1, А2, А3 _________________

Раздел 4. Профессиональное образование моряков в Украине_____________

§4.1. Состояние морского и речного флота Украины________________________

§4.2. Организация службы на судах ______________________________________

§4.3. Обязанности судового электромеханика_____________________________

§4.4. Профессиональная подготовка моряков______________________________

§4.5. Международные морские организации_______________________________

§4.6. Международные морские нормативные документы_____________________

§4.7. Организация плавательной практики кадета-электромеханика____________

Раздел 5. Конструкция судна и судовые устройства______________________

ГлаваI. Архитектура судна и его основные параметры _ _________________

§5.1. Конструкция корпуса судна________________________________________

§5.2. Главные плоскости, сечения и размерения судна______________________

§5.3. Запас плавучести судна. Грузовая марка_____________________________

§5.4. Основные эксплуатационные параметры судна_______________________

Глава II. Судовые устройства _ _________________________________________

§5.5. Якорное устройство______________________________________________

§5.6. Рулевое устройство______________________________________________

§5.7. Средства активного управления рулём______________________________

§5.8. Грузовые устройства_____________________________________________

§5.9. Мачтовое устройство_____________________________________________

Глава III.Современные суда _________________________________________

§5.10. Типы морских судов_____________________________________________

§5.11. Классификация судов по назначению______________________________

§5.12. Краткая характеристика разных типов судов________________________

§5.13. Классификация судов по типу движителя___________________________

§5.14. Классификация судов по типу СЭУ________________________________

§5.15. Классификация судов по характеру движения судна на воде___________

§5.16. Классификация судов по району плавання__________________________

§5.17. Основной символ класса судна и дополнения к нему__________________

Раздел 6. Технические средства судовождения и спасения людей на море___

Глава I. Технические средства судовождения ___________________________

§6.1. Основные сведения_______________________________________________

§6.2. Классификация автономных ТСС____________________________________

§6.3. Гирокомпасы_____________________________________________________

§6.4. Эхолоты_________________________________________________________

§6.5. Лаги_____________________________________________________________

§6.6. Радары___________________________________________________________

§6.7. Классификация неавтономных ТСС___________________________________

§6.8. Система электронных карт, совмещенная с радиолокатором системы

САРП________________________________________________________________

§6.9. Глобальная дифференциальная спутниковая навигационная система

DGPS ________________________________________________________________

§6.10. Автоматическая идентификационная система AIS______________________

§6.11. Система автоматического определения параметров судна LRIT___________

Глава II. Технические средства спасения людей на море __________________

§6.12. Глобальная морская система связи при бедствии GMDSS________________

§6.13. Комплексная навигационная система управления с мостика_____________

§6.14. Спутниковые аварийные радиобуи__________________________________

§6.15. Переносные УКВ-радиостанции____________________________________

§6.16. Системы командной внутрисудовой связи____________________________

§6.17. Классификация спасательных средств________________________________

§6.18. Индивидуальные спасательные средства______________________________

§6.19. Надувные спасательные плоты______________________________________

§6.20. Спасательные шлюпки_____________________________________________

§6.21. Правила поведения людей на коллективных спасательных средствах______

§6.22. Профилактика переохлаждения человека в воде________________________

Раздел 7. Судовые энергетические установки и общесудовые системы______

Глава I. Судовые энергетические установки

§7.1. Классификация СЭУ_____________________________________________

§7.2. Дизельные СЭУ_________________________________________________

§7.3. Турбинные СЭУ_________________________________________________

§7.4. Электродвигательные СЭУ________________________________________

Глава II. Общесудовые системы

§7.5. Основные сведения_______________________________________________

§7.6. Конструктивные элементы судовых систем___________________________

§7.7. Судовые насосы__________________________________________________

§7.8. Осушительная система____________________________________________

§7.9. Балластная система_______________________________________________

§7.10. Измерительные и воздушные трубки_______________________________

§7.11. Системы пожаротушения и пожарной сигнализации__________________

§7.12. Системы водяного пожаротушения_________________________________

§7.13. Системы пенного и углекислотного пожаротушения__________________

§7.14. Требования Правил Регистра к системам пожаротушения______________

§7.15. Системы бытового водоснабжения_________________________________

§7.16. Системы вентиляции и кондиционирования_________________________

§7.17. Специальные системы танкеров___________________________________

Раздел 8. Электрифицированные судовые технические средства___________

§8.1. Классификация электрооборудования судов___________________________

§8.2. Электроэнергетические системы_____________________________________

§8.3. Судовые электрические приводы_____________________________________

§8.4. Расположение электрооборудования на судне_________________________

§8.5. Расположение электрифицированных механизмов в машинном

отделении___________________________________________________________

§8.6. Центральный посту правления СЭУ и вспомогательными механизмами___

§8.7. Классы автоматизации судов_______________________________________

Раздел 9. Организация технической эксплуатации СЭО___________________

Глава I. Особенности работы судового электрооборудования______________

§9.1. Условия работы СЭО____________________________________________

§9.2. Требования Правил Регистра к судовому электрооборудованию________

Глава II. Требования морских нормативных документов к конструкции СЭО___

§9.3. Классификация судового оборудования в зависимости от климатических условий района плавания___________________________________________________

§9.4. Классификация электрооборудования в зависимости от места расположения

на судне__________________________________________________________________

§9.5. Классификация электрооборудования в зависимости от степени защищено-

сти обслуживающего персонала от соприкосновения с его токоведущими или вращающи-

мися частями и степени защищённости корпуса электрооборудования от попадания внутрь воды_______________________________________________________________

§9.6. Классификация судового электрооборудования в зависимости от степени защищенности корпуса от повреждений при взрыве внутри корпуса_________________

§9.7. Классификация судового электрооборудования в зависимости от режимов

работы______________________________________________________________________

§9.8. Классы изоляции__________________________________________________

§9.9. Системы буквенно-цифровых обозначений электрооборудования_________

Глава III. Техническая эксплуатация СЭО_________________________________

§9.10. Основные сведения_____________________________________________

§9.11. Техническое использование электрооборудования_________________

§9.12. Техническое обслуживание электрооборудования____________________

§9.13. Ремонт электрооборудования______________________________________

§9.14. Испытание электрических машин__________________________________

§9.15. Нормативные документы по организации технической эксплуатации

СЭО______________________________________________________________

§9.16. Судовая отчетная электротехническая документация____________

§9.17. Освидетельствования судового электрооборудования_________________

§9.18. Современное состояние и проблемы технической эксплуатации судовых технических средств_________________________________________________________

Глава I. Основные положения электрической безопасности________________

§10.1. Факторы, влияющие на электрическую безопасность___________________

§10.2. Нормативные документы по электрической безопасности______________

§10.3. Организационно-технические мероприятия по защите от поражения электри-

ческим током ________________________________________________________________

§10.4. Конструктивные мероприятия по защите от поражения электрическим

током _____________________________________________________________________

§10.5. Правила техники безопасности при работе под напряжением и с частич-

но снятым напряжением_______________________________________________________

§10.6. Правила техники безопасности при обслуживании аккумуляторов_______

§10.7. Правила техники безопасности при работе на высоте__________________

§ 10.8. Защитные средства от поражения электрическим током________________

§ 10.9. Нормы и сроки электрических испытаний защитных средств____________

§10.10. Освидетельствование электроустановок_____________________________

Глава II. Обеспечение пожарной безопасность при эксплуатации судового электрооборудования________________________________________________________

§10.11. Причины возникновения пожаров, связанных с эксплуатацией электрообо-

рудования__________________________________________________________________

§10.12. Нормативные документы по пожарной безопасности_______________

§10.13. Организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности_______________________________________________________________

§10.14. Дополнительные меры пожарной безопасности на нефтеналивных судах

§10.15. Предупредительные знаки об опасности____________________________

§10.16. Защитное снаряжение____________________________________________

Глава III. Оказание первой помощи при поражении электрическим током__

§10.17. Основные сведения______________________________________________

§10.18. Способы искусственного дыхания__________________________________

§10.19. Непрямой массаж сердца_________________________________________

РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ МОРСКОГО СУДОХОДСТВА

С давних времён реки, озера, моря и океаны служили не только естествен­ными пре

градами, но и объединяли людей в единое человечество. Действительно, по рекам, по вод-

ной глади путешествовать зачастую намного удобнее, чем по непролазной чаще и буера-

кам суши.

Человек начал совершать плавания около 40 000 лет до новой эры.

Люди, жившие на побережьи морей и океанов, в качестве первых плавательных средств стали использовать стволы деревьев (рис. 1.1, а). Однако стволы проворачива-

лись в воде, а вот два связанных вместе ствола уже не вращались. Так, возможно, и был изобретён первый плот.

Чтобы перейти от двух к нескольким скрепленным между собой бревнам, много ума уже не требовалось.

Жители Полинезии, для придания устойчивости брёвнам, стали использовать ката-

мараны – два связанных параллельно расположенных ствола, один из которых служил про

тивовесом.

У этих плавсредств были и другие недостатки: нижняя часть туловища человека

постоянно находилась в солёной и нередко холодной воде. Кроме того, на них практиче-

ски нельзя было перевозить какие-либо грузы.

Рис. 1.1. Первые плавсредства: ствол дерева (а); лодка-однодеревки

Несколько позднее стали использоваться выдолбленные или выжженные из цельно

го куска дерева лодки-однодеревки (рис. 1.1, б), которые не имели перечисленных недо-

статков.

Жители, жившие на материках, использовали реки с неторопливым и потому безо-

пасным для плавания течением воды. Часто эти реки имели пологие берега, заросшие ка-

мышом или тростником, и закрытые от непогоды бухты.

В этих бухтах строились первые плавательные средства - плоты.

Плоты связывались из дерева, камыша, тростника, коры, шкур и даже тыкв. Для передвижения плотов вначале использовались шесты, позже - весла, а еще позднее – пару-

са из камыша и шкур животных.

Практически одновременно с плотами стали использоваться выдолбленные или выжженные из цельного куска дерева лодки-однодеревки.

Археологические находки на территории Украины подтверждают, что еще три тысячи лет назад предки славян строили простые лодки-однодеревки. Так, лодка, выжже-

ная из ствола 360-летнего дуба в X веке до нашей эры, найдена в устье реки Южный Буг, возле села Субботиновка Николаевской области (в настоящее время лодка находится в экспозиции Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге).

Вначале плоты и лодки передвигались за счет мускульной силы человека. Парус как движущая судно сила стал использоваться человеком примерно 5 000 лет до новой эры.

Гораздо позднее – в начале XIX века появились пароходы. На первых из них ис-

пользовались как паровые машины, так и паруса – так было привычнее и надежнее.

В конце XIX на смену паровым машинами пришли более экономичные двигатели внутреннего сгорания – дизели.

На современных судах его движение (ход) обеспечивают самые разные энергети-

ческие установки - дизели, паровые и газовые турбины, электродвигатели.

Особенности каждой из этих установок будут рассмотрены ниже, а пока обратим-

ся к интересной таблице, из которой становятся понятными основные этапы развития морского судоходства..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: