Током
Конструктивные мероприятия по защите от поражения электрическим
К основным конструктивным мероприятиям по защите от поражения электриче-
ским током относятся следующие.
1. ограничение напряжения в силовых цепях и цепях управления до 230 В постоян
ного тока* и 460 В переменного тока*;
2. ограничение напряжения до 42 В для переносных инструментов и до 12 В для ручных переносных светильников;
3. использование судового электрооборудования в исполнении, защищающем че-
ловека от поражения электрическим током (рис. 10.1).
Рис. 10.1. Виды конструктивного исполнения электрооборудования:
а – открытое - предохранитель; б – защищенное – ящик с резисторами; в – брызгозащищенное - трансформатор; г – водозащищенное - трансформатор
Как следует из рис. 10.1, прикосновение человека к электрооборудованию возможно
при открытом исполнении (рис. 10.1, а) и невозможно в остальных вариантах исполнения
(рис. 10.1, б, в и г).
4. ограничение выбора систем распределения электроэнергии. На судах применяют 3-проводные системы с изолированной или компенсированной нейтралью;
|
|
5. применение защитного заземления, т. е. электрического соединения с корпусом судна корпусов электрических машин, металлических частей кожухов, корпусов пускоре-
гулирующей аппаратуры и распределительных устройств, светильников, измерительных приборов и др., работающих при напряжении свыше 12 В.
Рис. 10.2. Схема защитного заземления корпуса приемника электроэнергии
Как следует из рис. 10.2, человек, прикоснувшийся к заземленному корпусу элект-
родвигателя М, оказавшемуся под напряжением (пробой на корпус двигателя), окажется включенным параллельно замыкающей перемычке X.
Сопротивление перемычки во много раз меньше сопротивления тела человека. Поэтому основная часть тока замыкания будет проходить через перемычку в виде тока 1х,а ток через тело человека Iч будет мал.
На схеме резисторами r1 и г2 обозначено сопротивление изоляции проводов 1 и 2 относительно корпуса.
6. использование на судах ГЭРЩ без каких-либо обнаженных токоведущих частей на лицевой стороне. С задней стороны ГЭРЩ должны быть поручни, за которые при качке можно держаться без опасения прикоснуться к токоведущим частям, находящимся под напряжением.
__________________________
* Кроме судов с гребными электрическими установками, на которых допускается применение электроустановок напряжением более 1000 В
§10.5. Правила техники безопасности при работе под напряжением и с частич-
При частично снятом напряжении работыпроводятся на обесточенном участке, но соседние участки находятся под напряжением
|
|
В основном эти правила сводятся к следующему:
1. осуществить необходимые отключения;
2. проверить отсутствие напряжения на токоведущих частях заведомо исправным
индикатором напряжения (при этом отсутствие напряжения должно быть проверено меж-
ду фазами и на каждой фазе по отношению к заземленным частям);
3. если в питающей цепи есть предохранители, их надо удалить. Если в питающей сети есть автоматический выключатель, снять его переднюю крышку и удалить рукоятку привода автомата, затем крышку поставить на место и закрепить;
4. вывесить запрещающие плакаты «Опасно для жизни!» (рис. 10.3) и "Не вклю-
чать – работают люди!»;
Рис. 10.3. Предупреждающий плакат «Опасность поражения током»
5. непосредственно после проверки отсутствия напряжения, в необходимых случа-
ях, наложить переносные заземления и вывесить плакат "Работать здесь";
6. токоведущие части, на которых не предусматриваются работы, оградить диэлект-
рическими матами или другими* изолирующими материалами;
7. работать в комбинезоне с рукавами, застегнутыми у кистей, в головном уборе, ди
электрических галошах или стоять на диэлектрическом коврике или деревянной подстав-
ке;
8. пользоваться электроинструментом с изолированными рукоятками;
9. работы выполнять только вдвоем (со страхующим).
_______________________________________
* в моей практике был случай, когда пришлось воспользоваться обычной просты-
ней, сложенной вчетверо (не было уверенности, что в ней при работе не образуются поры
вы – судну было 30 лет).