Но снятым напряжением

Током

Конструктивные мероприятия по защите от поражения электрическим

К основным конструк­тивным мероприятиям по защите от поражения электриче-

ским током относятся следующие.

1. ограничение напряжения в силовых цепях и цепях управления до 230 В постоян

ного тока* и 460 В переменного тока*;

2. ограничение напряжения до 42 В для переносных инструментов и до 12 В для ручных пере­носных светильников;

3. использование судового электрооборудования в исполнении, защищающем че-

ловека от поражения электрическим током (рис. 10.1).

Рис. 10.1. Виды конструктивного исполнения электрооборудования:

а – открытое - предохранитель; б – защищенное – ящик с резисторами; в – брызгозащищенное - трансформатор; г – водозащищенное - трансформатор

Как следует из рис. 10.1, прикосновение человека к электрооборудованию возможно

при открытом исполнении (рис. 10.1, а) и невозможно в остальных вариантах исполнения

(рис. 10.1, б, в и г).

4. ограничение выбора систем распределения электроэнергии. На судах применяют 3-проводные системы с изолированной или компенсированной нейтралью;

5. применение защитного заземления, т. е. электрического соедине­ния с корпусом судна корпусов электрических машин, металличе­ских частей кожухов, корпусов пускоре-

гулирующей аппаратуры и распределительных устройств, светильников, измерительных приборов и др., работающих при напряжении свыше 12 В.

Рис. 10.2. Схема защитного заземления корпуса приемника электроэнергии

Как следует из рис. 10.2, человек, прикоснувшийся к заземленному корпусу элект-

родвигателя М, оказавшемуся под напряжением (пробой на корпус двигателя), окажется включенным параллель­но замыкающей перемычке X.

Сопротивление перемычки во много раз меньше сопротивления тела человека. Поэтому основная часть тока замыкания будет проходить через перемычку в виде тока 1х,а ток через тело человека Iч будет мал.

На схеме резисторами r1 и г2 обозначено сопротив­ление изоляции проводов 1 и 2 относительно корпуса.

6. использование на судах ГЭРЩ без ка­ких-либо обнаженных токоведущих частей на лицевой стороне. С задней стороны ГЭРЩ должны быть поручни, за которые при качке можно держаться без опасения прикоснуться к токоведущим частям, находящимся под напряжением.

__________________________

* Кроме судов с гребными электрическими установками, на которых допускается применение электроустановок напряжением более 1000 В

§10.5. Правила техники безопасности при работе под напряжением и с частич-

При частично снятом напряжении работыпро­водятся на обесточенном участке, но соседние участки находятся под напряжением

В основном эти правила сводятся к следующему:

1. осуществить необходимые отключения;

2. проверить отсутствие напряжения на токоведущих частях заведомо исправным

индикатором напряжения (при этом отсутствие напряжения должно быть проверено меж-

ду фазами и на каждой фазе по отношению к заземленным частям);

3. если в питающей цепи есть предохранители, их надо удалить. Если в питающей сети есть автоматический выключатель, снять его переднюю крышку и удалить рукоятку привода автомата, затем крышку поставить на место и закрепить;

4. вывесить запрещаю­щие плакаты «Опасно для жизни!» (рис. 10.3) и "Не вклю-

чать – работают люди!»;

Рис. 10.3. Предупреждающий плакат «Опасность поражения током»

5. непо­средственно после проверки отсутствия напряжения, в необходимых случа-

ях, наложить переносные заземления и вывесить плакат "Рабо­тать здесь";

6. токоведущие части, на которых не предусматриваются работы, оградить диэлект-

рическими матами или другими* изолирующими материалами;

7. работать в комбине­зоне с рукавами, застегнутыми у кистей, в головном уборе, ди

электри­ческих галошах или стоять на диэлектрическом коврике или деревянной подстав-

ке;

8. пользоваться электроинструментом с изолированными рукоятками;

9. работы выпол­нять только вдвоем (со страхующим).

_______________________________________

* в моей практике был случай, когда пришлось воспользоваться обычной просты-

ней, сложенной вчетверо (не было уверенности, что в ней при работе не образуются поры

вы – судну было 30 лет).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: