double arrow

Херсон первой половины ХХ века


Гражданская война, иностранная военная интервенция нанесли большой урон как городу, так и его хозяйству.

5 апреля 1918 г. город оккупировали австрийские войска. Они грабили и расстреливали жителей города, многих вывезли на шахты Силезии и Рура. Школы и училища были закрыты. Ценное оборудование промышленных предприятий демонтировали и отправляли в Германию. Осенью 1918 г. Германия и Австро-Венгрия потерпели поражение в войне. В этих странах произошли революции. Австро-германская армия разлагалась и теряла боеспособность на Украине, и под влиянием агитации 28-29 ноября в городе произошла всеобщая политическая забастовка, переросшая в вооруженное восстание. Оккупанты вынуждены были оставить Херсон и Херсонщину.

В период с 1918 по начало 1920 власть в городе неоднократно менялась переходя из рук в руки. В этот период у руля города оказывались английские интерветы, франко-греческие войска, петлюровцы, григорьевцы, деникинцы. И лишь 31 января 1920 Херсон был окончательно освобожден частями Красной Армии.

К началу 1921 г. выпуск промышленной продукции по сравнению с довоенным сократился более чем в 5 раз. Многие предприятия были разрушены, стояли на консервации или работали не на полную мощность. Многие рабочие уходили из города в села или занимались кустарным промыслом.

В 1922 г. Одесская и Николаевская (бывшая Херсонская) губернии объединились в Одесскую губернию. В 1923 г. Одесская губерния разделена на округи, в ее составе выделен Херсонский округ.

В 1925 деление на губернии было ликвидировано и введено новое административное деление - округ с районами.

С мая 1922 г. заработал городской водопровод. К 1925 г. на улицах города проведено электрическое освещение. В сентябре 1927 года в Херсоне впервые начались автобусные перевозки. Три автобуса на 28 мест каждый перевозили с 6 до 7 часов утра рабочих, а затем совершали регулярные рейсы по маршрутам: Военный форштадт - центр до Сухарного, Забалка - центр - порт - завод им. Петровского, порт - железнодорожный вокзал.

Во второй половине 20-х годов завод им. Петровского превратился в крупное предприятие по выпуску сельскохозяйственных машин. Завод им. Старостина, площадью 6 232 кв. м., располагался на Военном форштадте и производил работы по чугунному и медному литью, ремонт паровых котлов, двигателей внутреннего сгорания, изготовлял земледельческие машины, машины для лесопильных заводов и мельниц. С 1927 г. он стал цехом завода Петровского.

В 1926 г. на Забалке онован Обозный завод (с 1959 г. завод карданных валов).

На левом берегу реки Кошевой располагались Верфи им. Коминтерна, которые были оборудованы всем необходимым для ремонта парового и непарового флота, постройки морских и каботажных судов.

В 1927 г. вступила в строй швейная фабрика «Большевичка».

В 1928 г. в городе действовала лучшая на Украине и в СССР лесопильня с 10 рамами, приводимыми в действие 5 паровыми котлами.

В 1929 г. начала работать консервная фабрика им.Войкова мощностью 30 млн. банок в год (в 1932 г. переименована в консервный завод им. 8 Марта). В сентябре 1932 года вступил в строй консервный завод им. Сталина мощностью 70 млн. банок в год, одно из крупнейших таких предприятий не только на Украине, но и в СССР.

В 1932 г. введен в эксплуатацию Херсонский портовый элеватор емкостью 50 тыс. тонн. Его сооружению правительство придавало большое значение в связи с перспективами развития экспорта хлеба из южных районов страны.

В 1933 г. наладил выпуск продукции созданный на базе мастерских по ремонту тракторов электромашиностроительный завод. В 1933 г. вступила в строй прядильная фабрика.

В конце 30-х годов ХХ в. Херсон становится крупным торговым портом с возможностью ремонта и строительства речных и морских судов, а с 1936 г. - и строительства железобетонных доков для Черноморского пароходства.

13 августа 1938 г. выпустил первую продукцию завод стеклотары мощностью 50 млн. банок в год. По уровню механизации производства это был один из самых лучших заводов такого типа в Европе.

В апреле 1938 г. вступила в строй первая очередь нефтеперерабатывающего завода, ставшего главным поставщиком нефтепродуктов для Днепровского бассейна и юга Украины.

В 1938 г. на полную мощность заработала турбинная электростанция.

В 1939 г. на берегу Днепра построили верфь железобетонного судостроения, наладившую выпуск железобетонных плавучих доков для нужд морского флота. На Карантинном острове построена нефтегавань.


Сейчас читают про: