Херсон - губернский город

В конце XVIII в. промышленное развитие Херсона связано с нуждами Черноморского флота и торговли.

В 1790 г. в городе основан первый на юге Украины литейный завод для оснащения пушками Черноморского флота. На нем также отливали колокола, снаряды, якоря и разные корабельные принадлежности.

Торговые сношения Херсона, как с русскими губерниями - вверх по Днепру, а впоследствии с Литвой и Польшей, так и с французскими портами через Черное море начались в 80-х годах XVIII в.

В январе 1784 г. французский купец Антуан отправил в Херсон из Марселя два судна, нагруженные товарами, адресованными на имя торгового дома, основанного им в Херсоне. Франция приобретала здесь для себя запасы для флота. Это вызвало возникновение новой отрасли промышленности - разведение лесных плантаций и садов, ввиду чего Потемкин заключил контракт с англичанином Моффетом.

В 1787 г. торговля на Черном море приняла громадные размеры: более двухсот русских и австрийских кораблей были заняты ею. В Херсоне поселились австрийский и неаполитанский консулы. Генуя, Ливорно и Триест имели сношения с Херсоном, отправляя сюда свои грузы и получая обратно русский зерновой хлеб...

Обмеление устья Днепра явилось одной из главных причин, приведших Херсон к потере его значения как основного военного и торгового порта вблизи Черного моря. В 1794 г. на месте татарского поселения Хаджибей, вблизи Хаджибейского и Куяльницкого лиманов началось строительство морской гавани по проекту инженера Ф. Деволлона под руководством А. В. Суворова и О. М. Дерибаса.

В 1795 г. Хаджибей переименован в Одессу. Херсон, имеющий сложный речной фарватер, теряет свое значение важнейшего центра военного судостроения и главного торгового порта на Черном море. В 1794 г. в Николаев переводят главное управление Черноморского флота и военного судостроения. Николаев становится центром строительства кораблей для Черноморского флота. Часть купеческих контор и фирм из Херсона переезжает в Одессу, которая становится центром торговли на Черном море. Таможня переводится в Очаков. Херсон с уездом вошел в состав Николаевской губернии.

Однако 15 мая 1803 г. последовал указ Александра I Сенату: "По сведениям, от местного начальства доставленным, находя неудобным оставить губернское управление в Николаеве, как по трудностям отапливания, так и потому, что Морское управление, там еще находящееся, составляет само по себе часть обширную, мы признали за благо губернскому управлению быть в Херсоне и, вследствие того, губернию Николаевскую именовать отныне Херсонскою".

20 мая губернское управление начало свою работу в Херсоне, который стал центром губернии. В 1818 г. в Херсоне насчитывалось уже до 2300 домов, до 50 купеческих лавок, 10 церквей и свыше 18 тыс. жителей...

В 30-е годы улицы получают свои названия: Купеческая, Солдатская, Почтовая, Сухарная и др. В середине XIX в. в городе 92 улицы и площади. Центральные улицы стали мостить булыжником, а тротуары - плитами из лавы Везувия, привезенными торговыми судами из Неаполя как балласт.

В средине XIX века в Херсоне работало 124 ветряные мельницы. В 1848 г. купец Княгин приобрел паровую машину со старого парохода и поставил ее на мельницу. Это была одна из первых паровых мельниц на Украине. Вскоре медные части машины украли. Запчасти не смогли сделать ни на ближайших заводах, ни в Петербурге, ни за границей, так как детали были небольшие, а заказ незначительный. Мельница не работала, пока в Херсоне не появился чугунолитейный завод, выполнивший заказ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: