Основные принципы

Конституционные основы судебной власти. Судебная система в РБ и ее

Субъект, который принял оспариваемый НПА

Субъекты, обратившиеся в КС с предложениями о проверке конституционности НПА

Соответствие НПА акту более высокой юридической силы.

Соответствие НПА КЦ

Дает заключения о фактах систематического или грубого нарушения Конституции палатами Парламента

Следует иметь ввиду, что рассмотрение вопроса о соответствии НПА может осуществляться и некоторыми другими органами. Например, Президент вправе отменить постановление Правительства, если они не соответствуют ЗД. СМ в свою очередь отменяет некоторые акты РО ИВ. СР наделен полномочием отмены решений МСД в случае несоответствия ЗД. Решения местных И и РО отменяются Президентом. Тем не менее именно КС обладает самыми широкими полномочиями в данной сфере.

КС вправе проверять соответствие КЦ только НПА, ИПА не могут быть предметом рассмотрения в КС.

В связи с этим на практике в деятельности КС очень большое значение играет разграничение нормативных и ненормативных актов. КС вправе проверять все НПА. При рассмотрении дела в КС проверяется:

Таким образом, конституционность НПА означает не только его соответствие самой КЦ, но и акту более высокой ЮР силы.

В работе КС важным является также установление компетенции ГО, который принял данный акт. По результатам рассмотрения вопроса о конституционности НПА КС выносит заключение. Своим заключением КС может признать несоответствующим ЗД акт в целом или отдельные его положения. Согласно закону "О КС РБ" НА или отдельное его положение утрачивают силу с момента определенного в заключении КС. В результате такие НПА или их отдельные положения не могут применяться ни одним ГС.

Важной особенностью процессуальной деятельности КС (конституционного процесса) является наличие права на обращение в КС очень узкого круга субъектов. Данным правом обладает только некоторые ГО. Сам КС не вправе инициировать вопрос о конституционности того или иного НПА.

Сторонами, спор которых рассматривается в КС, являются:

Устройство КС определено КЦ и обусловлено коллегиальным рассмотрением всех дел. Заключения КС выносятся большинством голосов его судей. КС состоит из 12 судей: председателя, заместителя и других судей. КС является ГО, к составу которого предъявляются самые высокие требования.

96. Виды актов Конституционного Суда и их юридическая сила.???????

Смотри 95

Это не повредит почитать:

Судебная власть - одна из разновидностей государственной власти, при­звана осуществлять правосудие.Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Правосудие имеет ряд специфических признаков: осуществляется от имени государства, специальными государственными органами - судами, посредством рассмотрения в судеб­ных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме. Один из важнейших принципов - осуществление правосудия только су­дом (ч.1ст.109 Конституции). Это означает, что в РБ нет и не может быть никаких, кроме судов, государственных или иных органов, которые располагали бы правом рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела, подлежащие по закону судебному разбирательству.

Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону Судьи не­сменяемы.. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установлен­ным законом. Судьи неприкосновенны. Принципами, связанными с реализацией судебной власти и отправлени­ем правосудия:

- разбирательство дел во всех судах является открытым.

- судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равно­правия сторон (ст.115 Конституции).

— коллегиальность рассмотрения дел в суде. Единолично судьями дела рас­сматриваются в случаях, предусмотренным законом.

.

Судебная власть осуществляется Конституционным судом, общими, хозяйственными и иными су­дами, предусмотренными законами РБ. К общим судам в РБ относятся - Верховный Суд РБ, областные, Минский городской, районные (городские) и военные суды, к хозяйственным судам относятся Высший Хозяйствен­ный Суд РБ, хозяйственные суды областей и приравненные к ним суды, хозяйственные суды городов и районов. В системе общих и хозяйственных судов допускается образование специализированных коллегий. Образование чрезвычайных судов в РБ запрещается.

Конституционный Суд РБ был создан 28 апреля 1994 года. Правовым основанием его деятельности стали нормы Конституции РБ и Закон «О Конституционном Суде РБ», принятый 30 марта 1994 года. Целью КС является осуществление контроля за конституционностью нормативных актов.

КС РБ формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень. 6 судей КС назначаются президентом РБ, 6 судей избираются Советом Республики. Председатель КС назначается президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов КС - 11 лет. Предельный возраст членов КС-70лет. КС дает заключения по следующим вопросам: см. ст.116, ч. 4.

Конституционном Суд не имеет право рассматривать по своей инициативе вопросы о соответствии нормативных актов. КС проверяет конституционность оспариваемого нормативного акта не только с позиций Конституции, законов и междуна­родно-правовых актов, но и с точки зрения соответствия их декретам и ука­зам президента

Основными принципами деятельности КС РБ являются законность, не­зависимость, коллегиальность, гласность, устность, равноправие и состяза­тельность сторон. КС при исполнении и своих функций независим.

Дела разрешаются КС открыто, за исключением случаев, если это необ­ходимо для сохранения государственной тайны (закрытые заседания). Ре­шение КС во всех случаях оглашается публично. Разбирательство в заседаниях КС происходит устно. При рассмотрении дел КС стороны пользуются равными правами. Конституционное судопро­изводство строится на началах состязательности сторон. Производство в КС ведется на белорусском или русском языках. Компетенция, организация и порядок деятельности КС определяется Конституцией РБ и законом о КС РБ.

97. Функции и цели прокурорского надзора.

ПР является органом надзора, который характеризуется независимостью и имеет своей целью обеспечение законности в государстве.

ПР осуществляет три основные функции:

1) надзор за соблюдением ЗД. Под надзором понимается деятельность ПР по выявлению и пресечению нарушений законов, других актов ЗД. Все НПА являются объектом прокурорского надзора. Из сферы действия надзорной функции ПР исключены ВОГВ. Например, ПР не надзирает за деятельностью парламента, президента, КС. Исключение данных органов из сферы прокурорского надзора не означает бесконтрольности данных органов. Высшие ГО реализуют контроль друг по отношению к другу. Надзорная функция ПР подразделяется на следующие виды:

1.1.общий надзор. Надзор за деятельностью всех граждан, организаций, ГО за исключение ВОГВ а также тех органов, надзор за функционированием которых относится к иным видам надзорной функции ПР. Важнейшей целью общего надзора является обеспечение единообразного и точного соблюдения ЗД. ПР действует во всех тех сферах, где действуют законы и иные ЗДА.

1.2 надзор за законностью при расследовании преступлений. В данном случае ПР надзирает за расследованием преступлений, которые осуществляются ОВД (милицией), ОГБ (КГБ), органов финансовых расследований. 90% всех уголовных дел расследуется милицией. Осуществляя надзор за законностью расследования преступлений, ПР принимает меры по всестороннему и объективному изучению всех обстоятельств, связанных с совершением преступлений. Цель работы ПР не только соблюдения интересов государства, но и граждан. 2005 – около 200 000 преступлений.

1.3 надзор за законностью судебных постановлений. В рамках данного вида надзора ПР вправе опротестовывать судебное постановление, которое является незаконным или необоснованным. Даже в случаях опротестования судебных постановлений окончательное решение принимается только судом. Менее 5% судебных решений отменяется.

1.4 надзор за законностью в местах лишения свободы (МЛС), а также в местах предварительного заключения. Возможны ограничения тех прав, к лишению которых приговорил суд. Лишение свободы – около 30%, самое распространенное наказание. В Германии – около 5%. Две основные разновидности МЛС: колонии и тюрьмы (Гродно и Могилев).

2) Расследование некоторых категорий преступлений. ПР осуществляет расследование, как правило, наиболее тяжких преступлений (убийств, изнасилований, должностных преступлений). Сам прокурор осуществляет следственные действия. В рамках расследования преступлений прокурорские работники обладают значительным объемом полномочий. В год свыше 1000 убийств и покушений на убийство

3) Поддержание государственного обвинения в суде. При рассмотрении судами уголовных дел прокурор предъявляет доказательства, которые изобличают подсудимого, принимает меры к объективному рассмотрению судебного дела. Если прокурор установил, что лицо невиновно, дело прекращаются, дело передается в суд лишь тогда, когда прокурор нашел достаточно доказательств. Если прокурор пришел к выводу, что подсудимый невиновен, то он обязан от обвинения отказаться.

98.Система органов Прокуратуры, принципы ее организации и деятельности.???????? *

Основные полномочия прокурора

Работники ПР в процессе надзорной деятельности обладают значительными полномочиями:

1) входить на территорию и в помещения любых организаций для проверки законности их деятельности

2) истребовать у проверяемых субъектов необходимые документы и материалы

3) опротестовывать незаконные правовые акты ГО. Принесение протеста не отменяет действие данного акта, а лишь приостанавливает его действие. Если ГО не рассмотрел в установленный срок протест прокурора, либо не согласился с протестом, прокурор может обратиться в суд

4) возбуждать уголовные дела. В процессе расследования преступлений прокурор может отменять незаконные и необоснованные постановления органов, которые осуществляют расследования данных преступлений. Прокурор санкционирует наиболее важные следственные действия (обыск, прослушивание и запись телефонных переговоров).

5) Прокуроры не вправе привлекать ни к уголовной, ни к административной ответственности.

Деятельность ПР основана на ряде принципов:

1) Единство и централизация. Данный принцип выражается в том, что нижестоящие прокуроры находятся в подчинении у вышестоящих, а также у генерального прокурора.

2) Независимости. Органы ПР не находятся в подчинении ни у одного ГО. Согласно Конституции генеральный прокурор лишь подотчетен президенту.

3) Важное значение в работе прокуратуры имеет обще конституционный принцип равенства всех перед законом. Должен пресекать правонарушения, от кого бы они ни исходили

Генеральный прокурор (ГП) назначается президентом с согласия СР. Нижестоящие прокуроры назначаются ГП. Система ПР включает в себя:

1) республиканскую прокуратуру (Петр Миклашевич)

2) прокуратуры областей и города Минска

3) районные, городские, межрайонные прокуратуры

(Конституционные основы органов прокурорского надзора).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: