Причины возникновения пожаров.
Пожарная безопасность.
Занятие № 3 Пожарная безопасность.
- Нарушения правил прокладки проводов, особенно при выходе из труб или металлорукавов, а также соединении проводов пайкой или скруткой в непредусмотренных местах.
- Короткое замыкание в проводах и приборах электрооборудования.
- Перегрузка проводов и приборов электрооборудования.
- Применение предохранителей на завышенный относительно нормы ток.
- Нарушение нормальной работы регулятора напряжения генератора.
- Хранение горючих предметов в нишах распределительных шкафов, вентиляционных каналах, в помещениях котельной и возле электроплиток.
- Использование для освещения ламп повышенной мощности.
- Неисправность аккумуляторной батареи (наличие севших элементов, низкое сопротивление изоляции, наличие течи электролита или его низкий уровень и др.).
- Подключение к системе электроснабжения бытовых приборов, не предусмотренных конструкцией вагона.
- Слабая затяжка контактных соединений, приводящая к их чрезмерному нагреву.
- Неквалифицированное вмешательство в работу электрооборудования вагонов (ремонтные работы, регулировка).
- Растопка котлов и кипятильников с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, без воды или с водой ниже допустимого уровня.
- Курение в неустановленных местах, провоз легковоспламеняющихся жидкостей, применение открытого огня.
- Оставление проводником вагона без надзора.
- Выбрасывание на ходу поезда горящих угля, золы и шлака.
- Неисправность дымовытяжных труб котлов отопления и плит для приготовления пищи.
- Скопление пыли и грязи на приборах электрооборудования, в распределительных шкафах, около дымовытяжных труб котла, на нагревательных приборах и электропроводке.
Пожар в вагоне возникает не сразу. При перегрузке электрические провода нагреваются постепенно, появляется характерный запах горящей резины и пряжи, обусловленный перегревом изоляции. От слабых контактов происходит местный нагрев контактных зажимов, предохранителей, пакетных выключателей и т.д., и возникает характерный запах. От чрезмерного нагрева изоляции проводов могут загореться даже панели с аппаратурой. Поэтому при появлении запахов-предвестников загорания и разрушения изоляции-необходимо обнаружить их источник и принять меры к устранению.
При обнаружении задымленности в вагоне, появлении запаха дыма или открытого огня дежурный проводник, немедленно вызывает проводника, находящегося на отдыхе, обязан:
- Остановить поезд стоп-краном (за исключением мест, где затруднена эвакуация пассажиров и имеются препятствия к тушению пожара – в тоннеле, на мосту, виадуке, акведуке, путепроводе, под мостом. Остановка поезда, после проследования этих мест)
- Обесточить вагон
- Передать информацию проводнику соседнего вагона (по направлению от штабного)
- Приступает к тушению пожара ( в СПИ-20) с использованием огнетушителей, запаса воды, установки водяного пожаротушения (кроме электроустановок, находящихся под напряжением)
Второй проводник в это время обязан:
· Передать по цепочке в штабной вагон
· Открыть и зафиксировать тамбурные боковые, торцевые двери и фартуки, открыть аварийные выходы. При невозможности эвакуации через тамбурные двери, открыть или разбить окна за очагом пожара
· Открыть двери всех купе, объявить и организовать эвакуацию пассажиров Текст оповещения пассажиров: «Граждане пассажиры! В связи с возможной опасностью пожара прошу срочно покинуть вагон. Все двери и аварийные выходы открыты.»
· После эвакуации всех пассажиров закрывает торцевые двери и приступает к тушению пожара в СПИ-20 с использованием огнетушителей, запаса воды, установки водяного пожаротушения (кроме электроустановок находящихся под напряжением)