Если ограничиться лишь обратными связями, идущими к тренеру, можно выделить четыре различных типа связей, соответствующих четырем различным направлениям в педагогическом контроле:
1. сведения, получаемые от спортсмена (о самочувствии, отношении к происходящему, настроении и т. п.);
2. сведения о поведении спортсмена (какие тренировочные задания выполнены, как это сделано, ошибки в технике и т. п.);
3. данные о срочном тренировочном эффекте (величина и характер тренировочных сдвигов под влиянием однократной физической нагрузки);
4. сведения о кумулятивном тренировочном эффекте (изменения в подготовленности спортсменов).
Схема управления приобретает тогда следующий вид:
Следует иметь в виду, что эта схема отражает лишь принципиальную сторону вопроса.
Для того чтобы спортивная тренировка стала действительно управляемым процессом, необходимо, чтобы тренер принимал решения с учетом результатов объективных измерений. Тренировка, построенная с учетом только самочувствия спортсмена и интуиции тренера, не может дать хороших результатов в современном спорте (впрочем, не менее опасна и противоположная ошибка: неучет самочувствия спортсмена; только гармоничное сочетание объективных и субъективных показателей может обеспечить успех).
|
|
Контроль начинается с измерения, но не исчерпывается им. Нужно еще знать, что измерять, уметь выбирать наиболее информативные (существенные) показатели. Нужно уметь математически грамотно обрабатывать результаты наблюдений. Нужно владеть методами контроля.
Лекция |
Основные понятия теории тестирования, классификация тестов
В этом разделе Вы познакомитесь с основными понятиями, задачами и проблемами, которые ставит перед педагогом и тренером практическое тестирование, а также наиболее распространенными классификациями тестов
П |
рактическое тестирование ставит перед педагогом и тренером ряд непростых проблем. При выборе путей их решения без соответствующего теоретического обоснования не обойтись.
Фактически теория тестирования физического состояния располагает в настоящее время такими сведениями, как:
· измерение кондиционных и координационных способностей;
· свойства моторных тестов: валидность, надежность;
· взаимоотношения между отдельными свойствами теста (например, как надежность теста влияет на его информативность);
· предсказание двигательных достижений на основе моторных тестов;
· выбор при помощи моторных тестов лиц, пригодных для обучения;
· конструирование моторных тестов, измеряющих основные компоненты конкретных двигательных способностей;
· классификация и отбор программ тестов, которые наиболее полно характеризуют физическое состояние человека;
· составление и моделирование структуры двигательных способностей на основе моторных тестов.