Законы оценивания

Виды оценок и задачи оценивания

Оценкой (или педагогической оценкой) называется унифицированная мера успеха в каком-либо задании, в частном случае — в тесте. Процесс выведения (расчета, определения) результатов теста в оценки называется оцениванием. Примерами оценивания являются оценки результатов тестов, отметки по физической культуре в школе, таблицы очков по видам спорта.

Различают учебные оценки, которые выставляет преподаватель ученикам по ходу учебного процесса, и квалификационные оценки, под которыми понимаются все прочие виды оценок (результаты соревнований, тестирования и т.д.).

И те и другие могут иметь как качественную характеристику, например, как в школе от «двойки» до «пятерки», или выражаться в словах: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо», так и количественную. Но более значимы количественные характеристики оценки результатов тестирования. На их основе задачи оценивания сводятся к тому, чтобы:

· сопоставить разные результаты одного и того же теста (например, школьников одного или разного возраста и пола, показатели спортсмена в разные периоды учебно-тренировочного процесса);

· сопоставить достижения в разных тестах (например, уравнять оценки за результаты одинаковой трудности в данных тестах);

· определить нормы (для детей одного и того же возраста и пола, индивидуально для ребенка такой-то массы и длины, разрядные и т.д.).

Итак, смысл оценивания состоит в преобразовании результатов теста, выраженного объективными показателями (секундами, метрами, килограммами), в условные очки.

Такое преобразование осуществляется на основе закона, известного под названием шкала оценок. В физическом воспитании и спорте пользуются четырьмя основными типами шкал, которые могут быть представлены в виде графиков, таблиц или математических формул.

Суть пропорциональных шкал состоит в начислении одинакового числа очков за равный прирост результатов (например, за каждые 5 см улучшения прыжка в длину с места начисляется 5 очков).

В регрессирующих шкалах за один и тот же прирост по мере возрастания результата теста начисляют все меньшее число очков (например, за улучшение прыжка в длину с места с 200 до 210 см добавляют 20 очков, а за 10 см в диапазоне от 240 до 250 см — только 15 очков). Оценивание по этой шкале стимулирует массовость в командных видах и развитие многоборий.

Прогрессирующие шкалы характеризуются тем, что по мере увеличения результата теста начисляется все большее число очков (например, за улучшение результата прыжка в длину с места с 200 до 210 см добавляют 10 очков, а за прирост от 240 до 250 см — 20 очков). Оценивание по этой шкале стимулирует развитие спорта высших достижений (рекорды).

Четвертый тип — сигмовидные (или S-образные) шкалы. Здесь больше всего поощряется улучшение результатов в средней зоне, а в зонах очень низких и очень высоких достижений теста прирост результата приносит мало очков. Оценивание по этой шкале стимулирует развитие массового спорта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: