double arrow

Нормы и их разновидности


Н

ормой в спортивной метрологии называется граничная величина результата, служащая основой для отнесения спортсмена к одной из классификационных групп. Спортсменов можно делить на такие группы в соответствии со спортивными разрядами, нормативами комплекса ГТО, степенью тренированности и т. п.

Существует три вида норм: а) сопоставительные, б) индивиду­альные, в) должные.

Сопоставительные нормы имеют в своей основе сравнение людей, принадлежащих к одной и той же совокупности. Обычно эти нормы строятся с помощью шкал, но можно строить их непосредственно с помощью средних и стандартов. Например, если вводят 7 классификационных групп, то можно это сделать следующим образом.

Нормы такого рода удобны тем, что сразу ясно, какому проценту лиц они посильны. Такие нормы целесообразны, когда можно экспери­ментально зарегистрировать средние значения и стандартные отклоне­ния результатов в той совокупности, для которой нормы вводятся.

В сопоставительных нормах используется иногда другой критерий (кроме процента лиц, которым доступна норма) — время, необходимое для достижения определенного уровня результатов. Например, при определении разрядных норм Единой всероссийской спортивной классифи­кации предполагают, что сроки подготовки спортсменов одних и тех же разрядов во всех видах будут примерно одинаковыми.




Сопоставительные нормы характеризуют лишь сравнительные успехи испытуемых в данной совокупности, но ничего не говорят о совокупности в целом. Может оказаться, что в определенном районе, в определенных исторических условиях уровень физической подготовлен­ности детей недостаточен. Если в этом случае построить какую-либо шкалу оценок (например, одну из стандартных шкал) и затем на ее основе ввести нормы, то заведомо неприемлемый уровень будет признан «средним» и создастся видимость благополучия. Поэтому сопоставительные нормы должны сравниваться с данными, полученными на других совокупностях, и использоваться в сочетании с индивидуальными и должными нормами.

Индивидуальные нормы основаны на сравнении показателей одного и того же спортсмена в разных состояниях. Например, во многих видах спорта нет зависимости между собствен­ным весом спортсмена и спортивным результатом (спортсмены любого веса могут добиться примерно равных успехов). Вводить сопостави­тельную норму здесь не имеет смысла. Однако у каждого спортсмена есть индивидуально оптимальный вес, соответствующий состоянию спортивной формы. Эту индивидуальную норму можно определить, систематически регистрируя вес данного спортсмена в течение достаточно длительного времени. Индивидуальные нормы особенно широко используются в текущем контроле.



Должные нормы основаны на анализе того, что должен уметь делать человек, чтобы успешно справляться с задачами, которые перед ним ставит жизнь: труд, оборонная деятельность, быт, спорт т. д. Пример: нормы по плаванию в комплексе ГТО было бы неверно вводить на основе среднего уровня умения плавать людей определенного возраста. Может случиться, что в среднем они плавают недостаточно хорошо. Эти нормы надо вводить с учетом того, как должен уметь плавать человек, чтобы уверенно держаться на воде и преодолевать водные преграды. Очевидно, что здесь целесообразно ввести должную норму.

Таким образом, сопоставительные, индивидуальные и должные нормы имеют в своей основе сравнение результатов одного спортсмена с результатами других спортсменов, показателей одного и того же спортсмена в разные периоды и разных состояниях, имеющихся данных с должными величинами.







Сейчас читают про: