Стратегический анализ

Стратегический анализ является этапом предплановых исследований, на котором анализируются факторы внешней деловой окружающей среды и ресурсного потенциала предприятия (внутренних возможностей) для определения «текущего состояния дел» и выявления условий для его дальнейшего успешного развития в условиях рыночной экономики.

Под внешней деловой окружающей средой понимается совокупность социально – эколого – экономических факторов,воздействующих на предприятие и оказывающих влияние на эффективность его функционирования. Деловая окружающая среда характеризуется динамизмом, т.е. изменением ее параметров во времени.

Динамизм среды создает неопределенность в стратегическом плане.

Некоторые переменные, предназначенные для измерения неопределенности или динамизма окружающей деловой среды:

1. Изменение цен поставщиков.

2. Изменение цен конкурентов.

3. Изменения в предложении труда.

4. Изменения в кривой спроса на продукт.

5. Изменение цены капитала.

6. Изменение в возможностях финансирования.

7. Изменения в методах конкуренции.

8. Изменения в политике регулирования рынка.

9. Изменения, обусловленные новыми конкурентами, появившимися на рынке.

10. Изменения, обусловленные влиянием новой технологии, появившейся в отрасли.

Внешнюю деловую окружающую среду обычно подразделяют на:

1. общую (дальнюю) окружающую среду.

2. специфическую (ближнюю) окружающую среду.

Анализ общей окружающей среды включает в себя экономические, социально – политические и технологические прогнозы для определения долгосрочных возможностей предприятия в условиях прогнозируемых возмущений среды. Такой анализ иначе называется консалтинговый деятельностью.

Анализ экономической среды включает в себя прогнозы в показателях инфляции, уровня занятости, циклов денежного обращения. Наиболее общим показателем, используемым в этих прогнозах является валовой национальный продукт.

Анализ социо-.политической среды включает в себя прогнозы по следующим факторам:

1. демографические признаки населения.

2. распределение населения по уровню доходов.

3. изменения в стиле жизни, включая национальные традиции и устои.

4. отношение к работе и отдыху.

5. уровень образования населения.

6. уровень потребления товаров и услуг.

Технологическая среда анализируется при помощи научно – технического прогноза, который решает три основные цели:

1. Прогнозирует научно – технические тенденции в науках, относящихся к данной отрасли производства (возможность технологического прорыва,возникновение товара с принципиально новыми качествами и т.д.).

2. Определяет стратегии предприятия в области НИОКР ( размер бюджета на НИОКР, создание собственной исследовательской базы, совместные с другими фирмами научные проработки и т.д.).

3. Сопоставляет свои научно – технические возможности с возможностями конкурентов.

Анализ специфической (ближней) окружающей среды включает 3 основных направления:

1. Производственный прогноз.

2. Структурные сдвиги.

3. Конкурентный анализ.

Производственный прогноз содержит информацию о перспективных размерах роста (падения) производства отдельных видов продукции, а так же основных параметров развития,таких как прибыльность, капиталовложения, динамика основных производственных фондов и т.д.

Структурные сдвиги прогнозируются в целях уменьшения неопределенности при принятии стратегических решений (например – возможные изменения сырья,квалификационного состава сотрудников, оборудования, структуры и характера выпускаемый продукции).

Конкурентный анализ проводится по трем основным параметрам:

А) структурный анализ конкурентного окружения.

Б) определение конкурентных позиций (анализ стратегических групп).

В) анализ структуры.

Структурный анализ конкурентного окружения проводится по методике известного американского экономиста М.ПОРТЕРА. Он выделил пять сил конкуренции, определяющих уровень прибыли в отрасли:

1. Угроза появления в отрасли новых конкурентов.

2. Способность ваших покупателей добиваться снижения цен.

3. Способность ваших поставщиков добиваться повышения цен на их продукцию.

4. Угроза появления на рынке заменителей ваших продуктов и услуг.

5. Степень ожесточенности борьбы между существующими в отрасли конкурентами.

Формирование стратегических групп конкурентов заключается в ихобъединении по стратегическим характеристикам и ресурсной базе.

Показатели, используемые при формировании и анализе стратегических групп:

1) Уровень продуктового разнообразия.

2) Уровень географического охвата.

3) Используемые каналы распределения.

4) Условия в области маркетинга.

5) Качество товаров и услуг.

6) Лидерство в области технологии.

7) Возможности в области НИОКР.

Анализ структуры рынка ( позиции на рынке) основан на таком понятии, как доля рынка.

Доля рынка – процент продаж товара данного предприятия к общему объему продаж этого товара на рынке за определенный период времени. Исследования показали, что увеличение доли рынка на 10% проводит к увеличению прибыльности на инвестируемый капитал на 5%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: