Так, как современный бизнес часто носит международный характер, менеджмент может представлять собой систему глобального управления.
Система глобального управления неразрывно связана с процессом образования глобальных корпораций.
Принципиальные основы формирования системы глобального управления:
- формирование единой стратегии для всех предприятий (отделений), входящих в глобальную корпорацию;
- разработка и реализация гибкой глобальной стратегии развития;
- использование единых принципов и технологий управления для предприятий, входящих в глобальную корпорацию;
- ориентация деятельности на потребителя и его специфические потребности в различных странах и регионах;
- изменение стиля работы всех сотрудников глобальной корпорации, направленное на повышение личной ответственности и инициативы;
- использование в рамках глобальной корпорации новейших технологий производства и систем сбыта продукции.
Наиболее простой и перспективной формой глобальной корпорации являются стратегические альянсы (союзы).
Стратегические альянсы используются в качестве средства преодоления торговых ограничений для быстрого проникновения предприятия на новые рынки. Основной причиной целесообразности создания стратегических альянсов являются тот факт, что более перспективны в конкурентной борьбе сотрудничество и кооперирование, а не стремление уничтожить всех конкурентов.
Возможные типы стратегических альянсов:
1. Совместное ведение рекламной деятельности.
2. Партнерство в области научно – технических разработок.
3. Соглашение о передаче в пользование системы сервиса.
4. Совместное использование системы распределения продукции.
5. Передача технологий.
6. Совместное производство.
7. Совместная разработка природных ресурсов.
8. Внутрикорпоративное отделение (создание дочерних компаний).
С учетом вышесказанного можно определить стратегический альянс как коалицию двух или нескольких предприятий, создаваемую для достижения стратегически существенных целей, которые являются для них взаимовыгодными. Эти цели могут носить как экономический, так и политический характер.
Условия, способствующие образованию альянсов:
1. Стратегические значимые цели деятельности.
2. Возможность получить взаимные выгоды участников альянса.
3. Возможность получения тех выгод, которые нельзя получить иным способом.
Для вхождения любой организации в состав альянса необходимы побудительные мотивы (мотивационные факторы).
Мотивационные факторы предприятия можно отнести к 5 основным областям:
1. Возможность получения технологий и производственных мощностей.
2. Получение доступа к определенным рынкам.
3. Сокращение финансового рынка.
4. Сокращение политического риска.
5. Обеспечение конкурентного преимущества.
Условия окружающей среды,влияющие на процесс формирования стратегических альянсов:
1. Возрастающая стихийность развития окружающей среды.
2. Динамичные технологические изменения в различных элементах среды.
3. Возрастание вероятности финансовых рисков.
4. Быстрое изменение экономической коньюктуры на большинстве рынков.
5. Резкое усложнение политической ситуации.
6. Необходимость реализации сложных и крупномасштабных проектов.
7. Необходимость повышения конкурентоспособности организаций.
Процесс управления стратегическими альянсами включает следующие положения:
1. Управление альянсами для достижения конкурентоспособного преимущества.
2. Определение и осознание компетентности и навыков сотрудников предприятия.
3. Выбор партнеров с дополнительными навыками и рынками.
4. Решение проблем кадрового обеспечения альянса.