Объектом управления логистики является сквозной МП, однако на отдельных участках управление им имеет свою специфику. В соответствии с этой спецификой выделяют 5 функциональных областей логистики: закупочную (или логистику снабжения), производственную логистику, распределительную, транспортную и складскую. Отдельно выделяют информационную логистику.
Закупочная логистика – это управление МП в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.
Любое предприятие имеет в своем составе подразделение, осуществляющее закупку, доставку и временное хранение исходных материальных ресурсов, которые затем, в ходе производственного процесса, преобразуются в готовую продукцию. Это отдел материально-технического снабжения.
Служба материально-технического снабжения является одновременно элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологистической системы, элементом микрологистической системы (одним из подразделений предприятия) и самостоятельной подсистемой, имеющей элементы, структуру и самостоятельные цели.
|
|
На уровне макрологистической системы основная цель функционирования МТС – получение дополнительной прибыли от согласованности действий всех участников логистической цепи (поставщиков, самого предприятия и потребителей).
Логистическая интеграция с поставщиками и потребителями достигается за счет комплекса мер. В западной практике закупочной деятельности выработан ряд "общих правил" или рекомендаций, которые не только существенно облегчают отношения с поставщиками и банковской сферой, но и упрочивают положение компании, создают условия для выживания в конкурентной борьбе. Этот своеобразный кодекс характеризует этические нормы партнерства. Он может быть кратко сформулирован следующим образом: в основе успешной подготовки и производства продукции (при прочих равных условиях) лежат хорошие отношения между предпринимателем, с одной стороны, и кредиторами и поставщиками, с другой. Особое внимание следует уделять отношениям с кредиторами, поскольку их доверие и готовность помочь особенно важны.
В отношениях с поставщиками рекомендуется держаться нескольких основных принципов:
· обращаться с поставщиками так же, как с клиентами фирмы;
· не забывать демонстрировать на деле общность интересов;
· знакомить поставщика со своими задачами и быть в курсе его деловых операций;
· проявлять готовность помочь в случае возникновения проблем у поставщика;
· соблюдать принятые на себя обязательства;
· учитывать в деловой практике интересы поставщика;
· поддерживать по возможности стабильные контакты в деловой сфере.
|
|
На уровне микрологистической системы служба снабжения должна поддерживать высокую согласованность по управлению МП между службой снабжения и службами производства и сбыта, что является задачей логистической организации предприятия в целом.
Возможность реализации перечисленных целей службы снабжения на микро и макроуровне в существенной степени зависит от системной организации самой службы снабжения.
Итак, основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью.
Подцелями общей цели закупочной логистики являются:
· повышение качества закупаемых сырья, материалов и готовой продукции;
· повышение качества процесса снабжения;
· поиск и развитие долгосрочных связей с компетентными и надежными поставщиками;
· повышение уровня стандартизации закупаемых товарно-материальных ценностей;
· снижение общих издержек на процесс снабжения;
· развитие координации, интеграции и гармонизации отношений с другими подразделениями фирмы;
Однако достижение целей закупочной логистики зависит от решения целого ряда задач. В обобщенном виде эти задачи можно сгруппировать следующим образом.
1. Выдерживание обоснованных сроков закупки сырья и комплектующих изделий (материалы, закупленные ранее намеченного срока, ложатся дополнительной нагрузкой на оборотные фонды предприятий, а опоздание в закупках может сорвать производственную программу или привести к ее изменению).
2. Обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них (избыток или недостаточное количество поставляемых товарно-материальных ресурсов также негативно влияет на баланс оборотных фондов и устойчивость выпуска продукции и, кроме того, может вызвать дополнительные расходы при восстановлении балансового оптимума).
3. Соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих изделий.
В ходе решения этих задач процесс закупки МР можно разбить на ряд основных функций:
· Выявление и изучение источников ресурсов и поставщиков продукции;
· Принятие решения о заказе или собственном производстве;
· Определение потребности и расчет количества заказываемой продукции;
· Установление количества и сроков поставок и наблюдение за ними;
· Управление запасами;
· Учет и контроль хода выполнения договорных обязательств;
Выявление и изучение источников ресурсов и поставщиков продукции Успешное осуществление закупок предполагает наличие обширной информации о рынках, где они осуществляются. Что же касается задач исследования рынка закупок, то они заключаются в регулярном сборе и оценке подробной информации в целях определения емкости рынка и создания предпосылок для оптимизации закупок. Руководство многих предприятий давно осознало, что планирование связей с рынком поставок имеет такое же важное значение, для успешного функционирования, как и планирование рынка сбыта.
Принятие решения о заказе или собственном производстве
Задача делать комплектующее изделие самим, если это в принципе возможно, или же покупать комплектующее у другого производителя это обоснование решения вопроса о степени использования в производственном процессе собственных средств производства. Решения принимаются как по использованию собственных средств труда (транспорта, складских помещений, техники, оборудования …) так и по использованию собственных предметов труда, т.е. изготовленных своими силами заготовок, полуфабрикатов, комплектующих …
Самостоятельное производство заготовок и полуфабрикатов снижает зависимость предприятий от колебаний рыночной конъюнктуры. В то же время высокое качество и низкую себестоимость этой продукции обеспечит производитель, который специализируется на их производстве. Риск потерь, обусловленный ростом зависимости, будет тем ниже, чем выше надежность поставок и чем более развиты в экономике логистические связи.
|
|
Решение в пользу закупок заготовок и полуфабрикатов должно быть принято если:
· Потребность в заготовках и полуфабрикатах невелика;
· Отсутствуют необходимые для производства мощности;
· Отсутствуют кадры необходимой квалификации.
Решение в пользу собственного производства должно быть принято если:
· Потребность в комплектующих изделиях стабильна и достаточно велика;
· Комплектующее изделие может быть изготовлено на имеющемся оборудовании.
Решения типа «сделать или купить» принимают при закупках товарных ресурсов (у изготовителя или у посредника), при выборе между услугами перевозчика и созданием собственного парка автотранспортных средств, при принятии решения по использованию услуг наемного склада.
Более подробно остановимся на выборе двух альтернативных решений:
· Самостоятельно формировать ассортимент, закупая товарные ресурсы непосредственно у изготовителя;
· Или закупать товарные ресурсы у посредника, который специализируется на разукрупнении производственных партий, формировании широкого ассортимента и поставках его потребителям в скомплектованном виде.
Закупка у посредника может оказаться более выгодной, чем непосредственно у изготовителя по ряду причин:
· Закупая товарные ресурсы у посредника, предприятие имеет возможность приобрести широкий ассортимент относительно небольшими партиями. В результате сокращается потребность в запасах, складах, уменьшается объем договорной работы с изготовителями отдельных позиций ассортимента.
· Цена товара у посредника может оказаться ниже, чем у изготовителя, так как для мелкооптовых и крупнооптовых покупателей цены разные, в следствии необходимости разукрупнения партии товаров. И так как посредник на этом специализируется, то разукрупнение ему обходится дешевле.
|
|
· Изготовитель товара может располагаться территориально на более отдаленном расстоянии, чем посредник. Дополнительные транспортные расходы могут оказаться в этом случае больше разницы в ценах изготовителя и посредника.
В настоящее время в промышленно-развитых странах широко используется частичная или полная передача выполнения отдельных бизнес-функций и даже частей бизнес-процесса сторонним лицам или организациям. Это явление получило название аутсорсинга. В переводе с английского это в буквальном смысле означает получение чего-либо из внешних источников. Широкое развитие аутсорсинг получил по следующим причинам:
· Рост интенсивности конкурентной борьбы во всех секторах рынка и связанная с ней необходимость достижения наивысшей эффективности всех операций производственно-хозяйственной деятельности. Достичь самостоятельно максимального повышения результативности всех операций практически невозможно, а иногда и нецелесообразно. Можно довести до совершенства выполнение ключевых функций, а остальную работу доверить тем у кого она получается лучше остальных.
· Стремление предприятий быть «глобальными», т.е. представлять свою продукцию и услуги по всему миру. Для этого в первую очередь необходимо отсутствие жесткой «привязки» к определенной территории. Например, собственные производственные мощности, служба доставки или сеть магазинов являются не то чтобы серьезной помехой, а скорее излишней роскошью для фирмы, переходящей от рынка одной страны к рынку другой, по крайней мере на начальном этапе.
· Увеличение роли малых предприятий в мировом бизнесе. Аутсорсинг дает возможность глобального присутствия какой либо компании на рынках многих стран без необходимости роста персонала. Относительно небольшая компания может, с привлечением малых предприятий, работать по всему миру из центрального офиса, сохраняя контроль над выполнением поставленных задач.
В сфере логистики аутсорсингом могут заниматься, в первую очередь, предприятия, предоставляющие услуги по складированию, транспортировке, таможенному оформлению, информационному обеспечению. Однако в России, в отличие от Запада, рынок таких логистических операторов нельзя назвать сложившимся и устойчивым. Среди наиболее крупных и авторитетных компаний можно назвать ООО «Национальный таможенный брокер» и «Русская логистическая служба» (таможенные, складские, транспортные услуги), Maersk Sealand (МЭСК СИЛАНД), P & O Nedlloyd и MSC (транспортные операторы). Данные компании предлагают услуги в сфере логистики и поддерживают качество сервиса на мировом уровне. К сожалению именно из-за необходимости поддержания высокого уровня качества сервиса они устанавливают высокие цены на свои услуги.
«Я пришел на рынок делать то, что умею делать лучше всего. Остальное я буду покупать, как услугу экспертов местного рынка». Вот суть аутсорсинга. Тенденция рынка сегодня – это увеличение доли аутсорсинга в логистике. Поставщика услуг в логистике называют PL-провайдером (Party Logistic Provider). Принято выделять несколько уровней поставщиков услуг:
· Поставщик услуг логистики первого уровня – 1PL-провайдер. Это предприятие, способное обеспечить перевозку груза из пункта А в пункт Б одним видом транспорта. Это, например, оператор на телефоне, заказывающий автотранспорт (частный диспетчер); экспедиторская компания по автоперевозкам; железнодорожный экспедитор.
· Поставщик услуг логистики второго уровня – 2PL-провайдер. Осуществляет мультимодальные перевозки, организацию грузоперевалки из одного вида транспорта в другой. Задачи, решаемые 2PL-поставщиком следующие: взять товар на складе, погрузить в грузовик, подвести к вагону, организовать подход вагона и грузовика (желательно в одно и то же время) к месту погрузки, погрузить товар в вагон, отправить.
· Поставщик третьего уровня - 3PL-провайдер. Решает задачи дистрибуции, доставки товара по стране любыми видами транспорта с возможностями перевалки через транзитные склады и изменения объемов товарных партий в соответствии с указаниями грузовладельца.
· Поставщик четвертого уровня - 4PL-провайдер. Это высший пилотаж логистики. Такие провайдеры являются редкостью даже для Европы. Их задачи: оптимизация товарных потоков, выбор и применение соответствующего программного обеспечения, контрактная работа с поставщиками услуг.
Соответственно самая длинная цепь отношений в логистическом аутсорсинге выглядит следующим образом: 4PL-провайдер заказывает услугу у 3PL-провайдера, 3PL-провайдер – у 2PL-провайдера, тот, в свою очередь, у 1PL-провайдера, а последний привлекает перевозчика. Конечно, это не всегда необходимо. Но когда вы управляете транснациональной корпорацией, производящей товары во многих странах мира и ставите своей задачей понижение «логистической составляющей» в цене использовние услуг PL-поставщиков может дать ощутимый результат.