double arrow

Логистические системы и звенья

Порядок проведения анализа XYZ

Таблица 2

Построение кривой XYZ осуществляется в прямоугольных координатах (рис. 10). По оси ОХ откладывают позиции ассортимента в порядке возрастания коэффициента вариации спроса, выраженные в процентах к общему количеству позиций ассортимента.

Рис. 10. - Кривая анализа XYZ

Одним из наиболее важных, в логистике является понятие логистической системы (ЛС).

Логистическая система – это сложная организационно-завершенная (структурированная) экономическая система, состоящая из множества элементов-звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками, функционирование которых достигается посредством логистических операций и объединено внутренними и/или внешними целями организации.

Большинству реально функционирующих на практике ЛС присущи основные черты сложных систем, позволяющих применять к их анализу и синтезу системный подход, а именно:

· Сложность ЛС, характеризуется такими основными признаками как наличие большого числа элементов (звеньев); сложный характер взаимодействия между отдельными элементами; сложность функций выполняемых системой; наличие сложно-организованного управления; воздействие на систему большого количества стохастических факторов внешней среды.

· Иерархичность, т.е. подчиненность элементов более низкого уровня элементам более высокого уровня в плане линейного или функционального логистического управления.




· Эмерджентность (целостность), т.е. свойство системы выполнять заданную целевую функцию, реализуемую только в ЛС в целом, а не отдельными ее звеньями или подсистемами.

· Структурированность, предполагает наличие определенной организационной структуры ЛС, состоящей из взаимосвязанных объектов и субъектов управления, реализующую заданную цель.

Любая ЛС состоит из совокупности элементов-звеньев, между которыми установлены определенные функциональные связи и отношения.

Звеном логистической системы (ЗЛС) назовем некоторый экономически и (или) функционально-обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа или синтеза логистической системы (ЛС), выполняющей свою локальную целевую функцию, связанную с определенными логистическими операциями или функциями.

ЗЛС могут быть трех основных типов:



· генерирующие (т.е. накапливающие определенные экономические ресурсы, например складское хозяйство);

· преобразующие (т.е. обеспечивающие пространственно-временное перемещение ресурсов);

· поглощающие материальные и сопутствующие им потоки (т.е. использующие ресурсы для последующего потребления).

· Часто встречаются смешанные ЗЛС.

В ЗЛС материальные и сопутствующие им потоки могут сходиться, разветвляться, дробиться, изменять свое содержание, параметры, интенсивность и т.д. В качестве ЗЛС могут выступать предприятия поставщики МР, производственные предприятия и их подразделения, сбытовые, торговые, посреднические организации разного уровня, транспортные и экспедиционные предприятия, биржи, банки и другие финансовые учреждения, предприятия информационно-компьютерного сервиса и связи и т.д.

Иными словами, под логистическим звеном понимается организационно-экономический обособленный участник процесса движения материального и связанных с ним потоков, осуществляющий определенную логистическую функцию.

Логистические системы делятся на две большие группы: микрологистические и макрологистические системы.

Рис. 11 - Классификация логистических систем

Макрологистическаясистема – это крупная система управления МП, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах.

Макрологистические системы могут быть классифицированы по нескольким признакам:

1) по признаку административно-территориального деления страны;

2) по объектно-функциональному признаку (группы предприятий одной или нескольких отраслей, торговые, военные, институциональные и т.д.);

В зарубежной практике часто используется понятие глобальных макрологистических систем, к которым относятся государственные (транснациональные) ЛС, формируемые на уровне страны в целом, межгосударственные (международные) ЛС, охватывающие несколько стран и трансконтинентальные, создаваемые в пределах нескольких континентов.

Формирование макрологистических систем в межгосударственных программах требует создания единого экономического пространства, единого рынка без внутренних границ, таможенных препятствий транспортировке товаров, капиталов, информации, трудовых ресурсов.

Микрологистические системы относятся, как правило, к определенной организации бизнеса, например, фирме производителю-товара (ассортимента товаров) и предназначены для управления и оптимизации материальных и связанных с ними потоков в процессе производства и (или) снабжения и сбыта.

Различают внутренние (внутрипроизводственные), внешние и интегрированные микрологистические системы.

Внутрипроизводственные ЛС оптимизируют управление МП в пределах технологического цикла производства продукции. Основными задачами внутрипроизводственной ЛС являются: эффективное использование МР, уменьшение запасов МР и НЗП, ускорение оборачиваемости оборотного капитала, оптимизация работы технологического транспорта… Критерием оптимизации функционирования внутрипроизводственных ЛС обычно является минимум себестоимости производства и минимум времени производственного цикла при обеспечении заданного уровня качества ГП. Микрологистические внутрипроизводственные ЛС могут быть детализированы до производственного подразделения предприятия, например цеха или участка.

Внешние ЛС решают задачи связанные с управлением и оптимизацией материальных и сопутствующих ему потоков от источников к пунктам назначения вне производственного технологического цикла. Таким образом, звеньями внешних ЛС являются элементы снабженческих и дистрибутивных сетей, выполняющие те или иные логистические операцииот поставщиков МР к производственным подразделениям предприятия и от складов ГП к ее потребителям. Задачами внешних ЛС являются: рациональная организация движения МР И ГП в товаропроводящих сетях, сокращение времени доставки Мр ИГП, времени выполнения заказов потребителей, управление запасами МР и ГП, обеспечение высокого уровня качества сервиса.

В полной мере концепция логистики реализована в интегрированных ЛС. Границы интегрированной микрологистической системы определяются производственно-распределительным циклом, включающим процессы закупок МР и организации снабжения, внутрипроизводственные логистические функции, логистические активности в дистрибутивной сфере, при организации продаж ГП потребителям и послепродажном сервисе. Определяющим для интегрированной ЛС является концепция минимизации общих логистических издержек и управления качеством на всех этапах производственно-распределительного цикла.

Часто внутрипроизводственную и внешние ЛС рассматривают как подсистемы интегрированной ЛС (рис.4):

· ЗАКУПКА – подсистема, которая обеспечивает поступление МП в логистическую систему;

· ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ – эта подсистема принимает МП от подсистемы ЗАКУПОК и управляет им в процессе выполнения различных технологических операций, превращающих предмет труда в продукт труда;

· СБЫТ – подсистема, которая обеспечивает выбытие МП из ЛС.

Рис. 12 – Укрупненная схема микрологистической системы

Наряду с логистической системой в зарубежной и отечественной литературе повсеместно используется понятие логистической цепи. Поставщик и потребитель материального потока в общем случае представляют собой две микрологистические системы, связанные так называемой логистической цепью.

Логистическая цепь – это линейно-упорядоченное множество звеньев логистической системы, осуществляющих логистические операции по проведению внешнего материального потока от одной ЛС до другой, внутреннего МП от входных границ МЛС до выходных.

Целью логистической цепи является анализ и проектирование определенного набора логистических функций и/или издержек.

Содержательная характеристика цепи определяется следующими классификационными признаками:

1. Наличие логистических посредников:

· Прямые логистические цепи;

· Эшелонированные;

· Гибкие.

2. Отношение к головной организации:

· Внутренняя логистическая цепь;

· Внешняя ЛЦ.

3. Состав обслуживаемых экономических потоков:

· Специализированные ЛЦ;

· Универсальные ЛЦ.

4. Период функционирования:

· Долгосрочные;

· Краткосрочные;

· Разовые.

5. Способ организации:

· Административные;

· Договорные.

Создание логистической цепи основано на получении доступа к производственным ресурсам и реализации оптимальных возможностей. Понятие логистической цепи впервые дано итальянцем Джарило: ЛЦ определяется им как долгосрочное целенаправленное соглашение между взаимодействующими организациями, позволяющее завоевать или сохранять конкурентные преимущества по отношению к организациям не входящим в ЛЦ.

Логистической сетью называется множество ЗЛС, взаимосвязанных между собой по материальным и сопутствующим ему потокам в рамках исследуемой ЛС. Понятие логистической сети не тождественно понятию ЛС, которое является более широким, т.к. предполагает наличие высшего логистического менеджмента, реализующего целевую функцию системы.

Функционирование реальных логистических систем характеризуется наличием сложных стохастических связей как внутри этих систем, так и в их отношениях с окружающей средой. В этих условиях принятие частных решений, без учета общих целей функционирования системы и предъявляемых к ней требований, может оказаться недостаточным, а возможно и ошибочным. Проиллюстрируем на примере противоречивые интересы звеньев логистической системы и принятие решения с использованием концепции логистики.

Основная цель любого предприятия – получение прибыли, реализуется в результате выполнения производственной программы. В качестве критерия оптимизации производственной программы выбирается степень снижения уровня затрат на перемещение и преобразование материальных ресурсов в производственных подразделениях. Требование минимизации затрат, предъявляемое ко всем структурным подразделениям является исходным условием возникновения противоречивого поведения как в самих подразделениях, так и между ними. Например, при стремлении расширить свой сектор продаж на рынке отдел маркетинга одновременно должен обеспечить: высокую ритмичность, надежность и регулярность поставок минимально-необходимого клиентам количества товаров каждого вида. Но это требует увеличения запасов, что приводит к росту издержек предприятия. Транспортное подразделение в целях минимизации затрат стремиться к возможно большему объему однократно поставляемых грузов, но при этом снижается ритм поставок, увеличиваются размеры складских запасов у поставщиков и у клиентов. В складском подразделении минимизация затрат связана с уменьшением запасов. Но снижение запасов понижает надежность функционирования системы сбыта.

После анализа затрат на закупку исходных материалов, производство и сбыт продукции были выявлены следующие закономерности:

1) Суммарные затраты на единицу продукции, в зависимости от объема производства, в подразделениях, связанных с материально-техническим снабжением (подсистема «Закупка»), имеют возрастающий характер. Это вызвано увеличением грузопотока материальных ресурсов, что ведет к использованию дополнительных транспортных средств, складских помещений и к росту затрат на прием, обработку, содержание и учет.

2) Затраты в производственных подразделениях предприятия, относящиеся к основным (заготовительные, обрабатывающие, сборно-отделочные), то есть непосредственно связанные с процессами преобразования исходных материальных ресурсов (МР) в готовую продукцию (подсистема «Производство»), с ростом объема производства уменьшаются, так как при этом снижаются условно-постоянные затраты на единицу продукции, сокращается число переналадок в технологическом процессе.

3) Сбытовые затраты (подсистема «Сбыт») на единицу продукции с ростом объема выпуска увеличиваются, это объясняется в основном расходами на рекламу и поиском новых потребителей при ограниченности спроса.

Таким образом, для того, чтобы снять противоречия необходимо минимизировать суммарные затраты в зависимости от объема выпуска продукции, образующиеся при прохождении материальных ресурсов в ЛС от поставщика исходных ресурсов, через производственные подразделения, до потребителя готовой продукции рис. 13.

Рис. 13 - Суммарные затраты на потребление МР

Оптимизационная модель формулируется следующим образом:

найти объем производства V, минимизирующий суммарные затраты Z

при выполнении ограничения:

где Si – затраты ЗЛС, ;

V – объем производства;

Vбез., Vпр.сб объем выпуска в точке безубыточности и прогнозируемый

объем сбыта;

В свою очередь микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем.






Сейчас читают про: