Логистика запасов

Задача выбора поставщика

Выбор поставщика при традиционной системе управления предполагает наличие множества источников. Логистическая система управления закупками чаще всего строится на единственном источнике поставке определенного ресурса по долгосрочному кредиту.

Таблица 3

Сравнение систем управления закупками

Традиционная система управления Логистическая система управления
Несколько источников поставки определенного ресурса. Единственный источник поставки определенного ресурса.
Приемочный контроль организует покупатель и несет за него ответственность. Приемочный контроль отсутствует. Ответственность берет на себя поставщик
График поставок составляет поставщик График поставок составляет покупатель
Покупатель требует строго выполнения технической характеристики изделия Покупатель ориентируется на эксплуатационные показатели изделия. Нововведения поставщика поощряются.
Изменение даты и размера поставки влекут за собой новый заказ на поставку. Меньше документации, время и размер поставок согласуются по телефону.
   

Остановимся на контроле качества поставляемой продукции. При логистической системе управления закупками и выборе одного поставщика на долгосрочной основе функции контроля за качеством поставляемой продукции и ответственность берет на себя поставщик. Такие компании как «Нисан-Америка», «Дженерал моторс-Бьюик», «Хьюллет-Паккард» доставляют закупленную продукцию прямо к месту сборки, без особого контроля.

При многочисленных источниках поставок процесс переговоров о заключении контракта главным образом ставит цель получить минимальную цену. Важная сторона принятия решения краткосрочность контракта и возможность его расторжения при повышении цен. Противоположные принципы закладываются при выборе одного поставщика. Участники переговоров назначают приемлемую друг для друга цену. Технические новшества и рационализация производства поставляемого товара поощряются. Особое внимание уделяется качеству. Недостатком является то, что из-за срыва производства могут возникнуть проблемы с поставками. Однако считается, что применяя систему разумного учета взаимных интересов, налаживая с поставщиком партнерские отношения и наряду с этим имея резервных поставщиков, можно свести риск к минимуму. Поэтому установление механизма поставок из одного источника позволяет сократить издержки, которые несет поставщик, снизить цену, которую платит покупатель, и повысить качество, в чем заинтересованы обе стороны.

На современных предприятиях выбор поставщика происходит в основном на основе двух факторов: цена и качество МР.

Часто некоторое повышение качества отдельных материалов или комплектующих изделий, которое не оказывает существенного влияния на качество готовой продукции предприятия, может сопровождаться значительным возрастанием их цены, что, в конечном счете, вызывает негативное влияние на эффективность функционирования всего предприятия и его конкурентоспособность. Проведение двухстороннего анализа позволяет найти экономически выгодные решения по конструкции производимой продукции и необходимым исходным материальным ресурсам (их номенклатуре, количеству и качеству).

Поэтому при логистическом подходе становится целесообразным для окончательного выбора поставщика использовать многокритериальную оценку, учитывая все характеристики исходных материальных ресурсов и условия поставок потенциальных поставщиков, при этом принимаются во внимание возможности всех подразделений предприятия. Постановка многокритериальной задачи выбора поставщика исходных ресурсов будет иметь следующий вид.

Принятие решения о выборе оптимального поставщика требует оценивания m вариантов, каждый из которых характеризуется набором из n показателей, разбитых на k групп. Каждая группа показателей характеризует ту или иную сторону поставщика (финансовую, транспортную, производственную, имиджевую или сервисную). По одному или одной группе показателей один из вариантов имеет преимущества перед другими, по другому или другой группе показателей - другой вариант и т.д. Требуется определить вариант, который по совокупности всех показателей будет иметь преимущество перед другими вариантами.

ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВЫБОРА ПОСТАВЩИКА МР

Где МК – матрица значений показателей поставки в k -ой группе показателей, k= 1 ,l;

Пij – значение i -го показателя j -го поставщика в k -ой группе показателей, i= 1 ,n, j= 1 ,m;

МКид. –матрица строки идеальных показателей поставки в k -ой группе показателей;

Пi0 наилучшие показатели поставки в k -ой группе показателей;

Uij – отклонения значений i -го показателя j -го поставщика от наилучших (идеальных);

МК1 матрица отклонений каждого показателя от идеальных в k -ой группе;

Vj – величина свертки показателей j -го поставщика в k -ой группе;

МК2 –матрицастолбец, ранжирующая поставщиков по k -ой группе показателей;

Qj – величина свертки показателей j -го поставщика по всем группам показателей;

М – матрица-столбец, ранжирующая поставщиков по всем показателям.


Категория товарно-материальных запасов. На уровне предприятий запасы относятся к числу объектов, требующих больших капиталовложений, и поэтому представляют собой один из факторов, определяющих политику предприятия и воздействующих на уровень логистического обслуживания в целом. Однако многие предприятия не уделяют ему должного внимания и постоянно недооценивают свои будущие потребности в наличных запасах. В результате этого обычно сталкиваются с тем, что им приходится вкладывать в запасы больший капитал, чем предполагалось.

Создание запасов всегда сопряжено с расходами. Перечислим основные виды затрат, связанных с созданием и содержанием запасов:

  • замороженные финансовые средства;
  • расходы на содержание специально оборудованных помещений;
  • оплата труда специального персонала;
  • постоянный риск порчи, хищения.

Наличие запасов - это расходы. Однако отсутствие запасов - это тоже расходы, только выраженные в форме разнообразных потерь. К основным видам потерь, связанных с отсутствием запасов, относят:

  • потери от простоя производства;
  • потери от отсутствия товара на складе в момент предъявления спроса;
  • потери от закупки мелких партий товаров по более высоким ценам и др.

Несмотря на то, что содержание запасов сопряжено с определенными затратами, предприниматели вынуждены их создавать, так как отсутствие запасов может привести к еще большей потери прибыли.

Японцы образно сравнивают запасы с поднявшимся уровнем воды. Плавание становится спокойным, снижается риск, не нужен опытный лоцман, уходят многие проблемы, связанные с управлением судном. Рациональное управление запасами позволяет обеспечить бесперебойность производственного и торгового процесса при минимальных расходах на содержание запасов.

Существует три вида товарно-материальных запасов: 1) сырьевые материалы (в том числе комплектующие изделия и топливо); 2) товары, находящиеся на стадии изготовления; 3) готовая продукция. В зависимости от их целевого назначения они подразделяются на следующие категории:

· технологические (переходные) запасы, движущиеся из одной части логистической системы в другую;

· текущие (циклические) запасы, создаваемые в течение среднестатистического производственного периода, или запасы объемом в одну партию товаров;

· резервные (страховые, или "буферные"); иногда их называют "запасами для компенсации случайных колебаний спроса" (к этой категории запасов относятся также спекулятивные запасы, создаваемые на случай ожидаемых изменений спроса или предложения на ту или иную продукцию, например в связи с трудовыми конфликтами, поднятием цен или отложенным спросом).

При этом существуют определенные ограничения на размер товарно-материальных запасов. Ограничителем выступают издержки их хранения. Поэтому возникает необходимость достижения баланса между преимуществами и недостатками, с одной стороны, заказывания, а с другой - хранения товаров. Этот баланс достигается выбором оптимального объема партий заказанных товаров, или определением экономического (оптимального) размера заказа (economic order quantity, EOQ).

Виды запасов. Логистика, имея целью повышение эффективности функционирования организаций и экономики в целом, занимается управлением потоками материальных ресурсов. Предметом изучения являются не сами материальные ресурсы как таковые, а их движение в пространстве и времени. Под движением при этом понимается непрерывное изменение состояния материальных ресурсов по количеству, качеству, месту нахождения. Именно движение как предмет исследования позволило логистике занять место самостоятельной науки.

Говоря о подсистеме логистики, занимающейся запасами материальных ресурсов, необходимо увязать понятие запасов с предметом науки логистики, т. е. с движением материального потока, в рамках которого эти запасы создаются. Можно сказать, что запас - это форма существования материального потока.

Прежде чем приступить к описанию видов запасов, необходимо дать определение запасов. Запасы сырья, материалов, комплектующих и готовой продукции, представляют собой материальные ценности, ожидающие производственного или личного потребления. Введение такого определения приводит к трем выводам.

1. Не существует принципиального различия в процессе работы с запасами продуктов различного вида (сырье, материалы, комплектующие, готовая продукция), так как единственная функция запаса - обеспечение потребности.

2. Определяющим для размера запаса является характер потребления запаса продукта данного вида.

3. Вид запаса зависит от потребности, которую удовлетворяет запас.

Первый вывод связан с критерием классификации по месту нахождения запаса. Второй вывод связан с критерием классификации по времени, который позволяет выделить различные виды запасов в зависимости от их величины. Третий вывод позволяет добавить еще один критерий классификации - это функция запаса.

Итак, мы определили, что критериями классификации запасов могут быть два параметра движения материальных потоков - пространство (или место нахождения) и время, а также функция запаса.

Классификация по месту нахождения. Один из ее вариантов приведен на рис. 2. Все запасы, имеющиеся в экономике, определены как совокупные. Они включают в себя сырье, материалы (основные и вспомогательные), полуфабрикаты, детали, готовые изделия, а также запасные части для ремонта средств производства. Основная часть совокупных запасов производства представляет собой предметы производства, входящие в материальный поток на различных стадиях его технологической переработки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: