План
Тема 5. Миссия и цели организации
1. Миссия организации
2. Цели организации
3. Установление целей
Люди создают организации для того, чтобы с их помощью решать свои проблемы. Значит, что с самого начала организации имеют определенную целевую ориентацию. Когда идет речь о целевом начале в поведении людей в организации и соответственно о целевом начале в управлении организацией. То обычно говорят о двух составляющих: миссии и целях.
Существует широкое и узкое понимание миссии. В случае широкого понимания миссия рассматривается как философское понятие, определяющее смысл существования организации. Философия организации определяет ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность.
Узкое понимание миссии – это сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация. Обычно «миссия» в менеджменте как понятие используется в узком смысле.
Целевое начало в деятельности организации возникает как отражение целей и интересов различных групп людей. Эти группы представлены:
|
|
· собственники организации;
· сотрудники организации;
· покупатели продукта организации;
· деловые партнеры организации;
· местное сообщество;
· общество в целом.
Миссия организации в большей или меньшей мере должна отражать интересы всех шести вышеназванных субъектов.
Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является организация и какой она стремиться быть, а также показывает отличие организации от других ей подобных. Для этого в сопровождающей миссию расшифровке должны быть отражены следующие характеристики организации:
· целевые ориентиры;
· сфера деятельности;
· философия организации;
· возможности и способы осуществления деятельности.
Схематичная модель представления миссии организации, получившая название Эшриджской модели, рассматривает миссию организации по четырем параметрам: цели, стратегии, ценности и стандарты поведения (методы управления, обычаи).
Схема 10
Эшриджская модель представления миссии
ЦЕЛЬ Для чего существует организация | ||||||
СТРАТЕГИЯ Конкурентная позиция организации | ЦЕННОСТИ Что ценит организация | |||||
СТАНДАРТЫ ПОВЕДЕНИЯ Методы управления, обычаи | ||||||
Схема 11
Миссия компании Hanson
ЦЕЛЬ Акционер – это король Помните о положении пенсионерки, деньги которой вложены в ваши акции | |||||||
СТРАТЕГИЯ Строгая финансовая дисциплина Способность находить надежных дойных коров Умение эффективно производить поглощения компаний, вырывая их из цепких объятий слабо работающих групп | ЦЕННОСТИ Личная ответственность, самостоятельность и деподотчетность Высокая эффективность Викторианская трудовая этика | ||||||
СТАНДАРТЫ ПОВЕДЕНИЯ В бюджет нужно укладываться Управляющие должны работать не покладая рук Бизнес должен быть простым Децентрализация Особое внимание текущим финансовым показателям | |||||||
Схема 12
|
|
Миссия компании Hewlett-Packard
ЦЕЛЬ Уважение клиентов, служащих, общества | ||||||
СТРАТЕГИЯ Лучшие сотрудники, высокое инженерное производство; разработка новой продукции | ЦЕННОСТИ Хорошим людям надо много Неформальные отношения Реализация творческих способностей – высшая цель каждого человека Брать взаймы – признак слабости | |||||
СТАНДАРТЫ ПОВЕДЕНИЯ В бюджет нужно укладываться Управляющие должны работать не покладая рук Бизнес должен быть простым Децентрализация Особое внимание текущим финансовым показателям | ||||||