double arrow

Формы реорганизации организации


Прекращение деятельности организации

Прекращение деятельности организации происходит по окончании срока, на который она создавалась или на добровольных основаниях. Прекращение деятельности осуществляется путем реорганизации или ликвидации.

Реорганизация – это изменение юридического лица, при котором все права и обязанности или часть их переходят к вновь образованному юридическому лицу. Реорганизация может проводиться добровольно по решению учредителей или принудительно по решению уполномоченного органа или суда.

Реорганизация осуществляется в формах: слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Слияние– возникновение новой организации путем передачи ей всех прав и обязанностей двух или нескольких организаций с прекращением деятельности последних. Передача прав и обязанностей происходит в соответствии с передаточным актом. Организации, участвующие в слиянии заключают договор, где определяют порядок и условия слияния. Вновь образованная организация заново проходит процедуру государственной регистрации и встает на учет в налоговом органе.




Присоединение – прекращение деятельности одной или нескольких организаций с передачей их прав и обязанностей другой организации на основе передаточного акта. Присоединяемая организация и организация, к которой осуществляется присоединение, заключает договор, в котором определяются порядок и условия присоединения. В отношении присоединяемой организации в едином государственном реестре юридических лиц делается запись о прекращении ее деятельности.

Разделение – прекращение организации с передачей ее прав и обязанностей вновь создаваемым организациям, которые проходят процедуру государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе.

Выделение – создание одной или нескольких организаций с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемой организации без прекращения последней. Передача прав и обязанностей происходит в соответствии с разделительным балансом.

Преобразование – изменение организационно-правовой формы ориентации. К вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности преобразуемого юридического лица в соответствии с передаточным актом. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются общим собранием учредителей или органом, принявшим решение о реорганизации, и представляются в месте с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникшего юридического лица или внесения изменений в документы существующих юридических лиц.
4.2. Ликвидация юридического лица
Ликвидация юридического лица, осуществляется в соответствии с ГК РФ, Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», федеральными законами об отдельных организационно-правовых формах предпринимательской деятельности.



Ликвидация юридического лица влечет его без прекращения, без перехода прав и обязанностей к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

1. по решению учредителей либо уполномоченного органа в связи с истечением срока, на который создавалось юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создавалось, с признанием судом недействительной государственной регистрации юридического лица, с допущенными нарушениями закона при создании юридического лица, если они носят неустранимый характер;

1. по решению суда в случае осуществления деятельности без лицензии или деятельности, запрещенной законом, либо и иными неоднократными нарушениями закона и правовых актов;

2. по решению арбитражного суда в случае признания организации несостоятельной (банкротом).

При принятии решения о ликвидации организации об этом незамедлительно ставится в известность орган государственной регистрации. Назначается ликвидационная комиссия, устанавливается порядок и сроки ликвидации. Ликвидационная комиссия в обязательном порядке публикует сообщение о ликвидации юридического лица, порядке и сроках заявлений требований кредиторов. Данный срок не может быть менее 2-х месяцев с момента публикации объявления о ликвидации. Ликвидационная комиссия должна осуществить меры по выявлению кредиторов, письменно сообщить им о ликвидации организации, добиться получения дебиторской задолженности.



По истечении 2-х месяцев ликвидационная комиссия должна составить промежуточный ликвидационный баланс, в котором отражается состав имущества ликвидируемой организации, перечень объявленных кредиторами требований. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями или органом, принявшим решение о ликвидации по согласованию с регистрирующим органом.

Если у ликвидируемой организации недостаточно денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества организации с публичных торгов.

Установлена следующая очередность удовлетворения требований кредиторов:

1. требования граждан, перед которыми ликвидируемая организация несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

2. выплаты по выходным пособиям и оплате труда работникам, работающим по трудовому договору или контракту, выплаты вознаграждений по авторским договорам;

3. требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемой организации;

4. задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

5. расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований каждой последующей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемой организации оно распределяется между кредиторами пропорционально сумме требований.

После расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями или уполномоченным органом по согласованию с органом государственной регистрации.

Ликвидационная комиссия работает в контакте с налоговым органом, где принимается решение о проверке промежуточного ликвидационного баланса, происходит снятие ликвидируемой организации с налогового учета.
4.3. Несостоятельность (банкротство) организаций
Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника удовлетворять в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды.

Признаком банкротства организации считается неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязанности не исполняются в течение 3-х месяцев с момента наступления даты их исполнения. Для определения признаков банкротства организации-должника принимается во внимание размер денежных обязательств (размер задолженности за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, суммы займов с учетом процентов). Арбитражный суд может возбудить дело о банкротстве, если требования к организации-должнику в совокупности составляют не менее 500 МРОТ.

До проведения процедуры банкротства может быть назначен арбитражный управляющий. Им может быть назначено физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов. Арбитражные управляющие действуют на основании лицензии, выдаваемой государственным органом о банкротстве и финансовому оздоровлению. Арбитражным управляющим не может быть назначено; лицо, осуществляющее ранее управление делами должника; лицо, в отношении которого имеются ограничения на осуществление деятельности по управлению делами и имуществом других лиц; лицо, имеющее судимость.

При рассмотрении дела о банкротстве применяются следующие процедуры: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение и иные процедуры.

Прежде чем приступать к процедуре банкротства, важно осуществить меры по его предупреждению, по финансовому оздоровлению должника, восстановлению его платежеспособности.

Меры по восстановлению платежеспособности должника – это досудебная санация. Она осуществляется собственником имущества унитарного предприятия, учредителями, кредиторами в форме представления финансовой помощи в размере, достаточном для погашения задолженности. Досудебная санация может проводиться за счет федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов.

Основанием для досудебной санации должно быть наличие реальной возможности восстановления платежеспособности организации – должника.

Рассмотрение дел о банкротстве в арбитражном суде осуществляется в строгом соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом и законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Заявление о банкротстве юридического лица подается в арбитражный суд по месту нахождения должника.

В деле о банкротстве участвуют: должник, арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, налоговые и иные органы по требованиям и платежом, в ряде случаев прокурор, государственный орган по банкротству и финансовому оздоровлению и некоторые иные лица (представитель работников должника, представитель собственника имущества). Дело о банкротстве возбуждается арбитражным судом на основании заявления должника, кредитора, прокурора, налогового органа или иного уполномоченного органа. В заявлении должны быть указаны:

1. наименование арбитражного суда, куда подается заявление;

2. сумма требований кредиторов по денежным обязательствам в размере, который не оспаривается должником;

3. сумма задолженностей по видам (согласно очередности платежей при ликвидации организации);

4. обоснование невозможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме;

5. сведения о принятых к производству судами общей юрисдикции, арбитражными судами, третейскими судами исковых заявлений к должнику; об исполнительных и иных документах, предъявляемых к бесспорному списанию денежных средств;

6. сведения об имеющимся у должника имуществе, денежных средствах и дебиторской задолженности;

7. номера счетов в банках и иных кредитных организациях с указанием их почтовых адресов;

8. сведения о наличии у должника имущества, достаточного для покрытия судебных издержек;

9. перечень прилагаемых документов.

Если дело возбуждается по заявлению кредитора, то в нем указываются:

1. наименование арбитражного суда;

2. наименование и почтовый адрес должника;

3. наименование и почтовый адрес кредитора;

4. размер требований кредитора с указанием размера подлежащих уплате процентов и неустоек (штрафов, пени);

5. обязательство должника перед кредитором, из которого возникло требование, а также срок его исполнения;

6. доказательства обоснованности требований кредитора;

7. доказательства, подтверждающие основание заявления кредитора;

8. перечень прилагаемых заявлений.

Дело о банкротстве должно рассматриваться в срок не более 3-х месяцев со дня поступления заявления в суд.

По результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд может принять один из следующих актов:

1. решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

2. решение об отказе в признании должника банкротом;

3. определение о введении внешнего управления;

4. определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

Одновременно с принятием арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, как правило, вводится процедура наблюдения. Действие этой процедуры продолжается до признания должника банкротом и принятия соответствующего решения (акта). Она необходима для обеспечения сохранности имущества должника и анализа его финансового состояния. С момента введения наблюдения арбитражный суд назначает временного управляющего из числа кандидатов, предложенных кредиторами, или из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих.

Введение наблюдения не означает отстранение руководителя организации - должника от управления. Однако, сделки совершаются с согласия временного управляющего (сделки с имуществом, получение и выдача займов).

В период наблюдения организация – должник не может принимать решения:

1. о реорганизации;

2. о создании юридических лиц или об участии в других юридических лицах;

3. о создании филиалов и представительств;

4. о выплате дивидендов;

5. о размещении должником ценных бумаг и их эмиссия;

6. о выходе из состава участников должника;

7. о приобретении у акционеров ранее выпущенных акций.

Арбитражный суд может отстранить руководителя организации – должника в случае, если он не принимает мер по обеспечению сохранности имущества, чинит препятствия временному управлению.

Временный управляющий обязан:

1. принимать меры по сохранности имущества;

2. проводить анализ финансового состояния должника;

3. определять наличие признаков фиктивного и преднамеренного банкротства;

4. устанавливать кредиторов должника и определять размеры их требований;

5. созывать первое собрание кредиторов.

По окончании процедуры наблюдения временный управляющий должен представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложениях о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.

Первое собрание кредиторов созывается не позднее 10-ти дней до заседания арбитражного суда. К компетенции первого собрания кредиторов относится:

1. принятие решения о введении временного управления;

2. принятие решения об обращении а арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

3. определение количественного состава комитета кредиторов, избрание его членов и нек. др.

Арбитражный суд на основании первого собрания кредиторов принимает решение о признание должника банкротом, об открытии конкурсного производства или выносит решение о введении внешнего управления или утверждает мировое соглашение.

Внешнее управление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Полномочии по управлению имуществом передаются внешнему управляющему, который назначается арбитражным судом. Внешнее управление вводится немедленно после определения арбитражного суда на срок не более 12 месяцев с возможным продлением на 6 месяцев.

Орган управления организации - должника в течение 3 дней с момента назначения внешнего управляющего должен передать ему бухгалтерскую и иную документацию, печати, штампы и иные ценности. Снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, водится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по обязательствам и платежам, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. Мораторий не распространяется на обязательства и платежи, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления; на требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментам, о возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью.

Внешний управляющий обязан:

1. принять в ведение имущество должника и провести его инвентаризацию;

2. открыть специальный счет для проведения внешнего управления и расчетов с кредиторами;

3. разработать и представить собранию кредиторов план внешнего управления;

4. вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;

5. заявлять возражения по предъявленным к должнику требованиям кредиторов;

6. принимать меры по взысканию задолженности перед должником;

7. рассматривать требования кредиторов;

8. предъявлять собранию отчеты по итогам реализации плана внешнего управления.

План внешнего управления разрабатывается внешним управляющим не позднее месяца с момента назначения и выносится на утверждение собрания кредиторов. План должен содержать меры по восстановлению платежеспособности должника и сроки ее восстановления. Мерами восстановления платежеспособности могут быть:

1.
перепрофилирование производства;

2.
закрытие нерентабельного производства;

3.
ликвидация дебиторской задолженности;

4.
продажа имущества;

5.
уступка части требований должника;

6.
исполнение обязательства должника – унитарного предприятия собственником его имущества или третьим лицом;

7.
продажа предприятия (бизнеса) должника.

Конкурсное производство – процедура, применяется к должнику в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Срок конкурсного производства не может превышать 12 месяцев и может быть продлен на 6 месяцев.

Для конкурсного производства назначается конкурсный управляющий. К нему переходят все полномочия по управлению делами должника в том числе по распоряжению имуществом. Конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника, которое составляет конкурсную массу. Конкурсный управляющий осуществляет следующие функции:

1.
принимает имущество должника, проводит его инвентаризацию и оценку, принимает меры по его сохранности;

2.
анализирует финансовое состояние должника;

3.
предъявляет к третьим лицам, имеющие задолженности перед должником, требования к ее взыскания;

4.
уведомляет работников организации – должника о предстоящем увольнении;

5.
заявляет возражения по предъявленным к должнику требованиям;

6.
заявляет в ряде случаев отказ об исполнении договора должника;

7.
принимает меры по поиску, выявлению и возврату имущества должника, находящегося у третьих лиц;

8.
передает на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению.

В ходе конкурсного производства используется только один (основной) счет организации – должника. Все другие счета закрываются и средства с них перечисляются на основной, с которого оплачиваются:

1. расходы, связанные с выплатой вознаграждения конкурсному управляющему;

2. текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника;

3. расходы, связанные с публикацией сообщения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Конкурсный управляющий может приступить к продаже имущества должника на торгах в форме аукциона. После торгов производятся расчеты с кредиторами в установленном порядке (см. тему ). По завершении расчетов конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. После рассмотрения этого отчета суд выносит определение о завершении конкурсного производства, что является основанием для внесения в государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

Мировое соглашение – процедура банкротства, которую могут заключить организация – должник и кредиторы на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве.

Мировое соглашение должно содержать положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника путем предоставления отступного, новацией обязательства, прощением долга. Мировое соглашение может содержать и такие условия: об отсрочке или рассрочке обязательств, об уступке прав требований должника, об исполнении обязательств третьими лицами, о скидке с долга, об обмене требований на акции. Мировое соглашение составляется в письменной форме и подписывается всеми участниками, решившими заключить мировое соглашение.

Мировое соглашение в 5-ти дневный срок после его заключения представляется в арбитражный суд с соответствующим заявлением для утверждения. К заявлению прилагаются текст соглашения, протокол собрания кредиторов, список всех кредиторов с указанием их адресов и сумм задолженности, документы, подтверждающие погашение задолженности по требованиям кредиторов 1-й и 2-й очереди, письменные возражения.

В ряде случаев арбитражный суд может отказать в утверждении мирового соглашения, признать его недействительным или расторгнуть его.

Добровольное объявление о банкротстве организации – должника может объявить руководитель при наличии признаков банкротства. Для этого необходимо решение собственника имущества при наличии письменного согласия всех кредиторов.

При рассмотрении вопроса о банкротстве может быть фиктивное или принудительное банкротство, за что устанавливается уголовная ответственность и соответствующие штрафные санкции.
Фиктивное банкротство – заявление о банкротстве подается при наличии у должника возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. Штраф устанавливается в размере 500-800 МРОТ или в размере заработной платы руководителя или собственника организации. Уголовная ответственность может быть определена в виде лишения свободы до 6 лет со штрафом в размере 100 МРОТ.

Принудительное банкротство – это умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, что влечет штраф в размере 500-800 МРОТ.







Сейчас читают про: