Прекращение деятельности организации
Прекращение деятельности организации происходит по окончании срока, на который она создавалась или на добровольных основаниях. Прекращение деятельности осуществляется путем реорганизации или ликвидации.
Реорганизация – это изменение юридического лица, при котором все права и обязанности или часть их переходят к вновь образованному юридическому лицу. Реорганизация может проводиться добровольно по решению учредителей или принудительно по решению уполномоченного органа или суда.
Реорганизация осуществляется в формах: слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.
Слияние – возникновение новой организации путем передачи ей всех прав и обязанностей двух или нескольких организаций с прекращением деятельности последних. Передача прав и обязанностей происходит в соответствии с передаточным актом. Организации, участвующие в слиянии заключают договор, где определяют порядок и условия слияния. Вновь образованная организация заново проходит процедуру государственной регистрации и встает на учет в налоговом органе.
|
|
Присоединение – прекращение деятельности одной или нескольких организаций с передачей их прав и обязанностей другой организации на основе передаточного акта. Присоединяемая организация и организация, к которой осуществляется присоединение, заключает договор, в котором определяются порядок и условия присоединения. В отношении присоединяемой организации в едином государственном реестре юридических лиц делается запись о прекращении ее деятельности.
Разделение – прекращение организации с передачей ее прав и обязанностей вновь создаваемым организациям, которые проходят процедуру государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе.
Выделение – создание одной или нескольких организаций с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемой организации без прекращения последней. Передача прав и обязанностей происходит в соответствии с разделительным балансом.
Преобразование – изменение организационно-правовой формы ориентации. К вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности преобразуемого юридического лица в соответствии с передаточным актом. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются общим собранием учредителей или органом, принявшим решение о реорганизации, и представляются в месте с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникшего юридического лица или внесения изменений в документы существующих юридических лиц.
4.2. Ликвидация юридического лица
Ликвидация юридического лица, осуществляется в соответствии с ГК РФ, Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», федеральными законами об отдельных организационно-правовых формах предпринимательской деятельности.
|
|
Ликвидация юридического лица влечет его без прекращения, без перехода прав и обязанностей к другим лицам.
Юридическое лицо может быть ликвидировано:
1. по решению учредителей либо уполномоченного органа в связи с истечением срока, на который создавалось юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создавалось, с признанием судом недействительной государственной регистрации юридического лица, с допущенными нарушениями закона при создании юридического лица, если они носят неустранимый характер;
1. по решению суда в случае осуществления деятельности без лицензии или деятельности, запрещенной законом, либо и иными неоднократными нарушениями закона и правовых актов;
2. по решению арбитражного суда в случае признания организации несостоятельной (банкротом).
При принятии решения о ликвидации организации об этом незамедлительно ставится в известность орган государственной регистрации. Назначается ликвидационная комиссия, устанавливается порядок и сроки ликвидации. Ликвидационная комиссия в обязательном порядке публикует сообщение о ликвидации юридического лица, порядке и сроках заявлений требований кредиторов. Данный срок не может быть менее 2-х месяцев с момента публикации объявления о ликвидации. Ликвидационная комиссия должна осуществить меры по выявлению кредиторов, письменно сообщить им о ликвидации организации, добиться получения дебиторской задолженности.
По истечении 2-х месяцев ликвидационная комиссия должна составить промежуточный ликвидационный баланс, в котором отражается состав имущества ликвидируемой организации, перечень объявленных кредиторами требований. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями или органом, принявшим решение о ликвидации по согласованию с регистрирующим органом.
Если у ликвидируемой организации недостаточно денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества организации с публичных торгов.
Установлена следующая очередность удовлетворения требований кредиторов:
1. требования граждан, перед которыми ликвидируемая организация несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
2. выплаты по выходным пособиям и оплате труда работникам, работающим по трудовому договору или контракту, выплаты вознаграждений по авторским договорам;
3. требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемой организации;
4. задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
5. расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.
Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований каждой последующей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемой организации оно распределяется между кредиторами пропорционально сумме требований.
После расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями или уполномоченным органом по согласованию с органом государственной регистрации.
Ликвидационная комиссия работает в контакте с налоговым органом, где принимается решение о проверке промежуточного ликвидационного баланса, происходит снятие ликвидируемой организации с налогового учета.
4.3. Несостоятельность (банкротство) организаций
Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника удовлетворять в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды.
|
|
Признаком банкротства организации считается неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязанности не исполняются в течение 3-х месяцев с момента наступления даты их исполнения. Для определения признаков банкротства организации-должника принимается во внимание размер денежных обязательств (размер задолженности за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, суммы займов с учетом процентов). Арбитражный суд может возбудить дело о банкротстве, если требования к организации-должнику в совокупности составляют не менее 500 МРОТ.
До проведения процедуры банкротства может быть назначен арбитражный управляющий. Им может быть назначено физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов. Арбитражные управляющие действуют на основании лицензии, выдаваемой государственным органом о банкротстве и финансовому оздоровлению. Арбитражным управляющим не может быть назначено; лицо, осуществляющее ранее управление делами должника; лицо, в отношении которого имеются ограничения на осуществление деятельности по управлению делами и имуществом других лиц; лицо, имеющее судимость.
При рассмотрении дела о банкротстве применяются следующие процедуры: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение и иные процедуры.
Прежде чем приступать к процедуре банкротства, важно осуществить меры по его предупреждению, по финансовому оздоровлению должника, восстановлению его платежеспособности.
Меры по восстановлению платежеспособности должника – это досудебная санация. Она осуществляется собственником имущества унитарного предприятия, учредителями, кредиторами в форме представления финансовой помощи в размере, достаточном для погашения задолженности. Досудебная санация может проводиться за счет федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов.
|
|
Основанием для досудебной санации должно быть наличие реальной возможности восстановления платежеспособности организации – должника.
Рассмотрение дел о банкротстве в арбитражном суде осуществляется в строгом соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом и законом «О несостоятельности (банкротстве)».
Заявление о банкротстве юридического лица подается в арбитражный суд по месту нахождения должника.
В деле о банкротстве участвуют: должник, арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, налоговые и иные органы по требованиям и платежом, в ряде случаев прокурор, государственный орган по банкротству и финансовому оздоровлению и некоторые иные лица (представитель работников должника, представитель собственника имущества). Дело о банкротстве возбуждается арбитражным судом на основании заявления должника, кредитора, прокурора, налогового органа или иного уполномоченного органа. В заявлении должны быть указаны:
1. наименование арбитражного суда, куда подается заявление;
2. сумма требований кредиторов по денежным обязательствам в размере, который не оспаривается должником;
3. сумма задолженностей по видам (согласно очередности платежей при ликвидации организации);
4. обоснование невозможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме;
5. сведения о принятых к производству судами общей юрисдикции, арбитражными судами, третейскими судами исковых заявлений к должнику; об исполнительных и иных документах, предъявляемых к бесспорному списанию денежных средств;
6. сведения об имеющимся у должника имуществе, денежных средствах и дебиторской задолженности;
7. номера счетов в банках и иных кредитных организациях с указанием их почтовых адресов;
8. сведения о наличии у должника имущества, достаточного для покрытия судебных издержек;
9. перечень прилагаемых документов.
Если дело возбуждается по заявлению кредитора, то в нем указываются:
1. наименование арбитражного суда;
2. наименование и почтовый адрес должника;
3. наименование и почтовый адрес кредитора;
4. размер требований кредитора с указанием размера подлежащих уплате процентов и неустоек (штрафов, пени);
5. обязательство должника перед кредитором, из которого возникло требование, а также срок его исполнения;
6. доказательства обоснованности требований кредитора;
7. доказательства, подтверждающие основание заявления кредитора;
8. перечень прилагаемых заявлений.
Дело о банкротстве должно рассматриваться в срок не более 3-х месяцев со дня поступления заявления в суд.
По результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд может принять один из следующих актов:
1. решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
2. решение об отказе в признании должника банкротом;
3. определение о введении внешнего управления;
4. определение о прекращении производства по делу о банкротстве.
Одновременно с принятием арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, как правило, вводится процедура наблюдения. Действие этой процедуры продолжается до признания должника банкротом и принятия соответствующего решения (акта). Она необходима для обеспечения сохранности имущества должника и анализа его финансового состояния. С момента введения наблюдения арбитражный суд назначает временного управляющего из числа кандидатов, предложенных кредиторами, или из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих.
Введение наблюдения не означает отстранение руководителя организации - должника от управления. Однако, сделки совершаются с согласия временного управляющего (сделки с имуществом, получение и выдача займов).
В период наблюдения организация – должник не может принимать решения:
1. о реорганизации;
2. о создании юридических лиц или об участии в других юридических лицах;
3. о создании филиалов и представительств;
4. о выплате дивидендов;
5. о размещении должником ценных бумаг и их эмиссия;
6. о выходе из состава участников должника;
7. о приобретении у акционеров ранее выпущенных акций.
Арбитражный суд может отстранить руководителя организации – должника в случае, если он не принимает мер по обеспечению сохранности имущества, чинит препятствия временному управлению.
Временный управляющий обязан:
1. принимать меры по сохранности имущества;
2. проводить анализ финансового состояния должника;
3. определять наличие признаков фиктивного и преднамеренного банкротства;
4. устанавливать кредиторов должника и определять размеры их требований;
5. созывать первое собрание кредиторов.
По окончании процедуры наблюдения временный управляющий должен представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложениях о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.
Первое собрание кредиторов созывается не позднее 10-ти дней до заседания арбитражного суда. К компетенции первого собрания кредиторов относится:
1. принятие решения о введении временного управления;
2. принятие решения об обращении а арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
3. определение количественного состава комитета кредиторов, избрание его членов и нек. др.
Арбитражный суд на основании первого собрания кредиторов принимает решение о признание должника банкротом, об открытии конкурсного производства или выносит решение о введении внешнего управления или утверждает мировое соглашение.
Внешнее управление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Полномочии по управлению имуществом передаются внешнему управляющему, который назначается арбитражным судом. Внешнее управление вводится немедленно после определения арбитражного суда на срок не более 12 месяцев с возможным продлением на 6 месяцев.
Орган управления организации - должника в течение 3 дней с момента назначения внешнего управляющего должен передать ему бухгалтерскую и иную документацию, печати, штампы и иные ценности. Снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, водится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по обязательствам и платежам, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. Мораторий не распространяется на обязательства и платежи, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления; на требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментам, о возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью.
Внешний управляющий обязан:
1. принять в ведение имущество должника и провести его инвентаризацию;
2. открыть специальный счет для проведения внешнего управления и расчетов с кредиторами;
3. разработать и представить собранию кредиторов план внешнего управления;
4. вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;
5. заявлять возражения по предъявленным к должнику требованиям кредиторов;
6. принимать меры по взысканию задолженности перед должником;
7. рассматривать требования кредиторов;
8. предъявлять собранию отчеты по итогам реализации плана внешнего управления.
План внешнего управления разрабатывается внешним управляющим не позднее месяца с момента назначения и выносится на утверждение собрания кредиторов. План должен содержать меры по восстановлению платежеспособности должника и сроки ее восстановления. Мерами восстановления платежеспособности могут быть:
1.
перепрофилирование производства;
2.
закрытие нерентабельного производства;
3.
ликвидация дебиторской задолженности;
4.
продажа имущества;
5.
уступка части требований должника;
6.
исполнение обязательства должника – унитарного предприятия собственником его имущества или третьим лицом;
7.
продажа предприятия (бизнеса) должника.
Конкурсное производство – процедура, применяется к должнику в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Срок конкурсного производства не может превышать 12 месяцев и может быть продлен на 6 месяцев.
Для конкурсного производства назначается конкурсный управляющий. К нему переходят все полномочия по управлению делами должника в том числе по распоряжению имуществом. Конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника, которое составляет конкурсную массу. Конкурсный управляющий осуществляет следующие функции:
1.
принимает имущество должника, проводит его инвентаризацию и оценку, принимает меры по его сохранности;
2.
анализирует финансовое состояние должника;
3.
предъявляет к третьим лицам, имеющие задолженности перед должником, требования к ее взыскания;
4.
уведомляет работников организации – должника о предстоящем увольнении;
5.
заявляет возражения по предъявленным к должнику требованиям;
6.
заявляет в ряде случаев отказ об исполнении договора должника;
7.
принимает меры по поиску, выявлению и возврату имущества должника, находящегося у третьих лиц;
8.
передает на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению.
В ходе конкурсного производства используется только один (основной) счет организации – должника. Все другие счета закрываются и средства с них перечисляются на основной, с которого оплачиваются:
1. расходы, связанные с выплатой вознаграждения конкурсному управляющему;
2. текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника;
3. расходы, связанные с публикацией сообщения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Конкурсный управляющий может приступить к продаже имущества должника на торгах в форме аукциона. После торгов производятся расчеты с кредиторами в установленном порядке (см. тему). По завершении расчетов конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. После рассмотрения этого отчета суд выносит определение о завершении конкурсного производства, что является основанием для внесения в государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.
Мировое соглашение – процедура банкротства, которую могут заключить организация – должник и кредиторы на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве.
Мировое соглашение должно содержать положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника путем предоставления отступного, новацией обязательства, прощением долга. Мировое соглашение может содержать и такие условия: об отсрочке или рассрочке обязательств, об уступке прав требований должника, об исполнении обязательств третьими лицами, о скидке с долга, об обмене требований на акции. Мировое соглашение составляется в письменной форме и подписывается всеми участниками, решившими заключить мировое соглашение.
Мировое соглашение в 5-ти дневный срок после его заключения представляется в арбитражный суд с соответствующим заявлением для утверждения. К заявлению прилагаются текст соглашения, протокол собрания кредиторов, список всех кредиторов с указанием их адресов и сумм задолженности, документы, подтверждающие погашение задолженности по требованиям кредиторов 1-й и 2-й очереди, письменные возражения.
В ряде случаев арбитражный суд может отказать в утверждении мирового соглашения, признать его недействительным или расторгнуть его.
Добровольное объявление о банкротстве организации – должника может объявить руководитель при наличии признаков банкротства. Для этого необходимо решение собственника имущества при наличии письменного согласия всех кредиторов.
При рассмотрении вопроса о банкротстве может быть фиктивное или принудительное банкротство, за что устанавливается уголовная ответственность и соответствующие штрафные санкции.
Фиктивное банкротство – заявление о банкротстве подается при наличии у должника возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. Штраф устанавливается в размере 500-800 МРОТ или в размере заработной платы руководителя или собственника организации. Уголовная ответственность может быть определена в виде лишения свободы до 6 лет со штрафом в размере 100 МРОТ.
Принудительное банкротство – это умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, что влечет штраф в размере 500-800 МРОТ.