Пример применения логистики в товародвижении сахарного песка

На рис. 11 изображены три категории участников това­родвижения сахарного песка: завод, оптовая база и сеть продовольственных магазинов.

Логистическая оптимизация материального потока по­зволяет снизить совокупные затраты на товародвижение, результат достигается за счет осуществления различных ме­роприятий. Остановимся здесь на одном из них. Рассмот­рим, что необходимо сделать для снижения затрат на ло­гистику за счет оптимизации упаковки товаров.

Традиционно при производстве сахарный песок зата­ривается в мешки вместимостью 50 кг. Логистически не оп­тимизированный материальный поток будет представлять собой движение сахарного песка в мешках на протяжении всей цепи, вплоть до магазинов.

Логистическая оптимизация процесса доведения сахар­ного песка до розничной торговой сети предполагает нали­чие тесных партнерских отношений между всеми участни­ками логистического процесса, работу на так называемый общий результат.

Представим ситуацию, когда все три участника нахо­дятся в руках одного собственника, и зададимся вопросом: где этот собственник организовал бы расфасовку сахарного песка в пакеты?

Фасовку сахара в нашем примере можно осуществлять в четырех местах:

· за прилавком магазина на рабочем месте продавца во время обслуживания очередного покупателя;

· в магазине в помещении для подготовки товара к про­
даже на рабочем месте фасовщика, специально занятого расфасовкой сахара;

· на оптовой базе в цехе фасовки;

· на заводе-изготовителе.

Отметим, не останавливаясь на доказательстве, что наименее производительной, а значит, и наиболее доро­гой, будет организация фасовочных работ в магазине, осо­бенно на рабочем месте продавца. Значительный эффект можно получить, организовав фасовку сахара на оптовой базе и снабжая магазины фасованным сахаром. Однако и здесь, за исключением ограниченного числа складов, нельзя достаточно эффективно использовать мощную фасовочную технику. Максимальный экономический эффект можно по­лучить, лишь установив высокопроизводительное фасовоч­ное оборудование на заводе-изготовителе.

В связи с этим очевидно, что единый собственник всех указанных участников процесса товародвижения организовал бы расфасовку сахарного песка на заводе-изготовителе. Однако названные выше участники, как правило, нахо­дятся в руках разных собственников. Причем если рознич­ная торговля выигрывает от торговли фасованным сахаром, то для завода-изготовителя организация фасовки — лиш­ние затраты. Поэтому для того, чтобы сахарный песок не проходил всю логистическую цепь в мешках, а расфасовы­вался на более ранних этапах товародвижения, необходи­мо тщательно отрегулировать механизм экономических вза­имоотношений участников.

В результате завоза в магазины нерасфасованного са­харного песка совокупность участников процесса товародви­жения упускает часть возможной прибыли. Этого не про­изойдет, если участники товародвижения смогут объеди­ниться и совместно решить следующие задачи:

1. Определить размер дополнительной прибыли, полу­
чаемой за счет организации фасовочных работ на заводе-
изготовителе, а также договориться о порядке ее справедливого распределения между участниками, т. е. решить эко­номическую задачу.

2. Выбрать технические средства для обеспечения процесса доведения фасованного сахара до торговых залов ма­газинов. Сюда входят: тара-оборудование, которая будет за­полняться единицами расфасовки на заводе, а затем через склады оптовой базы доставляться в магазины; специаль­ные виды транспортных средств для эффективной транс­портировки выбранных видов тары-оборудования; средства для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и т.д. Это комплекс технических задач.

3. Договориться о едином, взаимоувязанном технологическом процессе обработки материального потока, начиная от цеха фасовки завода и кончая торговым залом магазина. Это комплекс технологических задач.

4. Решить математическими методами различные оптимизационные задачи, например, задачу оптимизации за­пасов на всех участках движения сахарного песка; задачу определения оптимальных размеров поставляемых партий и др.

В целом — это комплекс математических задач, в ре­зультате решения которых может быть создана интегриро­ванная материалопроводящая система, обеспечивающая эко­номический выигрыш только лишь за счет качественного изменения управления материальным потоком.

Как следует из данного примера, логистический под­ход предполагает необходимость решения задач в области техники, технологии, экономики и математики. В связи, с этим логистику можно представить единством следующих элементов (рис. 12):

Пример применения логистики в процессе доведе­ния железобетонных конструкций с заводов на стро­ительные объекты.

Известная пословица "дорога ложка к обеду" в логисти­ке означает, что груз, доставленный вовремя, может це­ниться гораздо дороже, чем доставленный раньше или поз­же.

Рассмотрим принципиальную схему логистической орга­низации потоков железобетонных конструкций с заводов на строительные объекты (рис. 13).

В обозначенном на схеме информационном центре со­средоточивается и обрабатывается информация о потреб­ности строительных объектов в тех или иных железобе­тонных изделиях, информация о наличии действующего парка панелевозов, а также о производственных мощнос­тях заводов. Информационный центр ежедневно разраба­тывает графики доставки железобетонных конструкций с указанием поставщика и получателя каждой детали, а так­же номера автомобиля, осуществляющего перевозку. Гра­фики разрабатываются с точностью до минут. Железобе­тонная панель доставляется с завода на строительную площадку к тому моменту, когда монтажникам нужно уста­навливать именно ее, и подается на возводимый этаж зда­ния прямо "с колес", т. е. непосредственно из автомобиля-панелевоза.

Логистическая организация доставки железобетона по­зволяет устранить необходимость выгрузки и хранения кон­струкций на строительной площадке, следовательно, умень­шается потребность в запасах, а также потребность в раз­мерах самой площадки. Дом может возводиться среди дере­вьев, а не среди территории, заставленной не вовремя за­везенными или бракованными строительными конструкци­ями. Сокращается потребность в людях, технике, финан­сах. Экономические и экологические преимущества очевид­ны.

Обязательные условия функционирования системы:

· наличие транспорта, технических средств на заводах и строительных объектах, технологически сопряжен­ных друг с другом, а также с параметрами железобетон­ных изделий (техника);

· четко определено, кто и что должен делать, как де­лать, в какой последовательности (технология);

· решена транспортная задача, т. е. задача оптимиза­ции маршрутов движения автомобильного транспорта, со­ставлены графики доставки (математика);

· экономические интересы участников взаимоувязаны (экономика).

Результатом функционирования системы является на­личие НУЖНОГО ИЗДЕЛИЯ, В НУЖНОМ КОЛИЧЕСТВЕ, НУЖНОГО КАЧЕСТВА, В НУЖНОЕ ВРЕМЯ, В НУЖНОМ МЕСТЕ, С МИНИМАЛЬНЫМИ ЗАТРАТАМИ.

Отсутствие логистической организации участников стро­ительного конвейера образно показал Аркадий Райкин: "Раствор есть, кирпича нет — сижу курю. Кирпич есть, ра­створа нет — сижу курю. Раствор есть, кирпич есть, обе­денный перерыв — сижу курю".

Вопросы для контроля знаний

1.Приведите известные вам определения понятия логистики.

2.Логистика в военной сфере и логистика в области экономики: что общего и в чем отличие?

3.Какие задачи ставит и решает логистика как наука?

4.Раскройте причины, по которым во второй половине XX в. в экономически развитых странах наблюдается рез­кое возрастание интереса к логистике.

5.В чем заключается принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками в экономике от традиционного?

6.В чем заключается эффективность применения логистического подхода к управлению материальными потока­ми в экономике?

7.Объясните, почему возможность широкомасштабного
применения логистики в экономике появляется лишь во второй половине XX в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: