Экономическая, социальная и организационная эффективность управления персоналом предприятия

Эффективность функционирования комплексной системы управления персоналом предприятия правомерно рассматривать как часть эффективности деятельности предприятия в целом. Однако в данное время нет единого подхода к оценке такой эффективности. Сложность заключается в том, что процесс трудовой деятельности работников тесно связан и с производственным процессом, и с его конечными результатами, и с социальным развитием предприятия. Соответственно, методика оценки основана на выборе критериев эффективности работы организационной, экономической и социальной подсистем комплексной системы. В качестве таких критериев могут выступать цели этих подсистем.

Задача оценки эффективности управления персоналом предприятия состоит в определении:

1) экономической эффективности (характеризует достижение целей деятельности предприятия за счет лучшего использования трудового потенциала);

Критерии оценки экономической эффективности управления персоналом предприятия должны отображать результативность труда или трудовой деятельности работников.

2) социальной эффективности (выражает выполнение ожиданий и удовлетворение потребностей и интересов работников предприятия);

Социальная эффективность управления персоналом предприятия в значительной мере определяется организацией и мотивацией труда, состоянием социально-психологического климата в трудовом коллективе, т.е. больше зависит от форм и методов работы с каждым работником.

3) организационной эффективности (оценивает целостность и организационную оформленность предприятия).

Данный подход основан на том, что работники предприятия выступают совокупным общественным работником, который оказывает непосредственное влияние на ход его деятельности. Поэтому конечные результаты такой деятельности и должны выступать критериями оценки организационной эффективности управления персоналом.

По всей видимости, состав показателей всесторонне отображает эффективность управления персоналом предприятия в экономическом, социальном и организационном аспектах. При этом для определения некоторых из них нужно собрать дополнительную оперативную информацию на основе конкретных социологических исследований. В предприятиях с низким уровнем механизации и автоматизации труда, а также в малых предприятиях преобладает подход к работнику как к производственному ресурсу без понимания значимости социального менеджмента, который усложняет внедрение прогрессивных методик и использование социальных резервов.

Количественная оценка экономической эффективности управления персоналом предприятия предусматривает определение расходов, необходимых для реализации кадровой политики предприятия (рис. 13.1).

Показатели для оценки экономической эффективности управления персоналом предприятия:

1. Соотношение расходов, необходимых для обеспечения предприятия квалифицированными кадрами, и результатов, полученных от их деятельности.

2. Отношение бюджета подразделения предприятия к численности персонала этого подразделения.

3. Стоимостная оценка расхождений в результативности труда (определяется разностью оценок результатов труда лучших и средних работников, которые выполняют одинаковую работу).

Данные показатели ориентируют работников на исполнение плановых заданий, рациональное использование рабочего времени, улучшение трудовой и исполнительской дисциплины и, в основном, направленные на усовершенствования организации труда.

Кроме того, в рыночной экономике важное значение имеют такие экономические показатели, как:

• прибыль;

• производительность труда;

• объем продаж;

• рентабельность;

• производительность труда работников;

• соотношение темпов роста производительности труда работников с темпами роста средней заработной платы;

• фонд оплаты труда и зарплатоемкость;

• расходы на руководство.

Другие расходы

       
 
   
 


  Премирование
Обучение, повз шение квалифи кации
Другие расходы
Другие расходы

 
 


Рис. 13.1 Трудовые расходы предприятия

Рассмотрим методику расчета эффективности расходов на персонал, предложенную Крамаренко В.И. Единство экономической и социальной эффективности работы с персоналом признается всеми специалистами. Последствием этого является существование двух основных направлений расчета эффективности расходов на персонал. Во-первых, это общая эффективность расходов, т.е. относительная величина эффекта, который они приносят. Во-вторых, это сравнительная эффективность расходов, определять которую необходимо во время принятия решений, связанных с разными вариантами технических усовершенствований, которые внесены в процесс работы и изменяют численность, состав, структуру и уровень оплаты работников, а итак, и сами расходы. Так, общая эффективность расходов на персонал (Ев) (в процентах) определяется как отношение результата деятельности за период к соответствующим расходам:

Ев = * 100%

Как результат деятельности можно при этом рассматривать: объем изготовленной продукции (реализованных товаров), прибыль, а как расходы - фактический фонд заработной платы или сумму прямых выплат персонала, отчислений в централизованные фонды, расходы на социальные мероприятия. Эти показатели целесообразно анализировать в динамике за ряд лет, а также сравнивать с результатами родственных предприятий. В ситуации, когда постоянно осуществляются разного рода нововведения, направленные на экономию труда и создание более благоприятных ее условий, часто возникает потребность оценить разные варианты связанных с этим инвестиций. С помощью приведенной ниже формулы можно приблизительно подсчитать, за какой срок (Ток) сделанные капитальные вложения окупятся экономией на заработной плате и других социальных выплатах (при условии, что все другие текущие расходы останутся без перемен):

Ток =

где К1 и К2 - капитальные вложения по первому и второму вариантам; ЗП1 и ЗП2 - заработная плата, социальные отчисления и выплаты по соответствующим вариантам.

Другим способом сравнения вариантов инвестиций является использование формулы приведенных расходов (Впр). Из полученных на ее основе результатов избирается для реализации наименьший:

Впр = ЗП+Е+К

где ЗП - заработная плата, социальные выплаты и платежи;

Е - нормативный коэффициент, обратный сроку окупаемости (ставка банковского процента, нормы амортизации и т.д.);

К - величина инвестиций.

Здесь необходимо учитывать возможную разновременность осуществления капитальных вложений. Для устранения этого обстоятельства показатели приводятся к какому-то периоду. Расчет выполняется таким образом: в первом случае это делается путем распределения ежегодной суммы капитальных вложений (К) на выражение (1 + Е), а во втором - путем умножения их на него столько раз, сколько лет разделяет момент их осуществления и соответственно время начала или завершения работ.

В данное время возрастает значение научного обоснования состава показателей эффективности управления персоналом, которые отображают конечные результаты социального развития предприятия.

Показатели для оценки социальной эффективности управления персоналом предприятия:

1. Состояние морально-психологического климата в трудовом коллективе. Это очень важный социальный показатель, который разрешает судить о мотивации, потребностях и конфликтности в трудовом коллективе.

2. Показатели, которые характеризуют влияние социальных программ на результативность деятельности работников и предприятия в целом (повышение производительности труда, улучшение качества товаров, экономия ресурсов).

Например, эффект влияния программы развития работников на повышение производительности труда и улучшение качества товаров, согласно методике американской компании "Хоніуел", может быть определен по формуле:

Е = P*N*V*K - N*Z

где Р - продолжительность влияния программы на производительность труда и другие факторы результативности;

N - количество работников, которые прошли обучение;

V - стоимостная оценка расхождения в результативности труда лучших и средних работников, которые выполняют одинаковую работу;

К - коэффициент, который характеризует эффект обучения работников (рост результативности, выраженный в долях);

Z - расходы на обучение одного работника.

3. Степень удовлетворенности персонала работой (оценивается на основе анализа мнений и реакции работников на кадровую политику предприятия и ее отдельные направления).

Такие мнения определяются с помощью обследования путем анкетирования или интервьюирования. Обследования могут охватывать большой круг вопросов: общую удовлетворенность работой; удовлетворенность конкурентноспособностью рабочей силы; организацией труда; ее производительностью и оплатой и т.д.

5.Средние расходы на кадровые мероприятия в расчете на одного работника:

Средние расходы =

на нового работника

Средние расходы Общая стоимость обучения

на обучение = -------------------------------------------

нового работника Количество работников, которые обучились

Очевидно, что состав показателей должен быть сменным, он должен уточняться и дополняться в условиях динамического развития предприятия.

Организационная эффективность управления персоналом предприятия или ее недостаток описываются в таких терминах, как: удовлетворенность работника, продолжительное отсутствие или прогулы, текучесть рабочей силы, количество острых конфликтов, количество жалоб, а также несчастных случаев и пр. Чтобы предприятие эффективно работало, важно учитывать каждый из указанных компонентов; по каждому из них должна достигаться определенная цель.

Показатели для оценки организационной эффективности управления персоналом предприятия:

1. Текучесть кадров (свидетельствует об уровне стабильности трудового коллектива предприятия).

Высокая текучесть может быть последствием плохой организации работы с кадрами, неудовлетворительных бытовых и жилищных условий, низкого уровня охраны труда, соблюдения техники безопасности и механизации труда.

2. Соотношение численности управленческого аппарата и других категорий работников.

3. Надежность работы персонала (определяется величиной возможных сбоев в работе всех подразделений предприятия из-за несвоевременного предоставления информации, ошибки в расчетах, нарушения трудовой дисциплины).

4. Равномерность загрузки персонала (характеризует удельный вес потерь из-за перегрузки работников).

5. Уровень трудовой дисциплины (отображает отношение количества случаев нарушения трудовой и исполнительской дисциплины к общей численности работников предприятия).

Он разрешает судить об организационном порядке в предприятии и его организационной культуре.

6. Укомплектованность кадрового состава.

Она оценивается:

• количественно - путем сопоставления фактической численности персонала с необходимой величиной (рассчитанной по трудоемкости операций) или с плановой численностью, предусмотренной штатным расписанием);

• качественно - по соответствию профессионально-квалификационного уровня, образования, практического опыта персонала требованиям занятых рабочих мест (должностей).

Приведенный состав показателей разрешает оценить такие основные параметры организации работы персонала предприятия, как: экономичность, надежность, равномерность и качество. Все вместе они характеризуют организационную эффективность работы работников предприятия.





Подборка статей по вашей теме: