Теория партисипативного управления
Теория равенства (Адамс)
Влияние данного момента на взаимоотношение человека с организацией положено в основу одной из теорий мотивации – теории равенства.
Основная идея – человек в процессе работы сравнивает то, как были оценены его действия, с тем, как были оценены действия других. И на основе этого сравнения человек модифицирует свое поведение.
Теория равенства оперирует следующими основными категориями:
· индивид;
· сравниваемые лица;
· воспринятое вознаграждение индивида;
· воспринятое вознаграждение других;
· воспринятые затраты индивида;
· воспринятые затраты других.
В том случае, если индивид считает, что он вознагражден недостаточно, то у него возникает чувство неудовлетворенности. Считая несправедливой оценку своего труда, человек теряет мотивацию.
Адамс выделяет шесть возможных реакций человека на состояние неравенства:
1) надо меньше работать за такую зарплату;
2) попытается увеличить вознаграждение;
|
|
3) переоценить свои возможности;
4) повлиять на организацию и сравниваемых лиц, добиваясь увеличить затраты, либо добиваясь уменьшения их вознаграждения;
5) изменить для себя объект сравнения;
6) перейти в другое подразделение или же покинуть организацию.
Если человек в организации заинтересовано принимает участие в различной внутриорганизационной деятельности, то он тем самым получает от этого удовлетворение, работает с большей отдачей, более качественно, производительно.
Данное управление дает:
1) работнику доступ к принятию решения по поводу того, как им осуществлять свою деятельность;
2) работники привлекаются к принятию решения по поводу выполняемой ими работы;
3) работникам дается право контроля за качеством и количеством осуществляемого ими труда;
4) участие работников в рационализаторской деятельности;
5) предоставление работникам права на формирование бригад по принципу симпатии.
В практике все эти направления осуществления партисипативного управления обычно используются в определенной комбинации, так как они очень связаны друг с другом и хорошо дополняют друг друга. Наиболее наглядным примером тому являются кружки качества, широко используемые в управлении японскими фирмами.
Контроль – это власть.
Контроль (проверка) – это непрерывный процесс, включающий наблюдение и регулирование различных видов деятельности организации с целью облегчения выполнения управленческих задач.
Контроль – это сопоставление фактически достигнутых результатов с запланированными.
Схема 15
Технология контроля
Технология контроля | ||||||||
Выбор концепции контроля: | Определение цели контроля: | Нормы контроля: | Методы контроля: | Объем и область контроля: | ||||
Система, процесс или частные проверки; Предмет и цель контроля; контролирующий орган | Целесообразность, правильность, регулярность и эффективность контроля | Этические, правовые, производственные и т.п. | Предварительный (диагностический, терапевтический), текущий, заключительный и др. | Полный, сплошной, эпизодический, финансовый, качество продукции, производительность труда и т.п. | ||||
|
|