Виды контроля. 1. Предварительный (осуществляется до начала работ)

1. Предварительный (осуществляется до начала работ). Средство осуществления – реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Используется в 3-х областях: человеческих, материальных и финансовых ресурсов.

В области человеческих ресурсов – анализ деловых и профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения конк­ретных задач организации.

В области материальных ресурсов – контроль за качеством сырья.

В обла­сти финансовых ресурсов – бюджет, дающий ответ на вопрос, когда, сколько и каких средств (наличных, безналич­ных) потребуется организации.

Предварительный контроль имеет два типа: диагностический и терапевтический.

Диагностический контроль включает такие категории, как измерители, эталоны, предупреждающие сигналы и т.п., указы­вающие на то, что в организации что-то не в порядке.

Терапевтический контроль позволяет не только выявить отклонения от нормативов, но и принять исправительные меры.

2. Текущий контроль осуществляется в процессе выполнения работ. Обычно объектом являются сотрудники. Аппарат управления часто использует обратную связь как элемент текущего контроля.

3. Заключительный контроль. Цель – по­мочь предотвратить ошибки в будущем. В рамках заключи­тельного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена (при текущем – в процессе ее выполнения). Служит для:

· предоставления руководству информации для планирования;

· повышения мотивации сотрудников.

Схема 16

Требования–критерии контроля

    Требования-критерии контроля    
             
Эффективность контроля   Эффект влияния на людей   Задачи контроля   Границы контроля
Выполнение обязательств, предотвращение недостатков Затраты на контроль и устранение недостатков   Удовлетворение, обучение, конфликт, страх стресс   Установление недостатков качественная оценка недостатков; количественная оценка недостатков; достоверность недостатков   Соблюдение установленных законом норм; соблюдение прав и свобод личности
                     

В основу создания всех систем контроля должны быть положены следующие основные требования-критерии:

1) эффективность контроля – определяется успешность, полезность контроля (уменьшение расходов, связанных с обна­ружением и устранением выявленных в процессе контроля недостатков; сокращение расходов на контроль, затрат на пер­сонал и технику контроля);

2) эффект влияния на людей – выясняется вопрос, вызы­вает ли у работников применяемая технология контроля поло­жительные стимулы или негативные, стрессовые реакции (демотивация труда);

3) выполнение задач контроля – контроль должен опре­делить совпадения или отклонения в системе управления орга­низацией; способствовать устранению отклонений; выработке эффективных решений;

4) определение границ контроля — контрольные меропри­ятия не могут осуществляться без ограничений. Длина прове­ряемых отрезков должна позволять выявить отклонения на самой ранней стадии. Нужно соблюдать нормы контроля, определен­ные действующим законодательством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: