1. Предварительный (осуществляется до начала работ). Средство осуществления – реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Используется в 3-х областях: человеческих, материальных и финансовых ресурсов.
В области человеческих ресурсов – анализ деловых и профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения конкретных задач организации.
В области материальных ресурсов – контроль за качеством сырья.
В области финансовых ресурсов – бюджет, дающий ответ на вопрос, когда, сколько и каких средств (наличных, безналичных) потребуется организации.
Предварительный контроль имеет два типа: диагностический и терапевтический.
Диагностический контроль включает такие категории, как измерители, эталоны, предупреждающие сигналы и т.п., указывающие на то, что в организации что-то не в порядке.
Терапевтический контроль позволяет не только выявить отклонения от нормативов, но и принять исправительные меры.
2. Текущий контроль осуществляется в процессе выполнения работ. Обычно объектом являются сотрудники. Аппарат управления часто использует обратную связь как элемент текущего контроля.
|
|
3. Заключительный контроль. Цель – помочь предотвратить ошибки в будущем. В рамках заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена (при текущем – в процессе ее выполнения). Служит для:
· предоставления руководству информации для планирования;
· повышения мотивации сотрудников.
Схема 16
Требования–критерии контроля
Требования-критерии контроля | ||||||||||
Эффективность контроля | Эффект влияния на людей | Задачи контроля | Границы контроля | |||||||
Выполнение обязательств, предотвращение недостатков Затраты на контроль и устранение недостатков | Удовлетворение, обучение, конфликт, страх стресс | Установление недостатков качественная оценка недостатков; количественная оценка недостатков; достоверность недостатков | Соблюдение установленных законом норм; соблюдение прав и свобод личности | |||||||
В основу создания всех систем контроля должны быть положены следующие основные требования-критерии:
1) эффективность контроля – определяется успешность, полезность контроля (уменьшение расходов, связанных с обнаружением и устранением выявленных в процессе контроля недостатков; сокращение расходов на контроль, затрат на персонал и технику контроля);
2) эффект влияния на людей – выясняется вопрос, вызывает ли у работников применяемая технология контроля положительные стимулы или негативные, стрессовые реакции (демотивация труда);
|
|
3) выполнение задач контроля – контроль должен определить совпадения или отклонения в системе управления организацией; способствовать устранению отклонений; выработке эффективных решений;
4) определение границ контроля — контрольные мероприятия не могут осуществляться без ограничений. Длина проверяемых отрезков должна позволять выявить отклонения на самой ранней стадии. Нужно соблюдать нормы контроля, определенные действующим законодательством.