Стадии перехода национальной компании в международную

Многоступенчатость связей ТНК

Ступень Название фирмы Количество зарубежных филиалов
I «Маттель» (США) 26, включая «Маттель ГмбХ» (ФРГ)
II «Маттель ГмбХ» (ФРГ) 11, включая «Маттель АГ» (Швейцария)
III «Маттель АГ» (Швейцария)  
Итого    

Возможности такой эффективной формы международных хозяйст­венных связей, как транснациональные корпорации, все шире исполь­зуются для объединения финансовых, технических и научных ресурсов предприятий стран СНГ. Базой для создания таких ТНК становятся финансово-промышленные группы (ФПГ). Эти группы, объединяю­щие юридических лиц, находящихся под юрисдикцией государств СНГ, регистрируются как транснациональные ФПГ — ТФПГ. Они со­здаются с целью проведения единой технической, структурной, мар­кетинговой и финансовой политики. При создании ТФПГ на основе межправительственных соглашений им присваивается статус межгосу­дарственных финансово-промышленных групп (МФПГ). Националь­ность ТНК государств СНГ определяется по месту их регистрации.

Можно выделить три основных стимула национальных компаний для перехода их в статус международных:

1. Увеличение товарооборота и, следовательно, прибыли. В этом случае компания имеет возможность увеличить производственные мощности и использовать эффект масштаба. Кроме того, она может использовать связи с иностранными партнерами для раздела рисков.

2. Снижение издержек производства и сбыта за счет более дешевых сырья и рабочей силы в принимающей стране. Помимо этого, расширение рынков сбыта и возможностей приобретения новых эффективных технологий путем образования СП с местными предприятиями.

3. Использование промышленности, кредитно – финансовой системы, каналов сбыта и инфраструктуры принимающей страны.

Комплексный анализ и оценка внешней среды, в которой будет действовать и развиваться международный бизнес фирмы, - важнейший момент подготовки всех стратегических и многих тактических решений международного менеджера. Здесь есть единодушное согласие как бизнесменов – практиков, так и теоретиков международного бизнеса, менеджмента и маркетинга. Столь же едины мнения о том, что базовыми составляющими такого анализа должны быть следующие элементы:

· анализ экономической внешней среды;

· анализ политической внешней среды;

· анализ правовой внешней среды;

· анализ культурной внешней среды.

Иногда, в более специфических случаях, отдельно рассматривают и другие элементы (социальная составляющая внешней среды, природно – климатические условия и т. д.), но четыре составляющие, указанные выше, так или иначе остаются основой.

Типичной для многих международных компаний стала определенная последовательность их внешнеэкономической деятельности на пути от национальной фирмы к транснациональной корпорации (рис.1.).

Первая стадия – контрактные отношения между партнерами из разных стран, выражающиеся в разовых экспортно – импортных сделках. На этой стадии партнеры еще недостаточно знают финансовые возможности, научно – производственный потенциал и деловой стиль друг друга.

Показателем дальнейшего расширения и углубления отношений между партнерами из разных стран на пути ко второй стадии может служить заключение долгосрочных контрактов сроком на два года и более. В ряде случаев такие контракты предусматривают вывоз капитала в виде кредитов, поставок оборудования, передачи технологии, а также научно – техническое сотрудничество.

Для экспортеров долгосрочные контракты привлекательны с точки зрения обеспечения стабильности рынков сбыта товаров и услуг, качество которых прекрасно известно покупателю. Кроме того, экспортеры экономят средства за счет сокращения транспортных расходов путем долговременных регулярных соглашений с транспортными компаниями. Все это дает возможность снизить коммерческие расходы без рекламы, поиска покупателей, затрат на подготовку многочисленных разовых контрактов.

IV стадия

III стадия

II стадия

I стадия

Разовые экспортно – импортные сделки

Рис.1. Эволюция перехода национальной компании в статус международной

Для импортеров долгосрочные контракты обеспечивают стабильность поставок хорошо известных и зарекомендовавших себя с лучшей стороны товаров и услуг. В случае импорта сырьевых товаров из развивающихся стран импортеры имеют возможность ссужать капитал экспортерам, а впоследствии возвратить его в овеществленной форме со значительными процентами, стабильно обеспечивая свои потребности в топливно – сырьевых материалах в течение длительного периода.

Следующая стадия партнерства – прямые иностранные инвестиции, лицензионные соглашения, консорциумы (временные объединения партнеров – участников, связанных между собой конфиденциальными соглашениями для достижения определенных целей, чаще всего для совместных выступлений на внешнем рынке). На этой стадии партнеры из разных стран оценили друг друга, убедились в надежности друг друга и целесообразности продолжения деловых контрактов.

Подписание лицензионных соглашений, обмен технологиями, международное научно – техническое кооперирование позволяют полнее использовать производственный, коммерческий, исследовательский потенциал друг друга. При этом лицензионные соглашения широко используются в качестве инструмента для обмена технологиями, бартерных и компенсационных сделок.

Совместные выступления с товарами и услугами на рынках третьих стран в составе консорциумов позволяют партнерам предлагать более широкий ассортимент разрозненных изделий и комплектного оборудования, распределить риски между собой, расширить возможности по освоению новых рынков, по обмену на взаимной основе технологиями и ноу – хау, а также обеспечить необходимое финансирование своей деятельности за счет объединения финансовых ресурсов.

Часто в консорциумы объединяются небольшие компании, не имеющие возможности в одиночку выходить на внешний рынок или не оснащенные необходимым оборудованием для экспортного производства. Эти проблемы они решают путем объединения усилий и ресурсов с подобными компаниями на отечественном рынке для совместного осуществления внешнеэкономической деятельности. Иногда они создают объединенные маркетинговые группы для сбыта своих товаров. Наиболее распространены объединения предприятий аграрного сектора по сбыту фруктов, мяса, вина, молочных продуктов.

Третья стадия – совместные предприятия (СП) - привлекательна для партнеров из разных стран тем, что они могут начать совместную деятельность в стране партнера, располагающего действующим производственным или коммерческим предприятием, сразу же, без сооружения необходимых помещений и установки в них оборудования. Правда, несмотря на многочисленные преимущества и открывающиеся возможности совместного международного предпринимательства, партнеры теряют долю своей самостоятельности и все действия вынуждены согласовывать друг с другом, что осложняет и удлиняет процесс принятия решений. Кроме того, СП – временная форма международного сотрудничества. Исследования консультационных фирм, специализирующихся на совместном предпринимательстве, показывают, что средний срок существования совместного предприятия – четыре года.

В процессе функционирования СП обычно один партнер становится более могущественным и поглощает слабого. Правда, в официальных документах, как правило, фигурирует формулировка «слияние фирм», а не «поглощение», так как последнее может унизить национальную гордость слабой фирмы. По мнению ряда консультационных фирм, объединение компаний рационально начинать не с производства, а с инжиниринга, маркетинга и коммерческих операций. При этом эффективность от объединения этих сфер может в два раза превышать эффективность объединения производственных мощностей.

Решение о слиянии фирм принимается после тщательных расчетов и переговоров, которые длятся месяцами. Согласование объединения происходит в такой последовательности:

1. Определение стратегического плана действий.

2. Согласование управленческой структуры с определением сбалансированного распределения мест в правлении, расположения штаб – квартиры и центров НИОКР.

3. Оценка активов партнеров, объединяющихся в одну компанию.

4. Согласование слияния со штатом объединяющихся компаний.

Показателем успешного слияния фирм служит увеличение объема производственных и коммерческих операций и сокращение издержек производства и сбыта продукции на 10-20%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: