Матричный анализ диверсификации

Изменение условий ведения бизнеса

Потеря автономности

Конфликты вокруг распределения доходов

Один из факторов, ограничивающих успешную деятельность стратегических альянсов, связан с проблемой распределения доходов. Партнеры по альянсу разделяют риски и затраты, обусловленные совместной деятельностью, поэтому они разделяют и получаемые прибыли. Например, компании General Mills и Nestle делят прибыли от их совместного предприятия, действующего на европейском рынке, по принципу 50/50. Безусловно, этот аспект сотрудничества между партнерами практически всегда оговаривается заранее, еще в процессе ведения переговоров о заключении первоначального соглашения.

Тем не менее существуют и другие финансовые вопросы, решение которых лежит за пределами базовой договоренности о распределении доходов и которые могут обусловить разногласия между партнерами. Партнерам необходимо прийти к единому мнению по вопросам, какую часть от общих доходов каждый из них будет получать в свое распоряжение и какую часть следует реинвестировать в развитие бизнеса; какие процедуры бухгалтерского учета будут использованы для подсчета доходов или прибылей; каким образом будут определяться трансфертные (внутрикорпоративные) цены.

Еще одно обстоятельство, осложняющее деятельность стратегического альянса, — это потенциальная возможность потери независимого статуса каждым из партнеров. Поскольку компании разделяют риски и прибыли, они также разделяют и управленческие функции, ограничивая тем самым свои собственные возможности. Любые попытки внедрить на рынок новые товары или услуги, изменить методы ведения бизнеса в рамках альянса или внести любые другие существенные коррективы в организационную структуру должны быть сначала проанализированы и одобрены каждым из партнеров.

Изменение условий ведения бизнеса также может отрицательно сказаться на жизнеспособности стратегического альянса. Экономические условия, ставшие мотивом к заключению соглашения о сотрудничестве, могут измениться. Кроме того, достижения в области технологии могут сделать это соглашение устаревшим.

Одним из наиболее распространенных методов принятия решения о диверсификации корпорации является матричный анализ ее производственного портфеля.

В самом общем виде матрица производственного портфеля корпорации представляет собой таблицу, в которой сопостав­ляются стратегические позиции каждого структурного подраз­деления диверсифицированной корпорации. Подобная матри­ца может быть построена на основе любой пары показателей, которые адекватно характеризуют стратегические позиции компании в избранном аспекте.

Считается, что модель матричного анализа может помочь менеджменту корпорации максимально эффективно перерас­пределять денежные средства между своими подразделениями.

На практике применяется несколько типов матриц произ­водственного портфеля, но, пожалуй, самой распространен­ной и широко используемой является матрица «Рыночный рост/Рыночная доля» [Market-Growth/ Market Share Portfolio], разработанная консалтинговой компанией Boston Consulting Group (BCG). Давайте ее и рассмотрим в качестве примера по­добного рода матриц.

Основным предположением, лежащим в основе модели BCG, является тезис о том, что в большинстве конкурентных экономик характеристики корпорации по генерированию и дальнейшему использованию потоков денежных средств могут быть полностью формализованы в терминах относительной до­ли рынка и темпов роста отрасли, которой принадлежит кор­порация или ее производственное подразделение. Подобное предположение может быть объяснено следующим образом.

Когда корпорация использует новые маркетинговые и цено­вые стратегии для того, чтобы добиться быстрого увеличения объемов производства, ей волей-неволей приходится для этого сократить издержки по сравнению со своими конкурентами. Этот эффект был назван BCG законом кривой опыта/обучения.

Закон кривой опыта/обучения гласит: «Издержки на еди­ницу продукции при получении добавленной стоимости при­менительно к стандартному товару, измеренные в постоян­ных денежных единицах, уменьшаются на фиксированный процент при каждом удвоении объема продукции» (величина этого фиксированного процента зависит от вида бизнеса ком­пании).

Помимо закона кривой опыта/обучения BCG обнаружила, что этот эффект может быть усилен путем воздействия на фак­торы роста прибыли и, следовательно, увеличения стоимости корпорации, которые включают капитал, рабочую силу и т. п.

Основой создания дополнительной стоимости, по мнению BCG, являются следующие факторы:

1) повышение производительности труда;

2) новые процессы и технологии;

3) стандартизация продукции;

4) экономия на масштабах деятельности.

Каждый из этих факторов, считает BCG, положительно воздействует на рост объемов производства корпорации и поз­воляет менеджменту находить дополнительные источники со­здания стоимости.

Как и в случае с накоплением эффекта агломерации (или, как еще часто говорят, накоплением «опыта»), доля рынка корпорации предполагает существование огромной информа­ционной нагрузки, которую менеджмент просто обязан ис­пользовать при принятии стратегических и финансовых реше­ний, связанных с деятельностью его корпорации.

В соответствии с точкой зрения BCG накопление корпора­цией эффекта агломерации лучше всего измерять в показателях относительной доли рынка. Когда большинство конкурентов в отрасли применяют одни и те же маркетинговые и ценовые стратегии (в этом случае часто говорят, что они следуют одной и той же кривой опыта/обучения), корпорация, выбившаяся в лидеры, ставшая доминирующим производителем в отрасли, будет иметь наибольший эффект агломерации и значительно снизит издержки по производству единицы продукции.

Если предположить существование какой-то единой, об­щей для всей отрасли нормы доходности, то доминирующий производитель будет иметь самую высокую норму доходности по своим операциям.

Норма доходности корпорации всегда может быть выражена в объемах потоков денежных средств, поступающих от ее опе­раций, а значит, доминирующий производитель, обладая боль­шими объемами производства и большей прибылью на едини­цу проданной продукции, будет генерировать наибольшие по­токи денежных средств по сравнению со своими конкурентами по отрасли. Из этого можно сделать вывод, что объемы гене­рируемых корпорацией потоков денежных средств являются функцией от качества кривой опыта/обучения.

В то время как генерирование потоков денежных средств лучше всего описывается при помощи относительной доли рынка, использование потоков денежных средств (их инвести­рование и реинвестирование) в соответствии с моделью BCG можно рассматривать как функцию темпов роста отрасли.

Для поддержания постоянной доли рынка корпорации не­обходимы постоянные вливания потоков денежных средств как в оборотный капитал, так и в основной. Эти вливания становятся еще больше, когда корпорация решает расширить свою долю рынка. Ведь чем больше доля рынка, тем ощути­мее эффект агломерации.

Согласно концепции BCG эффективность использования потоков денежных средств любой корпорацией может быть рассмотрена с точки зрения закона кривой опыта/обучения. Чем больше накопленный корпорацией «опыт» (т. е. чем вы­ше рост рыночной доли корпорации и меньше средние из­держки), тем эффективнее она использует свои потоки де­нежных средств.

Опираясь на все эти предположения, BCG предложила сгруппировать рыночные портфели корпораций, принадлежа­щих отрасли, в четыре категории - по признаку эффективно­сти генерирования и дальнейшего использования ими пото­ков денежных средств.

Матрица анализа, предложенная BCG, приведена на рис. 3.1. По ее осям фиксируются темпы роста отрасли и относитель­ная доля рынка.

Первоначально методология BCG произвольно делила тем­пы роста отрасли на высокие и низкие, проводя горизонталь­ную границу на уровне удвоенного темпа роста ВНП страны плюс темп инфляции. Однако на практике менеджеры чаще всего устанавливают эту границу на таком уровне, который отвечал бы их собственным предпочтениям2.

Естественно, что подразделения корпорации, находящие­ся в быстро растущих отраслях, должны попадать в два верх­них квадрата матрицы, а подразделения, принадлежащие медленно растущим или умирающим отраслям, - в два нижних квадрата. Необходимо отметить, что практически не имеет смысла устанавливать границу между высокими и низкими темпами роста на уровне ниже 5% (чаще же всего берется уровень, равный 10%).

Под относительной долей рынка в матрице BCG понимает­ся отношение доли рынка данного подразделения корпорации к доле рынка, контролируемой основным конкурентом. Есте­ственно, что относительная доля рынка измеряется в относи­тельных, а не в денежных единицах.

В матрице BCG граница между высокой и низкой относи­тельными долями рынка проведена на уровне единицы. Соот­ветственно все корпорации, попадающие в два левых квадра­та матрицы, являются лидерами своих отраслей, а попадаю­щие в два правых - занимают второстепенные позиции в отрасли.

На практике менеджеры часто устанавливают границу меж­ду высокой и низкой относительными долями рынка не на уровне единицы, а на уровне 0,8 или 0,75. Это делается для того, чтобы в левые квадраты смогли попасть корпорации, находящиеся на уровне выше среднего (но не являющиеся ли­дерами), а в правые - корпорации, находящиеся на уровне ни­же среднего (но не являющиеся абсолютными аутсайдерами своей отрасли). Что означает для корпорации показатель от­носительной доли рынка, равный 0,1? Это можно интерпре­тировать следующим образом: корпорация (ее подразделение), имеющая относительную долю рынка 0,1, контролирует лишь 0,1 доли рынка, контролируемого ее крупнейшим конкурен­том (или 10% этой доли).

Таким образом, если бы показатель относительной доли рын­ка был равен 0,60, то она занимала бы 0,6 доли, контролируе­мой ее крупнейшим конкурентом (или 60% этой доли), и т. д.

Использование в матрице относительной доли рынка вме­сто реальной доли корпорации на рынке аналитически оправ­дано, так как в этом случае оказываются более четко отражен­ными сравнительная рыночная сила и конкурентные позиции корпорации.

Теперь рассмотрим, как называется каждый из квадратов ма­трицы и что представляют собой попавшие в них корпорации.

«Звезды»

Корпорации с высокой относительной долей рынка, находя­щиеся в быстро растущих отраслях, были отнесены BCG к «звез­дам» [stars], поскольку подобные корпорации обещают наиболь­шие прибыли и обладают хорошими перспективами роста.

Заняв доминирующие позиции на быстро растущем рынке, корпорация-«звезда» нуждается в значительных инвестициях для расширения производственных возможностей и увеличе­ния оборотного капитала. В то же время «звезды» сами гене­рируют значительные потоки денежных средств из-за низкого уровня издержек и накопленного эффекта агломерации.

Таким образом, корпорация-«звезда» чаще всего является самодостаточной организационной единицей (в смысле инве­стирования и генерирования потоков денежных средств), она активно зарабатывает и эффективно расходует потоки денеж­ных средств.

«Дойные коровы»

Корпорации в левом нижнем углу матрицы названы BCG «дойными коровами» [cash cows] из-за того, что они имеют относительно высокую долю рынка и находятся в медленно растущих отраслях.

Подобные корпорации генерируют огромные потоки сво­бодных денежных средств, объемы которых превышают воз­можности «дойной коровы» по их эффективному реинвести­рованию. Большинство «дойных коров» - это бывшие корпорации-«звезды», скатывавшиеся в нижний квадрат по мере перехода спроса в данной отрасли в стадию зрелости.

«Собаки»

Корпорации, имеющие незначительную долю рынка и на­ходящиеся в медленно растущей отрасли, названы BCG «со­баками» [dogs] из-за слабого потенциала их роста, отстающих позиций на рынке и полного отсутствия перспектив дальней­шего развития. Слабеющие «собаки» (они располагаются в нижнем правом углу квадрата «собак») зачастую не способны генерировать достаточные объемы потоков денежных средств даже для поддержания текущей деятельности и защиты своей доли рынка. Проведение же дополнительных инвестиций в подобную корпорацию также абсолютно бессмысленное за­нятие, так как она уже полностью исчерпала возможности своего дальнейшего роста. У корпорации-«собаки» всегда ощущается нехватка потоков денежных средств. Впрочем, да­же если бы эти потоки и были, то ей их не на что тратить. Такая корпорация - потенциальный кандидат на ликвидацию.

«Вопросительные знаки»

Корпорации, находящиеся в правом верхнем углу матри­цы, BCG назвала «вопросительными знаками» [question marks]. Иногда их еще называют «трудными детьми». Эти кор­порации представляют собой наиболее рискованные объекты инвестирования для рынка. Высокие темпы роста делают их привлекательными с отраслевой точки зрения, однако относительная низкая доля рынка вызывает опасения по по­воду их способности успешно конкурировать с крупными корпорациями в долгосрочном периоде.

Если подобная корпорация не сумеет быстро найти доста­точные ресурсы (речь идет только о внешних инвестиционных вливаниях) для своего развития, то она очень быстро превра­тится в «собаку».

Если же «трудному ребенку» все же удастся привлечь доста­точно инвестиций, чтобы расширить уже имеющийся у него сегмент рынка и использовать все преимущества эффекта аг­ломерации, то он имеет все шансы в скором времени стать «звездой».

Выше мы рассматривали производственный портфель кор­порации в рамках матричной модели BCG только в статике. А что происходит с матрицей в динамике? Здесь матрица BCG превращается в инструмент, при помощи которого менедж­мент корпорации создает сбалансированный производствен­ный портфель. Как это происходит?

При замедлении темпов роста отрасли «звезды» превраща­ются в «дойных коров». В этом случае у корпорации, попав­шей в левый нижний квадрат, уже нет будущего. Некоторое время она еще будет удерживать свои позиции, но рано или поздно превратится в «собаку». Один из выходов - попытать­ся превратить «дойную корову» в «вопросительный знак».

Трансформация происходит при помощи конгломератив-ного слияния или поглощения. Мы приобретаем компанию, находящуюся на новом, еще не устоявшемся рынке. Компа­ния обладает хорошим потенциалом роста прибылей. Нужны лишь хорошие инвестиционные вливания.

И здесь нам поможет «дойная корова». Мало того, что по­токи свободных денежных средств «дойной коровы» позволя­ют нам провести поглощение непрофильного бизнеса, эти же потоки будут использованы для развития «вопросительного знака» и превращения его в «звезду».

Получается, что конгломеративные слияния могут стать одним из эффективных инструментов стратегического разви­тия компании.

Все вышесказанное можно проиллюстрировать на рис. 3.2, где сплошными стрелками обозначен жизненный цикл любой корпорации во времени, а пунктирной - развитие корпорации при помощи конгломеративных слияний и поглощений.

В модели матричного анализа BCG основное внимание уделяется потокам денежных средств корпорации, а именно тому, насколько эффективно она их использует или могла бы использовать. Корпорация, обладающая высоким потенциа­лом, определяется при матричном анализе как корпорация, имеющая возможности удержать за собой позиции лидера в быстро растущей отрасли.

BCG утверждает, что размеры рыночной доли подконт­рольной корпорации тесно и положительно связаны с объе­мами генерируемых ею потоков денежных средств: чем боль­ше доля рынка, подконтрольная корпорации, тем выше объ­емы генерируемых ею потоков денежных средств.

Корпорация со сбалансированным производственным порт­фелем, включающим компании «дойные коровы», огромные потоки денежных средств которых постоянно подпитывают включенные в портфель компании «вопросительные знаки» и «звезды», полностью страхует себя от любых сюрпризов. Она использует преимущества «звезд» в доле рынка и низких из­держках, имеет резервные варианты своего развития за счет использования потенциала «вопросительных знаков» и круп­ные резервы потоков денежных средств, генерируемых «дой­ными коровами». Такая корпорация одновременно обладает как значительными финансовыми ресурсами, так и возмож­ностями по эффективному перераспределению этих ресурсов из старых в новые для себя сегменты рынка.

В соответствии с логикой модели изменения производст­венного портфеля корпорации должны быть направлены на усиление ее конкурентных и финансовых позиций.

Например, корпорация, находящаяся в быстро развиваю­щейся отрасли («вопросительный знак»), должна стремиться к проведению слияния с «дойной коровой», которое позволит ей получить доступ к дешевому и стабильному источнику фи­нансирования своего роста. Ее перспективы по «звездности» значительно улучшатся.

Компания «дойная корова», в свою очередь, может попы­тать счастья и приобрести в свой производственный портфель корпорацию «вопросительный знак», находящуюся на быстро растущем сегменте рынка и имеющую все шансы (по мнению менеджмента «дойной коровы») при должном финансирова­нии стать «звездой».

Применение подобной стратегии может быть проиллюст­рировано на примере поглощения корпорацией Philip Morris корпорации Miller High Life. В середине 1960-х гг. табачная индустрия США переживала период спада, да такого, что Philip Morris в скором времени могла превратиться в хоро­шенькую «дойную коровку», а вот Miller High Life относилась к разряду «вопросительных знаков», хотя уже в те годы счи­талась корпорацией номер пять в своей индустрии. При помо­щи проведения вливания более 500 млн долл. и маркетинго­вой стратегии, хорошо отработанной на табачном рынке, Philip Morris превратила Miller High Life в «звезду», которая к 1978 г. была номером два в индустрии, а впоследствии стала и номером один.

Этот пример показывает нам достаточно интересные мо­менты оценки диверсификации при помощи матричного ана­лиза. Philip Morris принесла в приобретенную компанию не только свои свободные потоки денежных средств, но и мар­кетинговые технологии, которые в свое время сделали ее ли­дером табачной промышленности США. До появления в жиз­ни Miller High Life корпорации Philip Morris ее операции были сфокусированы на производстве и главенствовал принцип: мы варим пиво, а пиво продается само по себе.

Естественно, что с такой жизненной позицией шансы Miller High Life на превращение в «звезду» выглядели достаточ­но сомнительными. Именно здесь (конечно же, не без учас­тия потоков денежных средств Philip Morris) маркетинговые технологии Philip Morris (кстати, недоступные отдельному ак­ционеру) сыграли решающую роль. Именно это и есть та уни­кальная инвестиционная возможность, которую может полу­чить корпорация при помощи диверсификации слиянием, а обнаружить ее она может при помощи матричного анализа рынка. Причем эта инвестиционная возможность недоступна как отдельному инвестору корпорации-покупателя, так и от­дельному инвестору корпорации-цели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: