T-критерий для несвязанных (независимых) измерений

Тема 9 Оценка достоверности различий

Задания для самостоятельной работы.

1. Провести корреляционный анализ показателей из Таблицы I Приложения и ответить на вопросы.

1.1. Существует ли связь между полом и выбором профиля класса?

1.2. Существует ли связь между полом и выбором профиля вуза?

1.3. Существует ли преемственность между обучением в школе в классе определенного профиля и выбором профиля вуза?

Каждое задание выполнить по 2 раза: с использованием критерия c2 и коэффициента С-Пирсона.

6. Среди группы студентов проводился опрос с целью определения рейтинга преподавателей, студенты должны были назвать одного самого компетентного преподавателя. Данные были сведены в таблицу. Можно ли сказать, что кто-то из преподавателей достоверно значимо оценивается как менее компетентный?

Предмет А Предмет В Предмет С Предмет D Предмет Е
         

7. После окончания обучения в аспирантуре часть аспирантов защитилась, а часть не смогла этого сделать в срок. Аспиранты были разделены на 3 категории: женатые (замужние), холостые (незамужние), разведенные. Данные приведены в таблице. Можно ли сказать, что семейное положение положительно влияет на факт написания диссертационного исследования в установленные сроки?

  Защитился Не защитился
женатые (замужние)    
холостые (незамужние)    
разведенные    

Для решения последних двух задач применить c2 Пирсона.

Для оценки достоверности различий в выборках, то есть фактически для их сравнения, при работе с данными, измеренными в метрических шкалах, чаще всего используют t-критерий Стьюдента. Это мощный параметрический критерий, дающий достоверные результаты даже если выборка мала. Данный критерий встречается в 2-х вариантах: для связанных выборок (о нем речь пойдет в следующем разделе) и для несвязанных. При работе с обоими вариантами критерия используется одна и та же таблица критических значений, но формулы расчета отличаются.

Формула t-критерий Стьюдента для несвязанных выборок имеет следующий вид:

Допустим, школьники в двух разных классах в течение года занимались по двум различным методикам. Известно, что начальный уровень в этих классах был примерно одинаков. В конце учебного года были сделаны замеры показателей интеллекта. Насколько различается уровень умственного развития в этих двух классах? Данные заносятся в таблицу.

  Класс А Класс Б
n    
M    
s    

Гипотезы:

Н0: достоверность различий между показателями интеллекта у школьников класса А и класса Б значимо не отличается от нуля.

Н1: достоверность различий между показателями интеллекта у школьников класса А и класса Б значимо отличается от нуля.

Подстановка значений в формулу дает следующий результат:

Для того, чтобы воспользоваться таблицами критических значений необходимо вычислить степень свободы. Для данного критерия df = n1+n2-2. У нас df = 42.

df р = 0,1 р = 0,05 р = 0,01 р = 0,001
  1,682 2,018 2,698 3,538

Эмпирическое значение занимает промежуточное положение между р-уровнями р = 0,05 и р = 0,01. Таким образом, tэмп > tкр (p ≤ 0,05) H0, Þ Н1! ст. зн.

Мы можем уверенно опровергнуть нулевую гипотезу и констатировать, что обнаружена достоверность различий на уровне статистической значимости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: