Для измерения тягового усилия на крюке машины используют динамографы. Они состоят из силового звена, воспринимающего замеряемое усилие, и регистрирующего механизма, записывающего значения тяговых усилий на движущейся ленте. Получающаяся диаграмма называется тяговой. При испытаниях машин применяются преимущественно гидравлические и электрические динамографы.
Из гидравлических динамографов наиболее распространены приборы, выполненные по следующей схеме.
Рис. 3.16. Принципиальная схема гидравлического тягового динамографа
Силовое звено 6 уних состоит из цилиндра с поршнем, пространство между которыми заполнено маслом. Под действием тягового усилия Ркр масло сжимается и давит на плунжерный манометр 5. Плунжер упирается в рамку 4, подвешенную на пружине. Опускаясь под давлением масла, он перемещает рамку вместе со стрелкой 3 регистрирующего механизма на отрезок, пропорциональный замеряемой силе Ркр. Конец стрелки воспроизводит перемещение рамки в увеличенном масштабе на градуированной шкале 9, по которой ведется визуальное наблюдение за тяговой нагрузкой. Одновременно на движущейся бумажной ленте динамографа игла 1 пишет тяговую диаграмму. Лента подается перпендикулярно к направлению движения иглы лентопротяжным механизмом. Привод осуществляется гибким валом 8. Игла 2 пишет на ленте нулевую линию, Игольчатый клапан 7 служит для дросселирования масла и гашения таким образом колебаний давлений в манометре.
Полученные тяговые диаграммы обрабатывают для определения средних значений тягового усилия. Так как длина диаграммы при надлежащем приводе лентопротяжного механизма пропорциональна пройденному пути, а ординаты — тяговым усилиям в отдельных точках гона, площадь диаграммы отражает в некотором масштабе работу на крюке трактора за опыт. Зная площадь, можно вычислить среднее тяговое усилие (кН):
F – площадь тяговой диаграммы, мм2.
lg – длина диаграммы, мм.
Kд - масштаб ординат диаграммы, устанавливаемый предварительной тарировкой динамографа, Н/мм.
Электрический тяговый динамограф конструкции НАТИ и его принципиальная схема достаточно просты
Тяговое тензометрическое звено:
а—конструктивная схема; б—принципиальная схема
Он представляет собой кольцевой динамометр с проушинами для присоединения прицепных серег. На внутренней поверхности кольца наклеены проволочные тензорезисторы R При приложении растягивающей силы Ркр тензорезисторы R1 и R3 будут испытывать сжатие, а R2 и R4 — растяжение. Соответствующим соединением этих тензорезисторов можно получить мостовую или полумостовую схему измерения. После наклейки тензорезисторов отверстия звена закрываются крышками с резиновой прокладкой для герметизации. На одной из крышек установлен. разъем для соединения измерительного моста с тензометрическим усилителем. Тяговые звенья изготавливаются на пределы измерения от нуля до 10, 30, 50, 100 кН. Погрешность при измерении не более ±1%. Сопротивление изоляции не менее 100 МОм. Тарировка тяговых звеньев проводится на разрывной машине типа ГСМ-50.
Универсальное тензометрическое тяговое звено
Универсальное тензометрическое тяговое звено предназначено для замера тяговых усилий до 20 кН. Представляет собой двухопорную балку равного сопротивления изгибу.