Сведения о жизни

Папий, епископ Иерапольский.

Папий (Παπ(π)ίας) был епископом фригийского города Иераполя, расположенного близ перекрёстка дорог из Антиохи сирийской в Смирну. Поскольку имя Папий являлось распространенным во Фригии, он мог быть уроженцем этой страны. О жизни его практически ничего не известно. Св. патр. Фотий называет его мучеником (фрагмент 17), но это сведение не подтверждается другими свидетельствами.

Большинство свидетельств (фр.1;5;6;9;12-14;16;18-20) называют Папия учеником апостола Иоанна Богослова и товарищем Поликарпа Смирнского. Евсевий же в Цер. Ист. (в отличие от своей же «Летописи», дошедшей в переводе – переложении блаж. Иеронима) пытается представить дело несколько иначе (фр.3): будто бы Папий был слушателем не Иоанна Богослова, а другого «пресвитера» Иоанна, но в данном случае можно сомневаться в чистосердечии Евсевия, имевшего здесь свои интересы (речь идёт о хилиазме в Апок. Иоанна). Представляется совершенно несомненным, что «пресвитер» Иоанн тождественен с ап. Иоанном и что Папий, согласно со свидетельством св. муч. Иринея (ПЕ V,33,3-4), был «слушателем» ап. Иоанна и оставался в живом общении с ним и тогда, когда сделался епископом Иерапольским[163].

Время его епископства установить достаточно сложно. Известно, что ок. 165 г. и далее Иерапольским епископом был Клавдий Аполлинарий. Неизвестно, с какого времени он занял епископскую кафедру Иераполя и кто был его предшественником, но, во всяком случае, очевидно, что Папий умер раньше 165 г. Между всеми пресвитерами в Асии, включая и самого Поликарпа, Ириней только одного Папия называет «древним мужем» (Adv. haer. V.33.4: α̉ρχαι̃ος α̉νήρ), да и «Хроника» Евсевия-Иеронима упоминает о епископате Папия под 98 (100) г. по Р.Х. Поэтому справедливо время его рождения относят к 60-70 гг. I в., а конец жизни – 135-150 гг. [164].

Других каких-либо данных о жизни и деятельности Папия мы не имеем. Поставление его во епископа Иераполя может свидетельствовать о твёрдости его веры. Суждения же о его способностях различны. Евсевий называет его человеком весьма ограниченного ума, основывая своё суждение на качествах его произведения. Но здесь же сам замечает, что на многих церковных писателей он оказывал такое влияние, что они усваивали некоторые неправильные его взгляды (хилиазм), и при этом указывает на Иринея (Hist. Eccl. III, 39, 11-13). Но Ириней действительно цитирует Папия с большим уважением как православного писателя и истинного хранителя апостольского Предания. Эта благоприятная для Папия оценка усвоена была и позднейшими церковными писателями: имя Папия всегда пользовалось высоким почтением, несмотря на особенности его воззрений[165]. Тем не менее в восточных и русских святцах имя Папия Иерапольского никогда не значилось[166].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: