Внутриорганизационные связи в маркетинге персонала.
Одним из проявлений коммуникационной функции маркетинга персонала является осуществление внутриорганизационных связей. Главной задачей этих связей становится выделение на первый план неформальных элементов отношений в организации, которые формируются в рамках формальной структуры. Тем самым у сотрудников организации складывается позитивный имидж их работодателя. Этот имидж может воздействовать на закрепление человеческих ресурсов внутри организации, а также может работать на улучшение имиджа работодателя вне организации, так как собственные сотрудники рассматриваются как носители имиджа.
В маркетинге персонала выделяются два главных направления связей: коммуникации в рамках производственного процесса; социальные потребности, независимые от производственного процесса.
Возможные мероприятия по поддержке коммуникаций в рамках выполнения производственных задач:
· формирование стиля управления, который обеспечивал бы причастность сотрудников к процессам принятия решений;
|
|
· полнота и объективность оценки персонала;
· регулярные собрания и беседы с сотрудниками, в процессе которых обсуждаются мероприятия по управлению организацией;
· действенная внутриорганизационная система приема и рассмотрения предложений сотрудников и т.п.
Удовлетворение социальных потребностей вне производственного процесса может обеспечиваться, например, через следующие мероприятия:
· консультирование сотрудников по персональным проблемам;
· формирование групп свободного времени;
· организация спортивных мероприятий;
· издание внутрифирменного журнала или газеты;
· организация внутрифирменных праздников и т.п.
Методика проведения маркетинга персонала состоит из следующих этапов:
Первый этап. Установление возможных источников покрытия потребности в кадрах.
Второй этап. Определение путей привлечения персонала. Выбор путей покрытия потребности в персонале зависит от содержания профессиональных требований и величины затрат на приобретение и дальнейшее использование каждого работника. Различают две разновидности таких путей - активные и пассивные.
Таблица 6
Внешние источники | Внутренние источники |
· учебные заведения различных уровней подготовки · коммерческие учебные центры · посреднические фирмы по подбору персонала · биржи труда · родственные предприятия свободный рынок труда | · высвобождение работников · переподготовка перемещение персонала с участков работы, имеющих резервы кадров на выдвижение |
Третий этап. Изучение факторов, влияющих на формирование направлений маркетинговой деятельности в области управления персоналом. Источниками информации для изучения факторов маркетинга рабочей силы персонала являются:
|
|
· учебные программы и планы выпуска специалистов в учебных заведениях;
· учебные программы дополнительного обучения в учебных центрах;
· материалы, публикуемые государственными органами по труду и занятости;
· информационные сообщения служб занятости.
Четвертый этап. Анализ источников и путей удовлетворения дополнительной потребности предприятия в кадрах. Он осуществляется по критерию обеспечения максимального соответствия качественных и количественных параметров потенциальных работников запросам.
Таблица 7