Социально-психологические методы

Позитивные методы воздействия Негативные методы воздействия
1. Формирование кодекса (правил) взаимоотношений сотрудников 1.1. Разработка философии организации, регламентирующей внутрифирменные правила взаимоотношений 1.2. Четкое следование философии организации на всех уровнях управления и во всех подразделениях 1.3. Обеспечение соответствия государственной и внутрифирменной кадровой политики 1.4. Развитие корпоративной культуры и партнерских взаимоотношений сотрудников 1.5. Реализация принципов патернализма: сотрудники фирмы образуют одну большую семью («один за всех и все за одного») 1. Применение размытого морального кодекса, основанного на двойной морали 1.1. Отсутствие философии организации, ориентация только на формальные взаимоотношения сотрудников 1.2. Нарушение общественных и внутрифирменных норм поведения в угоду личным интересам лидеров и руководителей 1.3. Доминирование внутрифирменной кадровой политики над государственной, религиозными нормами поведения и общественной моралью 1.4. Игнорирование корпоративной культуры и поддержка групповых интересов подразделений 1.5. Реализация принципов индивидуализма, личных интересов и поощрение только лучших членов коллектива
2. Эффективные социальные методы воздействия 2.1. Постоянное проведение социологического анкетирования в коллективе о состоянии климата и роли руководителей 2.2. Проведение интервьюирования и личного наблюдения в коллективе, ориентация на демократический стиль руководства 2.3. Использование социальных экспериментов, предшествующих кардинальным изменениям в коллективе (перестройке структуры, оплаты труда, смене лидеров) 2.4. Планирование социального развития коллектива на основе обеспечения роста жизненного уровня и социальных нормативов 2.5. Поддержка инициативности сотрудников, накопленных традиций 2. Неэффективные социальные методы воздействия 2.1. Игнорирование социального анкетирования и поддержка неформальных методов сбора информации (слухи, сплетни и т.д.) 2.2. Поддержка формальных правил взаимоотношений и создания барьеров в звене руководитель - подчиненный 2.3. Игнорирование социальных экспериментов, проведение радикальных изменений без подготовки и информирования коллектива 2.4. «Сбрасывание» проблем социального развития коллектива на городские власти и инфраструктуру сервиса 2.5. Ориентация на рыночную конкуренцию, игнорирование инициативности сотрудников
3. Рациональные психологические методы воздействия на персонал 3.1. Формирование хорошего психологического климата в коллективе на основе четкого соблюдения прав человека и психологических методов исследования 3.2. Эффективное использование психологических методов мотивации: внушение, убеждение, подражание, вовлечение, побуждение (теория «Y») 3.3. Проведение психологического тестирования сотрудников и организация индивидуальной работы с ними с учетом типа личности, темперамента 3.4. Организация психологической службы в организации и психологических консультаций для сотрудников 3.5. Проведение психологических тренингов и семинаров для руководителей всех уровней управления 3. Неэффективные психологические методы воздействия 3.1. Создание нервозности и психологического дискомфорта в коллективе, игнорирование прав человека и психологических методов 3.2. Неэффективное использование психологических методов мотивации и ориентация на командование, принуждение и наказание (теория «Х») 3.3. Отсутствие или эпизодическое тестирование сотрудников и работа с ними без учета свойств личности 3.4. Увольнение социальных психологов или игнорирование их роли в коллективе. Попытка некоторых руководителей самим проводить тестирование («псевдопсихология») 3.5. Игнорирование психологических тренингов или проведение их только для высшего руководства

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: