Социально-психологические методы
Позитивные методы воздействия
| Негативные методы воздействия
|
1. Формирование кодекса (правил) взаимоотношений сотрудников
1.1. Разработка философии организации, регламентирующей внутрифирменные правила взаимоотношений
1.2. Четкое следование философии организации на всех уровнях управления и во всех подразделениях
1.3. Обеспечение соответствия государственной и внутрифирменной кадровой политики
1.4. Развитие корпоративной культуры и партнерских взаимоотношений сотрудников
1.5. Реализация принципов патернализма: сотрудники фирмы образуют одну большую семью («один за всех и все за одного»)
| 1. Применение размытого морального кодекса, основанного на двойной морали
1.1. Отсутствие философии организации, ориентация только на формальные взаимоотношения сотрудников
1.2. Нарушение общественных и внутрифирменных норм поведения в угоду личным интересам лидеров и руководителей
1.3. Доминирование внутрифирменной кадровой политики над государственной, религиозными нормами поведения и общественной моралью
1.4. Игнорирование корпоративной культуры и поддержка групповых интересов подразделений
1.5. Реализация принципов индивидуализма, личных интересов и поощрение только лучших членов коллектива
|
2. Эффективные социальные методы воздействия
2.1. Постоянное проведение социологического анкетирования в коллективе о состоянии климата и роли руководителей
2.2. Проведение интервьюирования и личного наблюдения в коллективе, ориентация на демократический стиль руководства
2.3. Использование социальных экспериментов, предшествующих кардинальным изменениям в коллективе (перестройке структуры, оплаты труда, смене лидеров)
2.4. Планирование социального развития коллектива на основе обеспечения роста жизненного уровня и социальных нормативов
2.5. Поддержка инициативности сотрудников, накопленных традиций
| 2. Неэффективные социальные методы воздействия
2.1. Игнорирование социального анкетирования и поддержка неформальных методов сбора информации (слухи, сплетни и т.д.)
2.2. Поддержка формальных правил взаимоотношений и создания барьеров в звене руководитель - подчиненный
2.3. Игнорирование социальных экспериментов, проведение радикальных изменений без подготовки и информирования коллектива
2.4. «Сбрасывание» проблем социального развития коллектива на городские власти и инфраструктуру сервиса
2.5. Ориентация на рыночную конкуренцию, игнорирование инициативности сотрудников
|
3. Рациональные психологические методы воздействия на персонал
3.1. Формирование хорошего психологического климата в коллективе на основе четкого соблюдения прав человека и психологических методов исследования
3.2. Эффективное использование психологических методов мотивации: внушение, убеждение, подражание, вовлечение, побуждение (теория «Y»)
3.3. Проведение психологического тестирования сотрудников и организация индивидуальной работы с ними с учетом типа личности, темперамента
3.4. Организация психологической службы в организации и психологических консультаций для сотрудников
3.5. Проведение психологических тренингов и семинаров для руководителей всех уровней управления
| 3. Неэффективные психологические методы воздействия
3.1. Создание нервозности и психологического дискомфорта в коллективе, игнорирование прав человека и психологических методов
3.2. Неэффективное использование психологических методов мотивации и ориентация на командование, принуждение и наказание (теория «Х»)
3.3. Отсутствие или эпизодическое тестирование сотрудников и работа с ними без учета свойств личности
3.4. Увольнение социальных психологов или игнорирование их роли в коллективе. Попытка некоторых руководителей самим проводить тестирование («псевдопсихология»)
3.5. Игнорирование психологических тренингов или проведение их только для высшего руководства
|