Аудит персонала. Аудит персонала -это система консультационной поддержки, аналитической оценки и независимой экспертизы кадрового потенциала организации

Аудит персонала - это система консультационной поддержки, аналитической оценки и независимой экспертизы кадрового потенциала организации.

В практике менеджмента аудит персонала является, с одной стороны, способом наблюдения подобно финансовому или бухгалтерскому аудиту, а с другой – инструментом управления, ко­торый позволяет решить ту или иную проблему, возникающую в сфере трудовых отношений.

Аудит персонала осуществляется на основании общепризнан­ных для любой аудиторской проверки принципов: профессио­нализм, независимость, достоверность, честность и объектив­ность, сопоставимость с международным правом.

Объект аудита персонала - трудовой коллектив организации, различные стороны его производственной деятельности, принципы и методы управления персоналом в организации. Аудиторская проверка в области персонала должна осуществляться по следую­щим направлениям:

· оценка кадрового потенциала организации, качественных и количественных характеристик персонала;

· диагностика кадровых процессов и процедур управления, оценка их эффективности.

Целью аудита кадрового потенциала является выявление то­го, обладает ли организация человеческими ресурсами, необхо­димыми и достаточными для ее функционирования и развития; способен ли персонал работать эффективно и в соответствии с выбранной стратегией. Для этого необходимо оценить факти­ческий состав работающих, а также особенности самого персо­нала, наличие у работников профессионально важных качеств и характеристик.

Оценка кадрового потенциала должна включать:

· анализ списочного состава работников (по возрастному, образовательному, половому и другим признакам, естест­венной убыли) и его соответствие организации;

· оценку укомплектованности кадрового состава в целом и по уровням управления, включая оценку обеспеченно­сти персоналом технологического процесса;

· оценку соответствия образовательного и профессионально-квалификационного уровня персонала, степени его соот­ветствия требованиям производственной деятельности;

· анализ структуры кадрового состава на соответствие тре­бованиям технологии и классификатору должностей;

· проверку и анализ данных об использовании рабочего вре­мени;

· оценку текучести кадров и абсентеизма, изучение форм, ди­намики, причин движения рабочей силы, анализ потоков перемещений внутри организации, состояния дисципли­ны труда;

· определение в динамике количества работников, занятых неквалифицированным и малоквалифицированным трудом, тяжелым ручным трудом;

· исследование социальных аспектов трудовой деятельности (мотивации труда, профессионально-квалификационного роста, семейного положения, обеспеченности жильем и др.);

· сбор и анализ данных об уровне санитарно-гигиенических производственных и бытовых условий (состояние рабочих мест, бытовок, мест общественного питания);

· диагностику управленческого, инновационного потенциала персонала организации, его способности к обучению.

Для выработки и обоснования рекомендаций в ходе аудитор­ской проверки должны быть изучены не только количественные и качественные характеристики персонала, но и весь спектр функций управления персоналом, посредством которых достигается обеспечение интересов организации. Важную методологическую роль в проведении аудита и принятии обоснованных решений играет мониторинг в области персонала - научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа кадровой информации и представления получен­ных данных для принятия стратегических и тактических решений руководством организации.

Основными источниками информации, используемой для про­ведения аудита персонала, являются законы и инструкции в об­ласти управления трудом и трудовыми отношениями, трудовые показатели организации, результаты анкетирования и интервью­ирования работников.

Сложность и многогранность объекта и целей аудита персо­нала предполагают использование многообразного методологи­ческого инструментария проведения проверки и анализа, кото­рый можно разделить на три основные группы методов:

1) организационно-аналитические, предполагающие проверку документации и отчетности, анализ трудовых показателей, свидетельствующих о результативности деятельности организации и ее персонала. При этом из общего числа трудовых показателей следует выделить только те, которые в наибольшей степени влияют на эффективность (прибыльность) организации, среди них показатели использования рабочей силы, рабочего времени, качества труда, производительности труда, оплаты труда и др. Источниками данной информации служат документация и отчетность организации, в том числе баланс трудовых ресурсов организации, описание работ и спецификации, должностные инструкции, данные об издержках на наем, увольнение, обучение и переподготовку кадров, анкеты и тесты кан­дидатов на вакантные должности (рабочие места), уровень про­фессиональной заболеваемости, производственного травматизма, текучести и т.д.;

2) социально-психологические методы, заключающиеся в про­ведении самостоятельных социологических опросов, анкетиро­вания, индивидуальных и коллективных бесед, интервьюирования работников различных уровней и категорий. Данная группа методов наиболее результативна для оценки удовлетворенности трудом, отношения к работе, взаимоотношений в коллективе, мотивации к труду, эффективности деятельности руководства и сис­темы вознаграждений и компенсаций и т.д.;

3) экономические методы, позволяющие путем сравнения эко­номических и социальных показателей деятельности организа­ции с законодательно установленными нормами и норматива­ми или со средними или лучшими в отрасли (группе аналогичных организаций) показателями оценить: конкурентоспособность организации на рынке труда; эффективность функционирования служб управления персоналом; эффективность самого аудита персонала.

Осуществление аудиторской проверки предполагает разделе­ние работы на четыре этапа.

На подготовительном этапе осуществляются: формализация идеи проведения аудиторской проверки, определение ее целей, предполагаемой эффективности для организации; подбор пер­сонала (внутри организации или вне ее) для организации проверки, его обучение в случае необходимости; разработка внутрифирменного документа (приказа, распоряжения), намечающего сроки, задачи, исполнителей и участников проверки, инструк­таж исполнителей и участников; разработка плана сбора, предо­ставления и программы рассмотрения анализируемой информации.

На этапе сбора информации осуществляются проверка докумен­тации и отчетности, мониторинг персонала, наблюдение, опро­сы, анкетирование, беседы с сотрудниками, предварительная обработка статистических данных, компоновка бухгалтерской и иной информации. Следует учитывать, что статистические и иные показатели становятся более доступными и содержательными с точки зрения анализа, если для их сбора, хранения и обработки используются компьютерная техника и современные информационные технологии.

Таблица 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: